Вопросы к Юристу

Меры воздействия на ребенка, который систематически нарушает школьный устав

Не имеет. Поэтому сваливает эту заботу на плечи учителей.

Точно не знаю, бюджет гимназии намного превышает бюджет обычной общеобразовательной школы или нет, но директор или завуч там молодец. Повезло учителям этой гимназии и родителям тоже.

Заведующий учебной частью несет ответственность за все происшествия, которые происходят в стенах и рядом со школой.

Расписывать подробно не буду про ответственность за безопасность, нарушения трудового распорядка и т.д.

Что делать, если завуч постоянно придирается к учителю? Куда и кому писать жалобу, если школа расположена в Подольске?

Подольске: и к мин-во образования Московской области: поставить в известность о поведении нового завуча.Если вам потребуется помощь в составлении документов, обращайтесь к любому юристу.

18 Мая 2017, 10:59 1 0 Екатерина клиент, г. Подольск Дело в том, что директор в курсе всех этих событий и прислушивается только к завучу, а меня слушать никто не хочет.

18 Мая 2017, 11:00 8,6 Рейтинг Правовед.ru 8982 ответа 4452 отзыва Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации юрист, г. Раменское Общаться в чате Дело в том, что директор в курсе всех этих событий и прислушивается только к завучу, а меня слушать никто не хочет.ЕкатеринаТогда тем более необходимо довести до сведения указанные структуры. Привести в пример диктанты детей, чтоб было видно, что это все не придумано, а естьпо факту 18 Мая 2017, 11:03 0 0 8,6 Рейтинг Правовед.

Учитель унижает учеников

Родители (законные представители) также имеют право на обращение с иском в суд к конкретному педагогу и ОУ с требованием о выплате компенсации морального вреда.

Вы как родитель имеете право требовать прекращения таких действий со стороны учителя.

Можно объяснить учителю, что Ваш ребенок не привык к крику и вы считаете что подобные меры воздействия недопустимыми. Шаг второй. Написать обращение на имя директора школы (оно может быть как индивидуальным так и коллективным), перечислить факты и обстоятельства, которые нарушают права учащихся науважение чести и достоинства и просить принять меры воздействия по отношению к учителю, либо привлечь к дисциплинарной ответственности.

Будьте благонадежны

Школы волнуются и бегут впереди Центра «Э»: их еще не начали наказывать, но они уже нервничают: случись что — с кого спросят?

Со школы: куда она смотрела? И школы стараются перебдеть. Учителя, директора и завучи старательно объясняют школьникам: вы маленькие дети, вы ничего не понимаете в политике, вы стали игрушкой в руках западных наймитов, вы ступили на скользкую дорожку экстремизма, вы сами закрываете себе дорогу в вуз и подставляете родителей. Школьники не внемлют, записывают эти радения на смартфоны и выкладывают ролики на Ютуб.

Главная проблема тут, ясное дело, вообще не в детях, а в законодательстве, регулирующем порядок организации митингов и других массовых мероприятий.

Не вытесняйте молодежь с ее гражданскими чувствами из правового поля — не будет необходимости бороться с ее неправовыми действиями.

Если ребенка хотят поставить на внутришкольный учет. Из опыта работы города Москвы.

Учитель в докладной записке должен указать, почему не смог предотвратить инцидент.

Именно поэтому образовательное учреждение обязано: 1) оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с отклонениями, 2) выявлять несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях, 3) выявлять семьи, находящиеся в социально опасном положении, и оказывать им помощь в обучении и воспитании детей, (согласно ) Бывают случаи, когда социальный педагог и администрация образовательного учреждения могут принять решение о постановке на внутришкольный учет детей из вполне благополучных семей.

Выговор завучу школы

  • Гончарова ВераЮрист, г. Оренбург
    1. 56ответов
    2. 40отзывов

    А правильно ли оформлено наложение выговора?

    Вспомните, что Вы подписывали! Для объявление выговора необходимо, чтобы была написана служебная записка или докладная, от Вас объяснительная, а потом приказ об объявлении выговора! Вы объяснительную писали? приказ подписали?Вам нужно обратиться либо в суд (с исковым заявлением о снятии дисциплинарного взыскания), либо в государственную инспекцию по труду и занятости ( с жалобой на действия работодателя).

    На основании статьи 392 Трудового кодекса предоставляется 3 месяца чтобы оспорить вынесенный приказ. Возьмите у работодателя копию служебной записки, объяснительной Вашей и приказа об объявлении выговора. Удачи Вам! 16 Апреля 2014, 19:22 Ответ юриста был полезен?

    + 0 — 0 Свернуть Уточнение клиента Спасибо большое за ответы.

    Наказание в школе

    Каждая образовательная организация принимает так называемые локальные нормативные акты — документы, которыми регулируются различные вопросы деятельности школы. К ним относятся Устав, Правила внутреннего распорядка, Правила проживания в общежитиях и интернатах и другие.

    За неисполнение или нарушение локальных нормативных актов школы обучающегося могут наказать. Вопросы дисциплины в школе регулируются , а также .

    Кроме того, в каждой школе принимаются также локальные Правила применения к обучающимся и снятия с них мер дисциплинарного взыскания. Данные Правила не должны противоречить нормам законов. Наказывают учеников путём наложения дисциплинарного взыскания.

    Их существует три вида: • замечание • выговор • отчисление За каждый дисциплинарный проступок может быть применена только одна мера дисциплинарного взыскания. Дисциплина в организации, осуществляющей образовательную деятельность, поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся и педагогических работников. Законодательно установлен запрет на применение физического и (или) психического насилия по отношению к обучающимся.

    Недопустимыми видами наказания является оставление после уроков, оскорбления, унижение человеческого достоинства, применения физической силы. Кого наказывать нельзя? Не допускается применять меры дисциплинарного взыскания в отношении: • учеников начальных классов, • учащихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

    Сроки применения дисциплинарного взыскания Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и не позднее шести месяцев со дня его совершения. В данные сроки не входит время, когда учащийся болел, был на каникулах, в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам, отпуске по уходу за ребенком.

    Мера взыскания по истечению 1 года снимается, если в течение этого времени не было новых взысканий.

    Совет 1: Как уволить директора школы

    Эмоциональность и вспыльчивость в этом случае не помогут.

    Если вы видите, что директор нарушает закон, например, использует денежные поступления в школу в собственных интересах, постарайтесь собрать максимум доказательств этого нарушения. Так, например, внебюджетные поступления в виде родительских добровольных пожертвований должны контролироваться не директором, а общешкольным родительским комитетом. И только на собрании комитета можно принимать решения, куда в первую очередь будут потрачены деньги.

    Если же этого не происходит, то вы имеете право написать жалобу, собрав подписи родителей в департамент образования, что станет поводом для проверки в школе.

    В результате этой проверки могут «вскрыться» и другие нарушения со стороны директора.

    2 Родитель, а тем более родительский комитет имеет большое влияние на директора.

    Меры воздействия на ребенка, который систематически нарушает школьный устав

    Но очень часто они забывают про свои обязанности.

    Если учащийся не выполняет данные условия, то к учащемуся могут быть применены следующие меры дисциплинарного взыскания:

    1. выговор
    2. отчисление из образовательной организации
    3. замечание

    (ст.43 п.4 ФЗ РФ № 273 -ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации») Меры дисциплинарного воздействия применимы только к обучающимся средней и старшей ступеней образования.

    Для обучающихся, имеющих отклонения в психическом развитии, данные меры недопустимы.

    Комментарии Комментариев: 45

    Здравствуйте, Нурия Романовна! В консультации Вы пишете об административной ответственности родителей в случае отсутствия реакции родителей на беседы с директором (по поводу систематического нарушения их ребенком школьного устава). Возможно я не права, но на мой взгляд административный штраф по п.3 ст.5.35 КоАП РФ тут не применим, ведь п.3 ст.5.35 КоАП РФ наказывает только за повторное нарушение, обозначенное в п.2 ст.5.35 КоАП РФ, а в нем (в п.2) речь идет конкретно о нарушениях прав несовершеннолетних, связанных с лишением их права на общение с родителями или близкими родственниками, когда один родитель не позволяет ребенку общаться с другим или не выполняет решение суда об определении места жительства детей. Поэтому выходит, что нерадивого родителя в ситуации, разбираемой в Вашей консультации, можно наказать только (по п.1 ст.5.35 КоАП РФ) предупреждением или наложением административного штрафа в размере от ста до пятисот рублей. Выглядит уже совсем не так страшно, как штраф в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административный арест на срок до пяти суток. Жаль, что в своей консультации Вы не остановились поподробнее на описании механизма привлечения к административной ответственности родителей ученика, нарушающего школьный устав. Интересно было бы узнать сам порядок действий, как это происходит. Сколько и каких действий администрацией школы должно быть предпринято, прежде чем она инициирует дело по привлечению родителей к административной ответственности. Например, учащемуся должен быть сделан выговор (как мера дисциплинарного взыскания) и проведено несколько бесед с родителями или сделано три замечания и поставлен на внутришкольный учет. Должны ли замечания и встречи с родителями быть запротоколированы? Может быть не школа должна начинать дело по привлечению к ответственности родителей, а кто тогда? (инспектор по делам несовершеннолетних?) Если регулярно нарушает устав школы ученик младших классов (грубые нарушения: систематические драки с нанесением травм другим ученикам, регулярный срыв учебного процесса, оскорбления и угрозы в адрес учеников и учителей), то что школа может сделать в такой ситуации (если беседы с ребенком, с его родителями, занятия со школьным психологом, например, к сколько-нибудь существенным изменениям не приводят)? Вы пишете также: "Для обучающихся, имеющих отклонения в психическом развитии, данные меры недопустимы." А какие меры допустимы для них? И при сочетании каких условий вообще учащийся, имеющий отклонения в психическом развитии, может посещать массовую школу? Или такое невозможно? Какими нормативными актами это определено? Спасибо большое за Ваши статьи, очень мало толковых разъяснений на тему организации правового пространства в образовательном учреждении.

    Здравствуйте, Елена!
    Работа с родителями, недобросовестно исполняющими свои обязанности по воспитанию и обучению детей, и детьми, систематически нарушающими школьный устав, ведется социальным педагогом учреждения. Социальный педагог тесно сотрудничает с органами опеки и попечительства, КДН (комиссия по делам несовершеннолетних) и ОДН (отдел по делам несовершеннолетних). Социальный педагог образовательного учреждения может инициировать работу с семьей учащегося, нарушающего дисциплину в образовательном учреждении. У социального педагога есть все протоколы, которые свидетельствуют о проведенной работе с учеником и его семьей, они заполняются ежемесячно. Еще раз отмечу, что школа не в праве привлекать недобросовестного родителя к административной ответственности, то есть выписывать штрафы. У образовательного учреждения нет таких полномочий. Когда все меры воздействия на родителей и учащегося себя исчерпали, то стоит подумать о привлечении к ответственности в суде, где заявителями могут быть и образовательное учреждение, и представители комиссии по делам несовершеннолетних.
    Чтобы у ребенка выявить отклонения в психическом развитии, необходимо пройти психолого-медико-педагогическую комиссию(ПМПК). Для прохождения ребенком данной комиссию необходимо согласие родителей. Если такого согласия нет, то администрация школы или школьный психолог не вправе принудить родителя ее пройти. В ситуации, когда ребенок прошел такую комиссию и ему поставили диагноз в соответствии с МКБ-10, родитель не обязан показывать заключение комиссии администрации, учителю образовательного учреждения. Более того, он имеет право продолжать обучение в общеобразовательном учреждении. Существует Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» (зарегистрировано в Минюсте России 23.10.2013 №30242), который регламентирует порядок прохождения ребенком ПМПК. Таким образом, школа может лишь рекомендовать родителю пройти ПМПК, убедив его в необходимости такого действия. В Законе «Об Образовании в Российской Федерации» указано, что каждый ребенок имеет право на получение образования. При наличии определенных рекомендаций образовательное учреждение может лишь создать специальные условия обучения ребенка, но отчислить из школы ученика младших классов не имеет права. Перевести ребенка в специализированную школу возможно только по желанию родителя и при наличии заключения ПМПК.
    С уважением, Сафиулина Нурия Романовна.

    Нурия Романовна, добрый день!
    Благодарю Вас за такой подробный ответ. Я надеялась, что все-таки есть какие-то официальные способы урегулирования этой ситуации, о которых я не знаю, но Вы еще раз подтвердили мои печальные догадки.
    Дело в том, что в нашей школе есть такой мальчик, который не только систематически нарушает школьный устав, но и регулярно подвергает опасности жизнь и здоровье других детей. Учится этот мальчик в одном классе с моей дочерью-первоклассницей. Первых классов в нашей параллели четыре, в каждом более 30 человек и нет ни одного класса, в котором не было бы пострадавших детей.
    Мальчик неуправляем и его агрессивное поведение не новость. В детском саду он тоже вел себя подобным образом. Мы узнали об этом от родителей, дети которых пересекались с мальчиком в детском саду. Ругается матом на всех (детей, взрослых), постоянно угрожает «всех тут убить, задушить, закопать, открутить башку», загружает ребятам порносайты на телефоне, на прогулке кидается камнями в голову, бегает за ребятами с острыми палками, приносит в школу иголки, протыкает вилками руки одноклассникам, ворует деньги, были и вывихи, и синяки и расцарапанные в кровь дети. Мою дочку он намеренно сшибал с ног так, что она ударялась головой (потому что «интересно завалить»), однажды воткнул ей в руку ручку со всей силы, душил ее за то, что она «посмела играть с его мальчиками» (все это при том, что она предупреждена к нему не подходить ни в коем случае, то есть он лезет сам и намеренно причиняет боль другим детям, потому что по его словам «это прикольно»).
    Все жалобы родителей пострадавших детей с начала учебного года и до недавних пор копились у завуча, хода жалобам не давали, советовали разбираться с мамой мальчика самим, поскольку администрация ничего сделать не может. В карте у мальчика никаких диагнозов нет, школьный психолог заключила, что он хороший мальчик, добрый, только ему тяжело в таком большом коллективе, а еще он злопамятный и если его обидели, то он потом мстит. Дело в том, что действительно, пока мальчик находится наедине со взрослым, и все внимание взрослого направлено только на него, он может какое-то время вести себя вполне обычно. Интеллект у него не нарушен и явных признаков неблагополучия в такой обстановке заметить нельзя. Но в коллективе он ведет себя совсем по-другому.
    При этом жалобы на него поступали не только от родителей, но и от учителей, так как он постоянно срывает уроки и прямо на уроке бьет других детей, ругается с учителем. Его поведение на прогулке и продленке настолько опасно, что все учителя продленки категорически отказались от того, чтобы он посещал ее. Педагоги напуганы, что рано или поздно он совершит такой поступок, за который им придется отвечать по закону, а уследить за ним и оградить от опасных действий просто невозможно, потому что даже если все время держать его за руку он ухитряется проходя мимо кого-то лягнуть ногой, например, в пах. Да и есть ли вообще такая возможность у учителя неотлучно держать одного ребенка за руку в условиях массовой школы?
    В итоге вторую половину дня он проводит в социальном центре, из которого специально за ним приходит личный педагог. Кто этого добился – мама мальчика или школа мне неизвестно. Педагоги соц.центра, посмотрев на поведение мальчика, настоятельно порекомендовали маме съездить с ним на консультацию в псих.диспансер.
    После того как мальчик принес в школу перочинный нож, который ему подарили родители, и гонялся с ним за детьми с криками "счас всех вас тут зарежу" терпение родителей лопнуло и они, объединившись (в группе 60 человек), начали писать жалобы директору школы. Индивидуальные жалобы написали человек 15, остальные готовы подписать коллективную жалобу. Одна мама сходила с заявлением в милицию. Директор школы в ответ на жалобы пообещала поговорить с мамой мальчика и предложить им домашнее обучение.
    А мама мальчика, которой родители дали понять, что ситуация уже очень накалилась, поехала на консультацию к врачу в районный псих.диспансер. Оттуда маму с мальчиком направили на обследование в главный детский психо-неврологический центр в Петербурге. Однако он там пробыл одну неделю вместо положенного месяца, мама его забрала, не дождавшись окончания обследования. Причины неизвестны, но по ее словам она собирается и дальше водить его в школу, аргументируя тем, что интеллект у него не нарушен и, соответственно, он имеет право посещать массовую школу.
    Администрация школы, возможно, не совсем корректно повела себя в этой ситуации, то есть та работа, о которой Вы пишете (работа соц.педагога, протоколы о проведенной работе, сотрудничество с КДН по инициативе школы) - всего этого не было, поэтому теперь администрация заинтересована и дальше скрывать проблему, иначе может открыться, что с их стороны не было совершено минимально необходимых действий. Наша учительница еще в начале года обращалась к директору за помощью в разрешении конфликта, директор сказала только: «Води его за руку». Завуч младшей школы почти ежедневно получала устные доклады от учителя о ситуации с этим ребенком (кого побил, кого душил, что еще натворил), письменные и устные жалобы от преподавателей продленки, от педагогов-предметников, от родителей. Все это было сложено в стол. Возможно потому, что директор школы считает, что завуч должна разбираться сама, а если жалобы доходят до директора, значит завуч плохо работает. Поэтому сор стараются из избы не выносить и замять все в рамках «маленькой школы» (у нас отдельное здание младшей школы).
    Что же еще можно сделать в этой ситуации? Мама мальчика, хоть и признает, что он ведет себя агрессивно, считает, что и остальные не лучше, сами его задирают, наговаривают на него, и вообще – она мальчика содержит одна, снимает квартиру и с работы уйти не может, чтобы с ним сидеть – куда ей его девать?
    Родители готовы писать жалобы и коллективно и индивидуально, но все это пока привело только к прессингу нашего учителя (ее ругает руководство, что "так распустила своих родителей, что они смеют жалобы директору писать", ругают, что она нерадивая, не нашла подход к ученику, грозят увольнением). Такое впечатление, что ситуация безнадежна.
    В свете моих представлений о том, какие меры воздействия можно применить для изменения ситуации, я понимаю, что реальных мер не существует, и Вы это только подтвердили. Все что я могу - это забрать своего ребенка из опасной и агрессивной среды, которой оказалась школа благодаря единственному семилетнему мальчику. Это будет, конечно, последний выход. Мы очень любим нашу учительницу, она очень хорошая первая учительница, и прекрасно подошла дочке (нашла подход), такого человека непросто будет найти в другой школе, да и к самой школе ребенок привык, она ходила туда на подготовительные курсы, знает многих детей из параллели, завела друзей.
    Я очень рада, конечно, что наше государство хорошо позаботилось, чтобы права таких детей на образование не были нарушены, чтобы такой мальчик не стал ущемленной стороной. Возможно, есть и какие-то социальные институты, в которые могла бы обратиться мама-одиночка, оказавшаяся в такой ситуации за помощью? Как государство может ее поддержать или оно только гарантировало всем права и самоустранилось? Ведь тут есть и другая сторона: права всех остальных детей параллели на обучение в нормальной обстановке нарушены. Им наносятся травмы (не только физические). Они не могут усваивать материал, т.к. мальчик срывает уроки и все внимание учителя перетягивает на себя и на решение проблем, создаваемых им. Что мы еще можем сделать, чтобы разрешить конфликт? Я боюсь, что кто-то может серьезно пострадать и боюсь за своего ребенка. Извините, что получилось так длинно.

    Здравствуйте, Елена!
    Мне хотелось бы добавить свои несколько слов в Ваш диалог с Нурией Романовной. Я психолог, не юрист, поэтому я не буду ничего говорить о правовых аспектах проблемы, а попробую порассуждать со стороны психологической и педагогической.

    Итак, семилетний мальчик демонстрирует крайне агрессивное поведение и ставит под угрозу жизнь и здоровье окружающих детей. Вообще, поведение (любое) - это наш способ взаимодействия с окружающим нас миром, способ, с помощью которого мы получаем то, что хотим или избегаем того, чего не хотим. Поскольку человек может оказаться совершенно в разной ситуации, в разных обстоятельствах, поэтому мы не рождаемся с готовым поведением, а научаемся ему в ходе жизни. А значит, можем и отучиться, если обстоятельства изменятся! Это полностью относится ко всем людям, включая и нездоровых психически.
    Сейчас мальчик, о котором Вы пишете, с помощью своего агрессивного поведения что-то получает (игрушки или другие предметы, которые его интересуют, возможно, внимание учителя и/или внимание других детей, возможность делать то, что хочется делать, например, играть на телефоне, также возможно, удовольствие от криков других детей и т.п.) или чего-то избегает (например, выполнения трудных или неинтересных учебных заданий). Поскольку поведение повторяется, значит он вполне добивается того, к чему стремится. То есть вольно или невольно его поведение со стороны окружающих поощряется. Смотрите сколько внимания к нему со стороны других детей и взрослых, вплоть до директора школы!
    А какое поведение детей нужно учителю, школе? Мой вопрос может показаться риторическим, но это совсем не так. Я уже отметил, что поведение агрессивного ребенка вольно или невольно систематически поощряется. А поощряется ли поведение детей, которые ведут себя правильно? Знают ли дети (включая и проблемного ученика) четко и ясно, какое поведение требуется от них на уроке и на перемене? Написаны ли или нарисованы ли (для не умеющих пока читать) где-то правила поведения в классе и на перемене (3-5 правил, больше дети в начальной школе будут не в состоянии воспринять), чтобы они постоянно видели это перед глазами? Насколько энергично, демонстративно и наглядно учитель и другие взрослые в школе напоминают об этих правилах и, главное, поощряют соблюдение этих правил детьми? Думаю, я знаю ответ.
    Я хочу сказать, что поведение мальчика, действительно, проблемное, его долго и настойчиво поощряли, поэтому для перевоспитания потребуется серьезная, продуманная и последовательная работа. Квалифицированный психолог при обязательном постоянном участии учителя могут изменить ситуацию к лучшему. Но захотят ли? Это ведь серьезная нагрузка. Проще вызвать маму и потребовать, чтобы она что-то сделала с сыном дома, чтобы он начал вести себя нормально в школе. Как Вы понимаете, это совершенно бессмысленно, поскольку поведение, как я уже говорил, определяется окружающей средой, а в школе она совсем другая, чем дома.
    Что можете сделать персонально Вы? Вместе с другими заинтересованными родителями помочь учителю организовать внятное поощрение детей, соблюдающих правила поведения. Обдумать, как прекратить поощрение агрессивного поведения, то есть создать условия, в которых проявление агрессивности будет невозможно (например, нет никого в доступной близости) или, по крайней мере, затруднительно (обстановка не дает возможности замахнуться или толкнуть, например, если будет поощряться поведение этого мальчика держать руки в карманах). Я понимаю, что это легче сказать, чем сделать, поэтому и предлагаю вам подумать вместе - вы лучше знаете обстановку в классе и школе. Если понимания со стороны учителя Вы не встретите, единственным выходом останется перевести дочь в другую школу, потому что в этом в классе к концу года будет уже несколько таких мальчиков. Дети быстро распознают, какое поведение реально "работает" и быстро ему научаются.

    Ситуация, которая сложилась у Вас в классе, не может не беспокоить. В моей практике был очень похожий случай. Ребенок 1 класса в начале учебного года нанес серьезную травму своему однокласснику (ударил ручкой в висок). К разрешению данной ситуации подключились все службы школы. Неоднократно велись беседы с мамой ребенка и бабушкой. Психологом школы, социальным педагогом была проделана большая работа. В результате грамотных действий классного руководителя ребенок за 4 года обучения больше ни разу не совершил противоправных действий. Этот пример показывает, что школа может самостоятельно урегулировать многие вопросы, которые возникают вследствие противоправных действий, совершаемых учащимися.

    С уважением, Сафиулина Нурия Романовна.

    Какие меры по закону можно применять к учащимся нарушающим правила поведения и обучения в школе (систематически не посещают уроки, если бывают на занятиях, то срывают учебный процесс, грубят учителям, угрожают детям физической расправой (были установлены случаи физического воздействия на детей))?А у неё ещё 8ой уровень психического развития, а у мальчик стоит на учете ПДН.

    Немаловажным является возраст обучающихся, к которым образовательное учреждение хочет применить меры административного воздействия.

    Например, такая мера как отчисление из образовательной организации может применяться только по достижении учащимися возраста 15 лет.

    С согласия родителей и по решению КДН и ЗП учащиеся могут быть отчислены из образовательной организации до достижения 15 лет.

    Для обучающихся с девиантным поведением, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования создаются специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов (ст. 66 ФЗ «Об Образовании в РФ»).

    Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких учреждениях определяются Федеральным законом от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

    Понятия «8-ой уровень психического развития» в юридической и психологической терминологии не применяется.

    С уважением, Сафиулина Н.Р.

    Нурия Романовна, спасибо большое за ответ! Но наши дети так отчаялись, из-за того, что они за тройку борятся, а ей ставят не за что. Она занятиями не интересуется, а тройки ей ставят только за то, что она пришла на урок. Она уже занимается проституцией, детям угрожает, а бабушка только жалуется, что ничего сделать с ней не может (девочка находится под опекой), и виновата школа, дети и родители. Бабушке предлагали три варианта: 1) оставят на второй год, 2) в школу-интернат 3) на домашнее обучение. Ни на один из вариантов бабушка не дала согласия. А директор школы говорит, что школа не иметь права девочку исключить, ей нет 15 лет, а только 14, и она государственный ребенок, пока никто не знает, что делать. Но мы, родители и дети писали заявление, на которое нам никто не ответил ( в школе). Хотим писать в выше стоящие органы.

    Галина, ситуация действительно непростая.
    1.Следует отметить, что педагог имеет право ставить двойку, если учащийся не усвоил материал или образовательную программу по итогам четверти (триместра). Педагог должен ставить обучающемуся объективные отметки, которые соответствуют знаниям.
    2. Такой ребенок должен состоять на внутришкольном учете. Социальный педагог школы и классный руководитель должны обратиться в органы опеки и попечительства для того, чтобы ребенка могли проконтролировать. Также данные органы должны понять справляется ли бабушка с воспитанием ребенка или нет. Исходя из данных, которые Вы указали в письме, ребенок занимается противоправными действиями. Если это действительно так, то органы опеки могут изъять ребенка из семьи и отправить в специализированное учреждение.
    3. Администрация школы должна ответить на письменную жалобу в течение месяца. Ждите ответа.
    С уважением , Сафиулина Н.Р.

    Нурия Романовна, спасибо огромное за ответ! Будем действовать!

    моего сына отправили в закрытую школу в г серебрянск восточно казахстан куб область за нарушения прогуливаясь школу и угнал машину ,он поучиться там год .прошел год я пошла с ним в школу а мне говорит директор переведите ребенка в другую школу .ходила по школам не берут некуда.пришла обратно к директору и говорю что сын будет до учится 9 кл в этой школе а директор мне говорит малейшее замечание мы его отправим далеко и на долго что мне делать должна же я защитить своего сына

    Здравствуйте, Алена!
    Нарушений российского законодательства, исходя из информации в письме, в Вашем случае – нет. В школу ребенка зачислили. В случае нарушения Устава образовательного учреждения Вашим сыном со стороны администрации школы последует адекватная проступку реакция. Пока нет прецедента (противоправных действий со стороны обучающегося) защищать ребенка не от чего. С другой стороны предубеждение, которое имеет место в отношении Вашего ребенка не совсем обосновано.
    С уважением, Сафиулина Н.Р.

    Какой Порядок отчисления детей 15 лет из колледжа за дисциплинарное нарушение, находящихся по опекой. Нужно ли решение КДН

    Организация, осуществляющая образовательную деятельность, в данном случае администрация техникума, обязана незамедлительно проинформировать об отчислении несовершеннолетнего обучающегося в качестве меры дисциплинарного взыскания орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования, который в свою очередь совместно с законным представителем несовершеннолетнего - органом опеки и попечительства не позднее чем в месячный срок принимают меры, обеспечивающие получение несовершеннолетним обучающимся общего образования.

    Добрый день. Мой сын перевелся в новую школу по месту жительства, которая 1-ый год как начала работать, соответственно новые одноклассники, новый персонал, новые порядки. В итоге он подрался с одноклассником. Одноклассник ему здорово навалял. Вызывали к директору. Но вместо того, что бы подумать о коррекции поведения детей (например, направить к психологу или провести беседу), помочь детям и родителям адаптироваться , директор предоставил только 2 выхода из ситуации:
    1. Мы переводимся в другую школу и администрация обо всем забывает.
    2. Нас ставят на внутришкольный учет и переводят в другой класс.
    Я выбрала 1-ый. Но он настоятельно рекомендовал перевестись в другую школу, т.к нам же будет хуже в будущем, мы просто напросто не сможем поступить в высшее уч.заведение. Я все равно отказалась переводится.
    В итоге, нас поставили на внутришкольный учет и перевели в другой класс без какого-либо моего участи, меня ни с какими документами не ознакамливали, просто прислали уведомление от "Совета профилактики правонарушений" Атак же сын признался, что директор беседовал с ним наедине и угрожал, что он таких как он видит насквозь и что еще одно замечание и он его пулей выгонит из школы. Подскажите, насколько правомерны действия администрации школы и директора в том числе? Я с себя ответственность не снимаю, да мой ребенок не идеальный, но с ним можно работать, он легко поддается, почему же нам даже такого шанса не дали и сразу на учет поставили?
    Спасибо. С уважением Светлана

    Извините, немного опечаталась. Я отказалась переводится из школы, я выбрала 2-ой вариант. Хотя, как сейчас понимаю, когда улеглись эмоции, не надо было идти у директора на поводу, а отказаться от его ультимативного выбора. Еще можно ли оспорить постановку на учет и что действительно ждет ребенка поставленного на учет, какие будут у него последствия?
    Спасибо.

    С уважением, Светлана

    Светлана, важно в каком классе ребенок и насколько серьезны последствия для жизни и здоровья обучающегося. Если ребенок поставлен на учет, то, скорее всего, он совершил серьезное нарушение Устава образовательной организации. Ставить родителей перед выбором: либо забрать документы из школы, либо постановка на ВШУ – неправомерно со стороны директора. Также неправомерно угрожать обучающемуся. Отчисление из школы возможно, но применяется к обучающимся с определенного возраста и в самых крайних случаях. Постановка на ВШУ компетенция школы, поэтому Ваше согласие не требуется. Оспаривание постановки на ВШУ возможно в рамках создания конфликтной комиссии в образовательной организации. Волноваться сильно не стоит, так как постановка на ВШУ не влечет таких серьезных последствий как отказ в поступлении в ВУЗ. В рамках работы с детьми, находящимися на ВШУ проводится работа с психологом и социальным педагогом. Это означает, что Вам стоит находится в тесном контакте с этими специалистами и следовать их квалифицированным рекомендациям. Помимо этого общайтесь и с классным руководителем, чтобы понимать динамику поведения ребенка в школе.

    Нурия, спасибо за ответ.
    На учет нас поставили в 5 классе (11 лет) в октябре месяце за первую и единственную драку, т.к мой сын был зачинщиком, и после которой у нас были проблемы со здоровьем. На протяжении всего учебного года ни один из, перечисленных вами, специалистов с нами не работал. Первые месяцы сын был очень зол, отказывался ходить в школу, отказывался от общения со мной. Со временем у все улеглось и забылось, но остался осадок от грубых действий администрации школы.

    Здравствуйте, уважаемые Нурия Романовна и Игорь Савченко!

    Я обращалась за консультацией на этот сайт больше года назад в связи со сложной ситуацией, сложившейся в нашем классе из-за поведения одного мальчика. Нурия Романовна в ответе на мой вопрос подтвердила, что в нашей ситуации все зависит от воли родителей ребенка и ни школа ни другие родители на законных основаниях никак не могут решить такую проблему. А Игорь Савченко как психолог заключил, что исправить ситуацию можно проводя последовательную и кропотливую воспитательную работу, которая была бы нацелена на поощрение желательного поведения и игнорирование поведения нежелательного. Спасибо вам обоим за ваш отклик и ваше мнение. Расскажу чем закончилась наша история. Возможно это сможет чем-то помочь другим родителям, оказавшимся в подобной ситуации.

    Как я уже описала ранее, все заинтересованные родители нашей параллели объединились и начали писать жалобы на имя директора школы. Было так же написано заявление в полицию (после случая с ножом). После этих событий группу инициативных родителей пригласили к директору школы, где каждая сторона высказала свою точку зрения, был составлен протокол данного совещания по итогам которого директор обещала поговорить с мамой мальчика и убедить ее перевести сына на домашнее обучение.
    В конце концов так и получилось. Первого сентября этот мальчик пришел на линейку вместе со всеми детьми и это был последний день когда родители и дети видели этого мальчика в школе, больше он ни одного дня не за этот год не учился вместе с нашими второклассниками. Наша учительница ходит к нему домой и обучает его там.
    Судя по словам учительницы, в те периоды когда мальчик получает медикаментозное лечение - его поведение значительно улучшается, однако от школьной программы он сильно отстал и маловероятно что он когда-то сможет вернуться в наш класс.
    Судя по словам родителей, которые встречают этого мальчика иногда на прогулке, он до сих пор ведет себя совершенно неадекватно.
    Поэтому мой совет родителям - не терпеть как мы и не тратить время, а сразу объединяться и писать веерные жалобы (завучу, директору, в отдел образования, в полицию, снимать побои в травме, прикладывать справки) и не мямлить, а четко выражать свою позицию о том, что обучение с таким ребенком в одном классе лишает других детей возможности получить образование, а кроме того подобное поведение повышает риск получения травм, оно небезопасно.
    К сожалению это вряд ли решит проблемы мальчика и его семьи, но, возможно, поможет восстановить права ваших детей на получение образования в здоровой обстановке.

    Елена , спасибо большое за Ваш отзыв и за то, что Вы поделились личным опытом в разрешении непростой ситуации!

    Основание 1: Родители не выполняют свои обязанности Исследование судебной практики, указывает, что уклонение заключается в регулярном невыполнении родительских обязательств, элементарном игнорировании основных потребностей ребенка, таких как: питание, одежда, медицинская помощь. Также, бывают случаи вовлечения ребенка в ситуации, пагубно влияющие на его воспитание – пьянство, безнравственность, отсутствие уважения к пожилым людям, насмешки над инвалидами и так далее. Нередко, регулярное общение с людьми, имеющими алкогольную, наркотическую зависимость, приводит ребенка к совершению поступков аморального характера: унижение слабых, оскорбление старших, мелкое хулиганство, а иногда и совершение преступных действий.
    Источник: http://juresovet.ru/za-chto-mozhno-lishit-roditelskix-prav-otca-ili-mat-osnovaniya-dlya-lisheniya-i-kak-eto-proisxodit/
    Удаляя эту ссылку Вы нарушаете закон РФ "Об авторском праве".

    Что нужно, чтобы лишить родительских прав? Лишение и ограничение прав родителей, происходит по судебному решению. Для этого подается соответствующий иск, в суд, расположенный по месту проживания родителя, являющегося ответчиком. Иск и все дополнительные документы, в случае с лишением родительских прав, могут быть поданы: вторым супругом, независимо от факта проживания с ребенком, лицом, которое заменяет родителя, работником прокуратуры, работником органов охраны прав несовершеннолетних детей. Известны случаи подачи иска самими детьми. Иск на ограничение родительских прав могут подать: Ближайшие родственники ребенка или родителей: брат или сестра, бабушка, дедушка. Органы, занимающиеся защитой прав детей, Дошкольные и общеобразовательные учреждения, Учреждения здравоохранения и соцзащиты населения, Органы прокуратуры.
    Источник: http://juresovet.ru/za-chto-mozhno-lishit-roditelskix-prav-otca-ili-mat-osnovaniya-dlya-lisheniya-i-kak-eto-proisxodit/
    Удаляя эту ссылку Вы нарушаете закон РФ "Об авторском праве.
    Родители в праве требовать от школы принятия мер к нерадивым родителям учеников мешающим другим детям.

    Добрый день, Нурия Романовна! Я работаю учителем начальной школы. У меня 1 класс. На протяжении 1 триместра детей терроризирует их одноклассник: тычет ручкой в глаза, кусается, царапается и ДУШИТ. Мать вызывали к директору, родители уч-ся постоянно пишут жалобы. Мать приняла позицию жертвы и пытается доказать, что наоборот её сына все обижают. Мальчик ей рассказывает разные ситуации в школе, она ему верит, не разобравшись в них, обвиняет всех. А сын этим пользуется и ведёт себя всё хуже и хуже. В последния раз мы вдвоём с завучем начальной школы еле вырвали одноклассника из его рук, иначе бы задушил. Мы прекрасно знаем о том, что все дети должны учиться вместе, но в данной ситуации закон раьотает только на хулигана, а адекватные дети страдают и являются потенциальными жерт вами физического насилия. Учителя, работающие в классе не могут остановить мальчика в приступе агрессии, т к он слов не понимает, а других методов у нас нет. Договоритиьтся с ним невозможно, не признаёт своих ошибок, эгоистичен. Подобные продблемы у ребёнка были и в саду - агрессия по отношению к детям. Причину мы узнали - мать сильно бьёт сына. Он говорити об этом и мне, и родителям своих одноклассников. Директор встал на сторону этой семьи, поставив безопасность других детей на второй план. Не знаю как быть в этой ситуации. Беседы психолога и соц работника с ребёнком и мамой не приносят результатов. Каждый день ждём новых и новых неприятностей. Меня, родителей, детей охватило общее состояние нервного напряжения. Из класса уже собираются уходить многие дети. Прошу Вас помогите советом.

    Пусть социальный педагог обратится в органы опеки и попечительства. Если родитель бьет ребенка, то это повод разобраться в ситуации совместно с компетентными органами. Очень важно есть ли на теле ребенка синяки, ссадины и т.д. Также можно обратиться к уполномоченному по правам ребенка в Вашем регионе. В беседе с мамой объяснить ей, что если она не прекратить побои и не сводит ребенка к неврологу, сама не получит медикаментозное лечение, то ребенка могут изъять из такой семьи.

    Здравствуйте, Нурия Романовна. У нас в школе происходит такая же ситуация как и у Елены Вячеславовны (комментарии), 1 класс, мальчик бьет всех подряд, кричит и срывает уроки. С каждым днем все хуже и хуже. Жалуются все. Учитель проводит постоянные беседы с родителями, работает школьный психолог, а толку нет. Мать твердит, что принимает меры. Подскажите, какие меры возможно предпринять в этой ситуации и оградить наших детей от такого соседства, в конце концов у нас тоже есть право получать образование в нормальных условиях. Заранее спасибо.

    В данной ситуации психолог должен выяснить причины поведения ребенка. Если причины носят органический характер, то необходимо обследование и медикаментозное лечение. Если это психологические проблемы, без органической составляющей, то нужна консультация клинического психолога и дальнейшая психокорреция.

    Здравствуйте, Нурия Романовна! Знаю, что обследовать ребенка школьный психолог без разрешения родителей не может, как быть? И на каком основании агрессивного ребенка выведут на домашнее обучение, если у него нет никаких болезней, где родители возьмут справку-разрешение на домашнее обучение??

    Добрый день! Данный вопрос могут решить только родители обучающегося. Также возможно поставить ребенка на ВШУ. Тогда социальный педагог будет работать с ребенком и его семьей. Пройти ПМПК могут рекомендовать и классный руководитель и социальный педагог.

    Я не ходил неделю в школу в начале 4 четверти и меня вызываю на камисию что могут зделать в данном случаи?

    В данном случае Вас могут поставить на ВШУ за прогулы.

    Здравствуйте! Ребенок учится в 6 классе, 13 лет. Неудовлетворительное поведение на перемене. Бегают с другими мальчишками, бесятся. Травм ни у кого не было, драк тоже. Учится вполне хорошо, уроки не срывает, не прогуливает. Из-за поведения вызвали в школу. Угрожали переводом на семейное обучение и платные аттестации. Насколько это правомерно? И что вообще грозит ребенку за поведение на перемене?

    Перевод на семейное обучение осуществляется только на основании желания родителей. Платные аттестации - неправомерны. За плохое поведение на перемене учитель может сделать замечание и провести разъяснительную беседу.

    Здравствуйте! Из за моих конфликтов с администрацией школы, мою дочь (9 лет) оставили обучаться одну в классе, остальных детей перевели в другие классы (якобы по заявлению родителей). Я не согласилась с предпринятыми мерами, написала заявление о переводе дочери в др. класс, чтобы она не была единственным учеником в классе, т.к. девочке необходима социализация, дружба, общение, но мое заявление не принял директор школы, аргументируя это тем, что родители против перевода вашего ребенка в их класс. С заявлениями о правомерности таких решений я обращалась в прокуратуру города, края, Министерство образования и Рособрнадзор, один ответ, решение директора законно. Ребенок пол года обучается один, к дочери претензий никаких нет: отличница, посещает множество кружков. Что еще можно предпринять для решения данной проблемы?

    Вопрос о переводе ребенка в другой класс решается директором, поэтому в данном случае директор поступил правомерно. По итогам прокурорской проверки нарушений не выявлено, если Вы не согласны с данным решением можете обратиться в суд.

    Здравсвуйте! Мой ребенок сегодня подрался в школе с одноклассником который в течении учебной недели задерался до него. Защищаясь мой сын укусил другого очень сильно за руку. Некой вины своей в данной драки не отрицает. Дедушка того мальчика обратился в полицию.Все настроенны против моего сына и слушать его или меня не хотят, ни дедушка ни заучи .Пока я ехала в школу по даному инциденту моему ребенку в кабинете говорили неоднократно что за его данное поведение и некорректное высказывание в адрес учеников и учителей «Твою маму посадят ,она заплатит огромный штраф а тебя отправят в спецшколу «тем самым довели моего ребенка до истерики, ребенок не хотел жить, говорил что убьет себя и маму тогда не посадят, а ребенка она себе ещё родит. По моему приходу ребенок сидел напротив их и очень сильно плакал. Сквозь слезы просил меня его убить. Я выслушав версию драки сына, потом выслушав версию зауча ,дала понять что в драке виноваты оба, но они делают виновного моего сына. Я обратилась в полицию, написала заявление чтоб приняли соответствующие меры к даному однокласснику. Так же я взяла направление на снятие побоев (у моего сына на лице прокатки от удара а так же хороший отпечаток в весочной части тела ).У меня вопрос такой :Имел ли право заместитель детектора говорить, угрожать моему ребенку такими вещами? Что делать в данной ситуации?

    Угрожать и оказывать психологическое давление недопустимо, необходимо было предпринимать меры воспитательного характера, пообщаться с психологом и социальным педагогом. Если комиссия школы решит, что обучающегося необходимо поставить на ВШУ, то Вас оповестят.

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какая ответственность администрации школы и педагогов школы, если из-за отказа посещать внеурочную деятельность и обращения в вышестоящие инстанции с вопросом о разъяснении вопроса добровольности внеурочной деятельности на родителей и ребенка начинается давление. Собирается 3 еженедельных срочных родительских собрания, на которых администрация озвучивает перед параллелью ФИО родителей и ребенка. Собирается родительский актив с заранее заготовленным протоколом собрания, где все единогласно выступают за посещение внеурочной деятельности и против обращений одного конкретного родителя о добровольности выбора внеурочной деятельности (добровольность собственно подтверждается законодательством РФ). Здесь вопрос именно о праве администрации говорить о том, что из-за одного ребенка или из-за одного родителя (называя конкретные ФИО) у директора формируется негативное отношение ко всей параллели. Родительский актив начинает говорить, что «вы можете забрать документы и перейти в другое учебное заведение». И что со своим уставом – это говорится про законы РФ, в данное учебное заведение идти не стоит. Каким образом действовать в данной ситуации? Неужели администрация школы имеет право себя так вести?

    Администрация школы не имеет право оказывать давление на ребенка и родителей в данном случае, так родители и ребенок имеют право добровольно посещать часы внеурочной деятельности. В данном случае родительский актив также оказывает на Вас давление. Я бы рекомендовала записаться к директору школы лично и объяснить, что такое давление отрицательно сказывается на ребенке для которого школа должна быть безопасной средой. Если давление не прекратится, напишите письменную жалобу на имя директора школы, ждите действий со стороны администрации. Также Вы имеете право подать в суд или написать жалобу в прокуратуру. Здесь на лицо нарушение прав ребёнка.

    Ситуация такая: сыну 8 лет. Вызвали к директору за то что, ребенок замахнулся на учителя (сам учитель этого не видел, но, якобы, видели дети) за то, что учитель отобрал телефон. Это было выражение эмоций и, конечно это плохо. Я говорила с ребенком по этому поводу, он раскаивался и говорил, что нельзя было так делать. В целом сын типичный мальчишка, активный, иногда хулиганит, но в рамках адекватности, без жестокости. Директор сравнивал воспитание ребенка с воспитанием бультерьера (в смысле, что надо так же воспитывать), угрожал колонией и детским домом. Потом попросили сына выйти в коридор и началось давление на меня, якобы они лишат меня родительских прав и отнимут ребенка, все мои попытки что-то сказать, прерывались на полуслове. Угрозы повторялись несколько раз, пока я, от бессилия, не разрыдалась и сейчас, по прошествии двух дней, у меня истерика при воспоминании об этом. Я адекватный человек, без вредных привычек, провожу с ребенком много времени, он мне доверяет. Никаких других вариантов кроме изъятия ребенка не предлогалось. Насколько правомерны действия директора?

    По данному случаю директор, педагог и социальный педагог могли провести с ребенком воспитательную, профилактическую беседу. Оказывать психологическое давление директор не имеет право. Вам стоит обратиться к психологу и тесно сотрудничать с социальным педагогом , чтобы данная ситуация не повторилась. Забрать ребенка у Вас на основании данного случая не могут.

    Добрый день! Я соцпедагог в школе. Уже второй год работаю с "трудными" детьми и их родителями. Сколько бы бесед не проводили всей администрацией школы с этими детьми и их родителями, всё безрезультатно. Дети как и пропускали занятия без уважительных причин, так и пропускают. Если посещают уроки, то не обходится без инцидента. Грубят учителям, срывают уроки. Обращалась в КДН, ПДН. ЧТО делать? Как быть? Могут ли мне помочь органы опеки?

    В данном случае необходимо обратиться в органы опеки и попечительства. Полномочие органов опеки и попечительства по обеспечению своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, предполагает в случаях получения сведений о смерти родителей, лишении их родительских прав, ограничении их в родительских правах, признании родителей недееспособными, болезни родителей, длительном отсутствии родителей, уклонении родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, или аналогичных организаций, при создании действиями или бездействием родителей условий, представляющих угрозу жизни или здоровью детей либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию, а также в других случаях отсутствия родительского попечения, обязанность проведения обследования условий жизни ребенка с целью установления факта отсутствия попечения его родителей или его родственников и обеспечения защиты прав и интересов ребенка до решения вопроса о его устройстве.

    Подскажите пожалуйста моему ребенку в феврале будет 18лет она не хочет ходить в школу я мать одиночка воспитываю ее одна работаю на двух работах получается ребенок сам по себе . Что нам грозит со стороны школы тем более она учится в вечерней школе. Спасибо .

    Учащегося, достигшего возраста 18 лет можно: либо отчислить за нарушение устава и локальных нормативных актов ОУ либо отчислить на основании его заявления о прекращении обучения по программе общего образования. При отчислении обучающегося со старшей ступени обучения не требуется согласовывать вопрос об отчислении с КДН и учитывать мнение родителей. В соответствии со ст. 66 ФЗ "Об Образовании в РФ" требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

    Здравствуйте, ребенок не достигший 15 лет систематически пропускает очень много уроков, с ним не справляются ни родители, ни учителя, ни школьная администрация, ни выше стоящие инстанции. Были приняты всякие меры по устранению, но без результатно. Ребенок продолжает пропускать, только иногда приходит. А самое главное, проблема, по словам ученика и родителей, в том, что ребенок не может вставать по утрам и никто и ничто не сможет разбудить его, а ночью не может спать. Это проблема продолжается уже 2 год. Подскажите, что делать, какую меру принять школе?

    Стоит порекомендовать родителям консультацию врача-психиатра. Возможно родителя согласятся на перевод обучающегося на семейное обучение или на обучение по ИУП.

    Сафиулина Нурия Романовна омбудсмен

    Педагог-психолог, омбудсмен одной из школ города Москвы. Победитель конкурса «На лучшую организацию правового пространства в образовательном учреждении», автор серии публикаций по защите прав учеников, учителей, родителей.

    Смотрите видео: NYSTV Christmas Special - Multi Language (November 2020).