Вопросы к Юристу

Расчет расхода топлива автомобиля

Формула расчета расхода топлива

Наша статья рассказывает о том, как применяется формула расчета расхода топлива, какими нормами регулируется ведение таких подсчетов, а также какую пользу данная информация может принести.

Следует отметить, что для компании, не имеющей в собственности транспортные средства эта информация будет не так полезна. А для владельцев автомобилей (автопарка) — это поможет:

  • Сократить расход топлива,
  • Увеличить ресурс главных агрегатов,
  • Вести отчетность,
  • Определить себестоимость перевозки,
  • Произвести правильный расчет с работником, использующим личный автотранспорт в служебных целях.

Как сократить расход ГСМ и увеличить моторесурс

На расход горюче-смазочных материалов влияет целая совокупность факторов:

  • Манера и стиль вождения, которые зависят от климатических условий в регионе, где эксплуатируется авто, особенностей характера владельца машины, сюда же можно отнести опыт (продолжительность) езды за рулем и марку самого транспортного средства.
  • Тип используемого горюче-смазочного материала, поскольку при переходе на более высокое октановое число происходит потеря мощности — оставшийся бензин нагреет двигатель, и расход будет увеличен. Позволяется менять тип ГСМ, если автомобиль оснащен технологией, помогающей регулировать угол зажигания.
  • Работа двигателя, точнее его общее состояние: свечи зажигания, поскольку недостаточность искры напрямую влияет на работу системы зажигания, при этом увеличивается расход бензина, кислородный датчик, потому как его поломка ухудшает характеристики мощности и, как следствие, также увеличивается расход топлива.

Прогрев мотора автомобиля безусловно вносит свою лепту в дополнительный расход ГСМ, однако без этой вынужденной процедуры никак не обойтись. Прогревая двигатель, вы даете возможность смазочному материалу заполнить все отводные трубки и каналы системы. Например, покрытые пленкой цилиндры двигателя прослужат в два раза дольше. Прогревание сидений и всего салона остается на усмотрение владельцев.

Расчет расхода ГСМ на 100 км с применением алгоритма

Как производится расчет ГСМ, полезно знать каждому водителю транспортного средства, поскольку данный процесс занимает немного времени и помогает точно узнать о том, сколько денежных средств необходимо выделить на заправку машины при длительных поездках.

Для того, чтобы произвести точный расчет необходимо:

  • Заправить полный топливный бак — снять показания счетчика пробега.
  • После пробега снова заправить полный топливный бак — снять показания счетчика.

Расчет затрат ГСМ на 100 км производится исходя из залитого топлива на второй заправке, согласно показаниям товарного чека

Самая распространенная формула расчета расхода топлива, она же считается одной из самых практичных и эффективных:

X = L/(S/100) или X = (L/S)x100

  • «L» — это топливо по кол-ву литров,
  • «S» — расстояние поделенное на количество ГСМ,

В топливном баке 30 л, пройденное расстояние равняется 376 км.

30 : 3,76 = 7,99 литра будут составлять затраты ГСМ на 100 км.

Расход ГСМ будет правильнее считать по прохождению транспортным средством более 1000 км. Так он будет точнее, и вы сможете увидеть полную картину.

Основные нормы для расчета расхода ГСМ

Нормы для расчета расхода ГСМ

Норма затрат горюче-смазочных материалов — это средняя величина потребляемых ГСМ для определенных типов транспортных средств, с учетом пройденного расстояния.

Согласно рекомендациям Министерства транспорта РФ на 2016 год, расчет расхода горюче — смазочных материалов, имеющие на балансе транспортные средства предприятия вправе осуществлять самостоятельно, либо с учетом предписаний. Основным документом, которым руководствуются предприятия, является Распоряжение Минтранса РФ N AM — 23 — p от 14.03.2008 года.

В 2015 году претерпели небольшие изменения повышающие коэффициенты для эксплуатируемого транспорта в городе, где население составляет более 5 млн. человек. Кроме этого, Распоряжением Минтранса РФ N — 80 — p от 14.07.2015 года расширен перечень моделей транспортных средств для организаций и предприятий.

Базовые нормы корректируются с учетом следующих коэффициентов:

  • В зимний период: Крайний Север, Север, Сибирь от +15% до +20%, Центр, Урал от +10% до +12%, Южные районы от +5% до +7%.
  • Исходя из количества людей, проживающих в городском округе, где эксплуатируется транспортное средство: до двухсот пятидесяти тысяч +10%, до одного миллиона +15%, до трех миллионов +20%, более трех миллионов + 25%.
  • Кроме этого, принимается во внимание пробег и год выпуска транспортного средства, подключение системы охлаждения салона (кондиционера), перемещение крупных грузов, а также тип заправляемого ГСМ.

Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения

Контроль затрат ГСМ системой спутникового слежения

Бухгалтер предприятия вносит количество потребляемого топлива в соответствии вышеуказанным нормативам. Помимо графы «материальные расходы» для внесения потребляемого ГСМ сверх нормы, предусмотрена графа «внереализационные затраты».

Существует формула расчета расхода топлива для автобуса:

Qн = 0,01 x Hs x S x (1 + 0,01 x D) + Нот x T, (2)

  • Qн — затраты в соответствии с нормами,
  • Нs — норма затрат ГСМ с учетом пройденного расстояния л/100 км,
  • S — пройденное расстояние,
  • Нот — норма затрат ГСМ с учетом применения штатных отопителей,
  • Т — время эксплуатации с включенным обогревом салона,

Qн = 0,01 x Hsanc x S x (1 + 0,01 x D) + Нz x Z, (4)

  • Z — сумма рейсов сделанных за одну смену.

Для грузового автотранспорта:

Qн = 0,01 x (Hsan x S + Hw x W) (1 + 0,01 x D), (3)

  • W — объем выполненных работ.

Спутниковая система слежения — это достаточно эффективный способ контроля за затратами ГСМ.

Применение такой системы предполагает использование данных пройденного расстояния автотранспорта, которые обрабатываются посредством сведений полученных со спутника, при этом без учета показаний ондометра.

К основным преимуществам спутниковой системы можно отнести:

  1. Возможность получения ежедневных сведений о точном расстоянии пройденном автомобилем.
  2. Сведения об общих затратах времени на производство работ.
  3. Данные времени движения и каждой остановки.
  4. Осуществление контроля скоростного режима.

Система имеет небольшую погрешность (всего 1,5%), но способна предотвращать несанкционированное увеличение расхода топлива. Кроме этого, существует возможность в автоматизированном режиме произвести расчет затраты ГСМ по соответствующим нормам, где за основу берется формула расчета расхода топлива представленная выше.

Два возможных способа расчета:

  1. По времени движения транспортного средства.
  2. Согласно пройденному расстоянию.

Существуют различные способы приобретения топлива: наличный расчет, талоны, банковские карты и др.

Для наличного расчета необходимо (посредством приказа организации) утвердить весь порядок данной процедуры, а именно: назначить ответственных подотчетных лиц, которые обязаны в определенный срок заполнять документацию о потраченных денежных средствах с приложением товарно-кассовых чеков и путевых листов.

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Все эти расчеты не отражают реального расхода. Формулы действуют только в идеальных условиях при больших пробегах. Спутниковые системы отражают реальный расход только при установке датчиков топлива .

Судя по разговорам некоторых работников транспорта, многие из них научились избегать контроля спутниковой системы. Умудряются и там махинировать. Так что о правильных цифрах расхода топлива знают немногие, и те, от кого зависит замер, пользуются этим в свою пользу.

Способы оценки расхода

Возможностей измерить аппетит авто есть несколько. Можно прибегнуть к простому способу определения расхода, но для более точного вычисления лучше воспользоваться специальными формулами. Расчет нормы расхода топлива требуется на предприятии для определения суммы затраченных средств на ГСМ в ежемесячном балансе. Поэтому данные вычисления основаны на ряде законодательных документов и нормативов, которые можно найти в специальных справочниках.

Простой расчет

Данный расчет расхода топлива основан на статистических наблюдениях. Нужно заправить определенное количество горючего и при этом записать показания на одометре. После этого ездим до использования залитого в бак топлива и снова записываем показания одометра. Дальнейшие вычисления очень просты. Формула расчета расхода топлива:

расход = литры / километры *100

Нужно взять количество литров заправленного топлива и разделить на разность показаний одометра. Так мы получим расход топлива на км. Расчет требуемого количества топлива на 100 км получаем, умножив результат на 100.

Эта формула предоставляет усредненные данные, но даже они могут показать количество требуемого горючего на 100 км пути.

Многие рекомендуют проводить данный замер при исходном пустом баке. Заправить полный бак или любое другое точно известное количество топлива и использовать его полностью. При таком подходе можно максимально точно вычислить средний расход. Но данный метод имеет также несколько недостатков. Езда с пустым баком плохо влияет на топливную систему многих автомобилей. Также придется возить с собой канистру с горючим для последующей дозаправки. Можно использовать такой же подход, как описан выше, но замеры и заправку производить, когда загорится лампочка дозаправки. Это позволит избавиться от канистры в салоне и полного опустошения топливного бака.

Нормативный расчет

Этот расчет расхода топлива учитывает некоторые дополнительные факторы, которые значительно влияют на потребление горючего. Нормативный расчет топлива применяется зачастую на предприятиях для определения стоимости горюче-смазочных материалов. Формула расчета расхода топлива имеет следующий вид:

РАСХнорм = 0,01 * РАСХбаз * РАССТ * КОЭФФ

В данной формуле РАСХбаз — это базовый расход топлива, который указан в технических характеристиках автомобиля, РАССТ — количество фактически пройденных километров за месяц, КОЭФФ — коэффициент суммарной поправки.

Коэффициент поправки состоит из нескольких показателей. Это срок эксплуатации автомобиля, использование системы климат-контроля, плотность движения в определенной местности и даже климатические зоны.

Согласно документации следует принимать следующие поправки:

  • 5%, если транспортное средство старше 5 лет или пробег более 100 тыс. км,
  • 10%, если автомобиль старше 8 лет,
  • 10% при эксплуатации машины в населенном пункте с числом жителей 100-250 тысяч человек,
  • 25%, если число жителей составляет более 3 млн человек,
  • 15-35% при перевозке тяжеловесных и крупногабаритных грузов,
  • 7% при включении климат-контроля или системы кондиционирования,
  • 5-20% в зависимости от региона эксплуатации автомобиля.


Используя вышеуказанную формулу, можно определить нормативный расчет расхода топлива автомобиля. Для вычисления среднего количества потребляемого горючего нужно провести следующие расчеты:

РАСХсред = РАСХнорм * 100 / РАССТ

Нормативный расход горючего умножаем на 100 км и делим на фактически пройденный километраж. Так мы узнаем средний расход на 100 км.

Факторы, влияющие на расход топлива

Множество обстоятельств могут снизить или значительно увеличить ежемесячные расходы на горюче-смазочные материалы. Даже самые незначительные, на первый взгляд, факторы существенно влияют на средние показатели.

Главный критерий, определяющий расчет расхода топлива, — это стиль езды. Если использовать активный стиль вождения, то можно увеличить показатели среднего расхода на 50-60%.

Использование кондиционера или климатической системы на 100% мощности увеличит расход на 10-15%.

Вождение автомобиля на непрогретом двигателе добавит к показателям 10-12%.

Включенные фары, езда с открытым окном на скорости более 50 км/ч и плохо накачанные колеса добавят 4-5% за каждое обстоятельство.

Приведенные выше цифры свидетельствуют о том, что показатели расхода топлива могут отличаться практически вдвое от среднего. Все зависит от манеры управления транспортным средством и его технического состояния. Качество дорожного покрытия, плотность автомобильного движения, температурный режим также могут значительно изменить результаты расчета расхода топлива.

Так что, если любим «давить на газ» или использовать режим «низколетящего самолета» на трассе, то не стоит удивляться частоте посещения автозаправочных станций.

Альтернативные способы расчета

Многие современные автомобили оснащены бортовым компьютером, который легко поможет вам постоянно отслеживать средний и текущий расход топлива. Используя полученные данные, можно значительно снизить затраты на ГСМ, вовремя переключая передачу или придерживаясь оптимального скоростного режима.

Также существует система GPS-мониторинга количества потребляемого топлива в любой отрезок времени. Данную технологию используют владельцы транспортных предприятий и организации, владеющие крупной спецтехникой.

Расчет расхода горючего очень важен, так как увеличение затрат может своевременно указать на неисправности транспортного средства и даст возможность заблаговременно устранить неполадки.

Используя эти нехитрые формулы, можно легко контролировать потребление горючего, что достаточно важно при постоянно меняющейся стоимости на топливо.

Главный метод определения расхода топлива авто

В первую очередь стоит сказать, почему расход, заявленный в техническом паспорте вашего автомобиля, разнится с реальным. Это обуславливается тем, что условия, в которых определяется расход приближен к идеальным – соблюден температурный режим, покрышки обладают низким сопротивлением качению, машина не так загружена, как зачастую нагружают ее автовладельцы во время эксплуатации, да и топливо, используемое во время замеров, является высококачественным, чего нельзя сказать о ГСМ, предлагаемых сегодняшним рынком.

Обычно расход определяется в количестве литров бензина, потребленного на 100 километров пробега. Существует несколько способов определения аппетита автомобиля, мы поведаем о наиболее распространенном. Расчеты довольно просты, а вот полученные результаты значительно важны.

Итак, теперь приступаем к самому эксперименту. Отправляемся на АЗС, где, по вашему мнению, заливают качественное топливо. Заправляем полный топливный бак и двадцатилитровую канистру, на которую предварительно необходимо нанести шкалу емкости.

После этого вам необходимо запомнить показания одометра и отправиться в поездку по тем местам, где обычно пролегает ваш путь. Проехать желательно 100 километров. После чего надо вылить бензин из канистры в топливный бак и определить по шкале, сколько топлива вошло.

Если вы проехали ровно 100 километров, то результат и будет демонстрацией истинного аппетита вашего железного коня, если же вы проехали больше сотни, то вам необходимо количество истраченного бензина разделить на пройденный путь, полученная цифра и будет показателем расхода топлива.

Второй способ определения расхода топлива

Выше обозначенный способ является наиболее точным, однако требует усилий. Сейчас мы поведаем вам еще один метод, которым пользуются многие автолюбители. Как только на приборной панели вашего автомобиля загорится лампочка, сигнализирующая о том, что бензин на исходе, вам следует сразу отправиться на заправочную станцию, в противном случае ваш автомобиль может заглохнуть в самый неподходящий момент. Хотя, стоит отметить, что это не самое страшное, чем грозит пустой бак, поскольку нередко в подобной ситуации из строя выходит бензонасос.

Но что-то мы отошли от темы. Итак, лампочка загорелась, мы прибыли на АЗС и заправляем бак до упора. Запоминаем показания одометра и отправляемся по намеченному маршруту. Кататься надо до тех пор, пока лампочка вновь не загорится. Теперь вам необходимо от нынешних показаний одометра вычесть предыдущее, и разделить объем топливного бака на полученную цифру, тем самым вы получите информацию о расходе топлива. Однако надо признать, что подобный расчет является не таким точным, как выше заявленный, поэтому для получения более достоверного расхода топлива все-таки используйте первый метод. Кроме того рекомендуется воспользоваться калькулятором для определения точного расхода и средней стоимости поездки.

Не следует забывать о том, что на расходе автомобиля сказываются многие факторы, мы не берем во внимание качество топлива, оно естественно оставляет желать лучшего, в первую очередь речь идет о вашей манере вождения, об условиях, в которых вы чаще всего ездите, о качестве дорожного полотна. Так, известно, что на трассе автомобиль потребляет меньше топлива, чем в поездках по городу, ведь когда вы стоите в пробках или на светофорах, горючка в прямом смысле этого слова улетает в выхлопную трубу, также стоит отметить, что на бездорожье, в сравнении с поездками по асфальту расход заметно больше. Не лучшим образом на аппетите железного коня сказывается и технические неисправности в автомобиле, поэтому желая сэкономить на топливе, уделяйте должное внимание состоянию машины, диагностируйте подвеску, меняйте вышедшие из строя агрегаты и следуйте советам, которые помогут снизить расход топлива. Удачи!

Зачем вам нужно знать расход топлива?

Некоторые из вас, уважаемые читатели, могут задать резонный вопрос – а зачем знать расход с точностью до десятых? Как загорится лампочка – тогда и надо заправлять. Отвечаем. В дальней поездке заправки могут оказаться непонятно где или иметься в наличии, но с бензином неудовлетворительного качества. И вот тогда очень полезно будет знать, дотяните ли нормальной АЗС или нет.

Однако главная ценность информации о потреблении горючего заключается в том, что она косвенно отражает состояние мотора. Резко увеличившийся расход должен настораживать, и спектр проблем тут чрезвычайно широк – от пробитого бака до неполадок с подачей топлива в цилиндр. А вовремя проведенная диагностика позволяет устранить небольшую поломку, пока она не привела к необратимым последствиям.

Экономия средств тоже может быть весьма кстати. С нынешним дорогим бензином слишком часто заезжать на заправку разорительно, и чересчур высокий расход топлива может заставить задуматься о покупке машины с более умеренным «аппетитом».

Как рассчитать расход топлива на 100 км

В настоящий момент насчитывается 2 методики, используя которые, можно узнать потребление горючего автомобилем. Первую используют различные предприятия, например, автобусные парки. Она называется нормативной. Другая подразумевает замеры на конкретной машине и отличается своей наглядностью. Ее название – практическая.

Практический расчет расхода топлива на 100 км

В самом простом виде методика требует оснащения автомобиля бортовым компьютером, который покажет вам расход. Однако если его нет, или вы хотите проверить точность измерений и немного поэкспериментировать, то можно сделать так:

  • залить бензин «под завязку» и записать цифру на одометре,
  • проехать некоторое расстояние так, как вы обычно ездите,
  • вновь залить полный бак, причем на той же заправке и с той же колонки,
  • объем залитого топлива (см. квитанцию)/ на кол-во пройденных километров и х 100 – вот вы и узнаете расход.

При делении пробега на литры вы получите расстояние, которое проехали на 1 л. топлива. А домножив это число на объем бензобака, можно узнать запас хода вашей машины.

Для тех, кто любит ставить опыты, есть иной способ. Положите в багажник 2 канистры на 20 л. в компании с заливной горловиной, и начинайте ездить в обычном режиме, только не забудьте записывать показания одометра. Ваша задача – дождаться, когда топливо не иссякнет совсем, после чего опорожните одну из канистр. Повторите еще раз или 2, записывая пробег, а потом производите расчеты по методике выше. Чем больше будет таких циклов, тем точнее получится цифра.

Такой расчет будет самым точным, но и наиболее рискованным для автомобиля. Бензонасосы инжекторных двигателей плохо переносят полное отсутствие бензина в баке, они могут сломаться, а топливная система – завоздушиться. А если процесс происходит зимой, то заливать 20 л. бензина на морозе (или в метель) мягко говоря, некомфортно.

В идеале контролировать истинный расход топлива нужно 2 раза в год – зимой и летом. Тем самым вы сможете узнать, все ли в порядке с вашей «ласточкой», и не требуется ли ей срочная диагностика силового агрегата.

Смотрите видео: Как рассчитать реальный расход бензина #1 авто советы (September 2020).