Вопросы к Юристу

Развал-схождение колес своими руками: пошаговая инструкция

Не правильно выставленный развал схождение колес может пагубно сказаться на управлении автомобиля, его устойчивости и в многократном эквиваленте ускорить процесс износа шин. Поэтому, даже учитывая огромное количество автосервисов, необходимо знать, как самому сделать развал схождение, что знает далеко не каждый автолюбитель. Учитывая количество СТО, у многих возникнет вопрос, а зачем это нужно? Все достаточно просто. Допустим, Вы далеко от города, а на трассе нет автомастерских, при этом вы чувствуете, что машину ведет в сторону, руль плохо возвращается в исходное положение после поворотов или заметили сильный износ покрышек. Это все признаки того, что у вас сильно нарушен развал схождение колес. Как быть в таком случае? Вот именно для таких ситуаций важно знать, как в кустарных условиях выставить развал схождение колес самому.

Что же, собственно говоря, являет собой развал схождение? Схождение – соотношение расстояний между крайними точками дисков колес строго горизонтальной плоскости. Развал – разница углов между вертикалью и плоскостью, относительно которой вращаются колеса. Они бывают положительными (нижняя сторона завалена внутрь) и отрицательными (верхняя сторона завалена внутрь). Это важно знать и понимать, чтобы иметь представление как самому сделать сход развал.

— Устанавливаем колеса по ходу движения в положении прямо
— Отмечаем мелом крайнюю верхнюю и нижнюю точку колесного диска
— Строительным отвесом отмеряем вертикаль от крыла автомобиля и замеряем расстояние между нашими метками к шнуру отвеса (разница расстояний не должна превышать 0,3-0,5 см.)
— Прокатываем машину вперед (метки меняются местами) и проделываем аналогичную процедуру. Если разница расстояний за два замера в норме, то развал в норме, а если нет – переходим к пункту 5.
— Снимаем колесо, послабляем крепление амортизатора и поворотного кулака
— Перемещаем (сдвигаем) воротный кулак на расстояние, полученное из предыдущих результатов замеров (наружу или внутрь в зависимости от разницы измерений).
— Устанавливаем колесо и делаем проверку измерений. Если все замеры в пределах нормы – развал выставлен правильно, а если нет – перемеряем по-новому и переходим к пункту 5. Так делаем до тех пор, пока не добьемся желаемого эффекта.

Процедура выставления схождения колес автомобиля представляет собой такую последовательность действий:
— На внутренних сторонах колес ставим мелом по 3 метки на одинаковом расстоянии друг от друга
— Прилаживаем наш измерительный прибор к одним из меток (на линейке должен быть зафиксирован отчет от ноля)
— Откатываем машину назад к следующим меткам и проверяем расстояние между внутренними сторонами колес и т.д. по всем меткам.
— Если при прокатывании машины расстояние между метками колес увеличивается – удлиняем рулевую тягу, а если становится меньшим – укорачиваем рулевую тягу. Таким образом, добиваемся одинаковых расстояний между метками с погрешностью не более 3 мм.
Конечно, для каждого автомобиля есть свои подходы в разрешении данной задачи, но это основные понятия и азы того, как делать развал схождение автомобиля. Если вы понимаете устройство автомобиля, то после прочтения данной статьи, у вас не должно возникать вопросов о том, как делать сход развал. Такие элементарные корректирующие операции настройки вашего авто всегда пригодятся, ведь знания никому за плечами не носить. Дай то Бог, что бы они были востребованы как можно реже!

Чем чревата не отрегулированная база колес?

Необходимо понимать, что развал-схождение ВАЗа, «Ниссана», «БМВ» и авто любой другой марки выполняется практически одинаково. Если данную процедуру периодически не проводить, то может случиться беда. Во-первых, транспортное средство начинает вести в сторону, что уже нехорошо. Во-вторых, значительно повышается износ покрышек. В зависимости от того, насколько сбито схождение или развал, будет стираться то внешняя сторона покрышки, то внутренняя. Да и вообще, не отрегулированная колесная база приводит к тому, что теряется уверенность в управлении автомобилем, а динамические показания значительно снижаются, при этом расход топлива повышается. Тем не менее если приезжать на СТО после каждых 5-10 тысяч километров, то всего этого можно избежать. Но если автосервиса поблизости все же нет, а работу выполнить нужно, то тут можно справиться и своими силами.

Основные понятия и термины

Развал – это угол наклона между плоскостью вращения колеса и его вертикалью. При этом развал бывает положительный и отрицательный. Первый вид характеризуется тем, что верх колеса направлен наружу. Второй, наоборот, тем, что колесо несколько наклонено внутрь ТС.

Схождение – угол между плоскостью вращения колеса и направлением движения. Оно обычно определяется в миллиметрах, но на некотором оборудовании расчет производится в градусах/минутах. Также вводится такое определение, как угол поперечного наклона. Это угол между проекцией оси поворота и поперечной плоскостью колеса.

Угол наклона шкворня, так называемый кастр, отвечает за стабилизацию колес во время движения. Поэтому специалисты рекомендуют выполнять развал-схождение каждые 5-10 тыс. километров. Но бывают внеплановые случаи, когда колесную базу необходимо регулировать срочно, к примеру, если есть деформация диска колеса из-за механического повреждения.

Развал-схождение: цена и кое-что еще

Как было отмечено выше, в настоящее время практически на каждой СТО делают регулировку колесной базы. Для этого там имеются специальные стенды, на которых и выполняются работы. Что же касается стоимости услуг, то она стартует от 400 рублей. Причем сегодня очень популярна компьютерная отладка развала-схождения. Ключевая особенность такого метода заключается в большой точности регулировки углов. Правда, стоимость компьютерного метода обычно начинается от 500-600 рублей, но оно того стоит. К примеру, проверка и регулировка одной оси легкового транспортного средства обойдется примерно в 400 рублей. Двух осей - в 800 рублей. Если же нужно выполнить проверку и регулировку коммерческого транспорта, то за одну ось придется отдать 800 рублей, а за две – тысячу. В принципе, таковы примерные расценки на развал-схождение. Цена может отличаться в зависимости от выбранного сервиса. Сроки выполнения работ – от получаса до часа. Это зависит от сложности и некоторых других факторов.

Что нужно для начала работ?

Вы должны понимать всю серьезность выполняемой процедуры и отнестись к ней максимально ответственно. Вам это нужно в первую очередь. Для выполнения регулировки углов наклона потребуется не так много. Во-первых, автомобиль необходимо поставить на смотровую яму. Во-вторых, обзаведитесь шнуром с отвесом и небольшим кусочком мела. Также желательно иметь при себе обычную измерительную линейку и набор инструментов для ТС (ключи, отвертки и т.п.).

После этого постарайтесь стать на смотровую яму так, чтобы колеса смотрели максимально прямо. Сделайте снизу и сверху отметки с помощью мела. Потом используйте шнур с отвесом. Его прикладывают к крылу ТС, а затем измеряют расстояние между шнуром и ободом вблизи отметок. Допустимая разница – 3 мм.

Самостоятельная регулировка. Развал-схождение отладим у себя в гараже

После проведения вышеописанных действий вам необходимо вывернуть руль и немного прокатить ТС. При этом метки должны повернуться на 90 градусов. Процедуру желательно повторить еще раз и записать результаты. Это необходимо для так называемой чистоты замеров. Дело в том, что ни поверхность, ни крыло или колесо не являются идеально ровными, а в нашем случае нужно стараться свести погрешность к минимуму. После этого выполняется снятие колеса и ослабление поворотного кулака с амортизатором.

Поворотный кулак необходимо сдвинуть вовнутрь или наружу, что зависит от направления, которое было получено в результате проведенных измерений. После колесо и кронштейн закрепляются. В принципе, после выполнения такой несложной процедуры мы должны были добиться правильного угла развала. Но стоит помнить о том, что есть допустимые погрешности. Для заднеприводных машин это +1/+3 мм, а для переднеприводных -1/+1 мм.

Как регулируется сход развал?

Для ремонта вам будут необходимы:

  • линейка,
  • мел,
  • стандартный набор инструментов,
  • шнур с отвесом,
  • ровная площадка с ямой или подъемником.

Сначала потребуется выяснить: насколько точно было произведено схождение раньше. Т.е. «нулевое» ли положение у рулевой рейки при прямолинейном движении. Как это сделать? Следуем дальнейшим указаниям: поставить автомобиль на ровной поверхности. Затем повернуть максимально руль в одну сторону, сделав метку сверху на руле (посередине круга) повернуть руль до упора в другую сторону. При этом необходимо посчитать количество целых оборотов и частей целой окружности (долей). Когда посчитали поделить полученное количество на 2 и повернуть руль в это положение. Если данный результат совпадает с привычным положением руля, то «нулевое» положение рейки выставлено. Если нет, это придется сделать самим.

Как выставить «нулевое» положение?

Необходимо снять руль, для этого отвинтите гайку. После зафиксировать его в посчитанном нами «нулевом» положении (спицы руля должны располагаться симметрично). Теперь мы будем ориентироваться по этому положению. Дабы себя проверить, нужно поочередно вращать руль влево/право — в обе стороны он должен поворачиваться на одинаковое количество оборотов, по этому поворачивая колесо до предела в стороны, подщитывайте их.

Далее нужно ослабить стопорные гайки наконечников рулевых тяг. Одну тягу следует немного выкрутить, а вторую закрутить на такое же самое количество оборотов (это очень важно!). Такую процедуру можно сделать один раз и более не менять положение руля. А в дальнейшем – лишь регулировать схождения.

Как отрегулировать схождения колес?

После проверки прямолинейность нужно проверить степень загруженности транспорта, давления в покрышках, надежно ли крепление подвески и механизма руля. После этого уже можно приступить непосредственно к проверке и настройке схождения.

Для определения уровня схождения колес, следует вычислить разницу между точками на ободе спереди и сзади его оси геометрии. Для этого нужно использовать специальную цепь с линейкой или натяжной прибор.

Чтоб измерить схождение линейка устанавливается меж колес, таким образом, чтоб наконечники труб уперлись в бок покрышек, а цепочки дотрагивались до земли. Когда вы установите стрелку на нулевое положение, машину следует немного перекатить вперед, чтоб линейка очутилась сзади оси колес. При этом стрелка должна показывать уровень схождения. В случае несовпадения с нормой она должна быть откорректирована.

Для того, что бы отрегулировать схождение колес нужно вращать соединительные муфты боковых рулевых тяг. Когда эта операция проведена, контрольные гайки необходимо надежно затянуть.

Регулировка угла развала колес

Самым сложным процессом выступает проверка и регулировка развала колес, но и ее возможно выполнить своими силами. Чтоб это сделать машина поднимается так, чтоб колеса не дотрагивались до земли. После этого нужно вычислить места одинакового биения на боковых частях шин. Выставив колеса в положение движения по прямой, рядом с колесом следует подвесить груз. Мелом делаются метки по окружности колеса сверху и снизу. С помощью шнура с отвесом вычислите дистанцию от обода до шнура.

Разница дистанций между нитью груза и верхней частью обода и есть уровень развала.Для точности выполнения процедуры прокатите машину, чтоб колесо повернулось на 90. Повторить несколько раз и записать результаты.

Далее снимаем колесо автомобиля и отпускаем 2 болта крепления кронштейна стойки амортизатора к поворотному кулаку. Затем сдвигаем вовнутрь или наружу поворотный кулак, в каком направлении, и на какое расстояние, зависит от результатов ваших замеров. Именно таким образом вы сможете установить необходимый угол развала. После процедуры нужно подтянуть болты, поставить колесо и вновь провести замеры.

Делая сход-развал собственноручно, помните, что необходимо проводить замеры несколько раз (не меньше трех), после чего взять среднеарифметическое значение. Если развал-схождение отрегулированы правильно, транспортное средство не будет уходить в сторону при движении, а износ протектора шин будет равномерный.

Вся процедура регулировки проводится заново в том случае, если после проведенных работ машина всё равно «уходит» с траектории прямолинейного движения. О неправильном развале или схождении также скажет неравномерный износ покрышек, по этому диагностика шин также будет не лишней.

Самостоятельное выполнение такой не легкой процедуры сэкономить приличную сумму денег, однако помните, что для большинства современных автомобилей рекомендуется проведение сход/развал в автосервисах.

Смотрите видео: Развал-схождение колес. Сход-развал. Автосервис. (April 2020).