Вопросы к Юристу

Государственная и муниципальная служба

Должностной регламент должент быть утвержден представителем работодателя и организовывать служебную профессиональную деятельность государственного служащего РФ. Это документ призван оказывать содействие правильному подбору, размещению на соответствующих должностях служащих, отвечать за повышение их профессионализма, совершенствование технологического и функционального разделения труда между руководителями подразделений и их подчиненными. Также должностной регламент используется при приеме граждан на службу, планировании и оценке их дальнейшей служебной деятельности, а также проведении квалификационного тестирования (экзамена) либо аттестации.

Результаты выполнения данного нормативного документа служащими могут быть учтены при проведении конкурсных мероприятий по замещению вакантной должности либо при включении данного специалиста в кадровый резерв. Также при положительных результатах прохождения государственной службы работник может быть поощрен соответствующим образом.

Регламент используется в качестве приложения к контракту на прохождение гражданской службы в России либо замещение определенной должности в этой же службе. Документ хранится в одном месте с должностной инструкцией служащего.

Должностной регламент должен быть составлен в соответствии с требованиями ст.47 ФЗ № 79 от 27.07.2004 г. В его структуре обязательно должны быть:

- должностные обязанности, ответственность и права государственного служащего за ненадлежащее исполнение либо неисполнение вообще своих должностных обязанностей, которые соответствуют задачам и функциям соответствующего структурного подразделения,

- перечень квалификационных требований к характеру и уровню знаний, навыков, которые предъявляются к гражданскому служащему, а также наличие соответствующего образования и стажа государственной службы либо опыта работы по специальности,

- вопросы, по которым гражданский служащий имеет право либо обязан принимать решения самостоятельно,

- порядок взаимодействия служащего при исполнении им своих обязанностей с иными должностными лицами либо организациями и простыми гражданами.

Должностной регламент также может включать такие показатели:

- список государственных услуг, которые могут оказываться организациям и гражданам,

- показатели результативности и эффективности (критерии оценки) деятельности государственного служащего.

Как указывалось выше, для оценки выполнения обязанностей регулярно (в основном раз в год) проводится аттестация либо оценивание. Аттестация гражданских служащих способствует формированию высококачественного кадрового состава организации, повышению квалификационного уровня данных специалистов. Также она позволяет решать вопросы, которые связаны с замещением должностей при проведении сокращения работников той или иной государственной службы, а также при изменениях оплаты труда.

Должностной регламент

В современной модели гражданской службы признаками должности, помимо ее учреждения органами государственной власти и включения ее в Реестр должностей гражданской службы, является должностной регламент.

Должностной регламент это новация закона о гражданской службе. Он основывается на принципах:

  • законности,
  • соответствия полномочиям государственного органа,
  • эффективности,
  • стимулирования самостоятельности и инициативы государственных служащих,
  • персональной ответственности государственного гражданского служащего за порученное дело,
  • стабильности должностных функций,
  • ориентации на прогрессивные технологии служебной деятельности.

Должностной регламент является существенным условием служебного контракта и составной частью административного регламента. Он утверждается представителем нанимателя. В должностной регламент включены:

  1. квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы, а также к образованию, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности,
  2. должностные обязанности, права и ответственность гражданского служащего за неисполнение (ненадлежащее исполнение) должностных обязанностей в соответствии с административным регламентом государственного органа, с задачами и функциями структурного подразделения государственного органа и функциональными особенностями замещаемой в нем должности гражданской службы,
  3. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан самостоятельно принимать управленческие и иные решения,
  4. перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе или обязан участвовать при подготовке проектов нормативных правовых актов и (или) проектов управленческих и иных решений,
  5. сроки и процедуры подготовки, рассмотрения проектов управленческих и иных решений, порядок согласования и принятия данных решений,
  6. порядок взаимодействия с гражданскими служащими того же государственного органа. гражданскими служащими иных государственных органов, другими гражданами, а также с организациями,
  7. перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административным регламентом государственного органа,
  8. показатели эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданского служащего.

Федеральным законом № 79-ФЗ (п. 1 ч. 2 ст. 47) установлено, что в должностной регламент в качестве его обязательной составляющей включаются квалификационные требования к уровню и характеру знаний и навыков, предъявляемые к гражданскому служащему, замещающему соответствующую должность гражданской службы.

Должностным регламентом устанавливаются не только правила и процедуры юридически значимых действий, совершаемых гражданским служащим по должности, но и определяются показатели результативности исполнения должности гражданской службы, т.е. в соответствии с должностным регламентом осуществляется вся профессиональная служебная деятельность гражданского служащего, и, как определено в ч. 2 ст. 47 Закона № 79-ФЗ, к государственному служащему не могут предъявляться требования, не закрепленные в должностном регламенте конкретной должности гражданской службы.

Качество выполнения условий должностного регламента учитывается при планировании должностного роста служащего, при осуществлении необходимых кадровых технологий, формировании кадрового резерва, решении вопросов о поощрении и наказании служащего.

Что это такое и где применяется

Регламент используется в сфере госслужбы при проведении конкурса на замещение вакантной должности для определения соответствия соискателя. Он также понадобится при аттестации персонала для разработки аттестационных материалов и проверки квалификации сотрудников. При формировании кадрового резерва и оценке показателей деятельности служащих без него тоже не обойтись.

Порядок разработки и утверждения

Для учреждений государственной службы не установлена единая форма должностного регламента. Каждое ведомство разрабатывает и утверждает ее самостоятельно. Чтобы разработать этот документ, нам понадобится:

  • Федеральный закон от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,
  • положение (или другой документ) о госоргане, его функциях, организационной структуре, внешних и внутренних бизнес-процессах, виде, порядке и сроках оказываемых услуг,
  • штатное расписание с наименованием подразделений и должностей,
  • положение (или другой документ) о внутреннем подразделении, к которому относится нужная нам должность,
  • должностные обязанности и права специалиста (их необходимо составить совместно с непосредственным руководителем),
  • утвержденная примерная типовая форма. В ней уже есть все необходимые разделы и понадобится только дополнить недостающие сведения.

Если такого образца нет, то можно воспользоваться предложенной нами примерной типовой формой должностного регламента начальника отдела и на ее основе разработать собственный бланк самостоятельно. Единого для всех структур государственной службы стандарта нет, каждый орган разрабатывает и утверждает форму самостоятельно

Структура регламента

Структура регламента должна содержать следующие разделы:

  1. Общие положения, где отражено наименование должности и подразделения, куда принят сотрудник, кому он будет подчиняться и кто подписывает приказ о назначении.
  2. Требования к уровню образования, стажу госслужбы и работы по специальности, знанию нормативных и законодательных актов и т. д.
  3. Должностные обязанности и ответственность за их неисполнение, а также права сотрудника.
  4. Вопросы и задачи для принятия самостоятельных решений.
  5. Вопросы и задачи, в решении которых сотрудник обязательно принимает участие.
  6. Сроки и последовательность подготовки согласования и принятия различных решений, проектов, нормативных актов и т. д.
  7. Взаимодействие с другими служащими внутри своего госоргана, с другими организациями и гражданами.
  8. Перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям.
  9. Показатели эффективности и результативности его профессиональной деятельности.

Разделы со второго по девятый являются обязательными и закреплены в статье 47 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации». В конце обязательно прикладываем лист ознакомления с подписью и датой, когда ознакомлен сотрудник

Порядок внесения изменений в регламент

Изменение этого локального нормативного акта затрагивает существенные условия служебного контракта.

В одностороннем порядке по инициативе представителя нанимателя изменения возможны, только если они не затрагивают должностные обязанности. Об этом прямо сказано в части 1 статьи 29 Федерального закона № 79.

Для начала готовим проект нового документа, согласовываем и утверждаем его. После этого необходимо уведомить служащего в письменной форме о предстоящих изменениях существенных условий служебного контракта. Сделать это нужно не менее чем за два месяца до даты вступления изменений в силу. Исчисление срока предупреждения начинается на следующий день после даты уведомления.

Проще всего зафиксировать факт уведомления, вручив сотруднику один экземпляр под подпись или отправив письмо с уведомлением о вручении по почте. Общий стандарт уведомления не установлен. Мы предлагаем использовать следующий образец.

Специалист вправе выбрать: продолжить службу на той же должности в изменившихся условиях, перейти на предложенную вакантную должность или отказаться от продолжения службы вообще.

Если он согласен на продолжение деятельности в той же или новой предложенной должности, то оформляем дополнительное соглашение к служебному контракту. Требование об обязательной письменной форме соглашения указано в пункте 5 статьи 24 Федерального закона № 79.

В документе отражаем все вносимые изменения и подписываем у представителя нанимателя и непосредственно у госслужащего.

Несогласие сотрудника продолжить службу после изменения существенных условий также обязательно оформляем в письменном виде. Основанием для такого требования служит пункт 4 статьи 29 Федерального закона № 79.

Такой отказ будет основанием для расторжения служебного контракта в одностороннем порядке по основаниям пункта 7 части 1 статьи 33 Федерального закона № 79.

Смотрите видео: Это нужно знать для зачёта по дисциплине Государственная и муниципальная служба в РФ 2018 (September 2020).