Вопросы к Юристу

Когда участник электронного аукциона вправе отказаться от подписания контракта

Размещение госзаказа через проведение открытого электронного аукциона является наиболее прозрачным и действенным методом закупки продукции, работ, а также услуг для различных надобностей государственного или муниципального ведомства. Процедура, в соответствии с которой проводится открытый электронный аукцион, регламентируется рядом федеральных законов:

Наши специалисты гарантируют соблюдение требований закона на всех стадиях сопровождения тендера. Урегулирование споров с заказчиками, обжалование решений ФАС, работа на всех торговых площадках.

Федеральный закон 94-ФЗ РФ от 21.07.2005г.

Федеральный закон 44-ФЗ РФ от 05.05.2013г.

Федеральный закон 223-ФЗ РФ от 18.07.2011г.

Преимущества открытых аукционов

Всем специалистам в сфере госзакупок хорошо известно, какие трудности появляются, когда проводятся тендеры по традиционным схемам - значительные временные и финансовые траты и многое иное. Если сравнивать с простым тендером, то открытый аукцион в электронной форме обладает целым рядом положительных сторон:

  • непродолжительный период, в ходе которого проводятся процедуры,
  • экономия финансов, выделяемых из бюджета, на то, чтобы организовывать и проводить торги,
  • прозрачные и открытые правила, утвержденные для закупок,
  • справедливая конкуренция, которая исключает неценовые способы ведения борьбы,
  • участие в открытых аукционах возможно из всякой точки планеты, где есть интернет, без необходимости покидать собственное офисное учреждение, что достаточно удобно,
  • равные права, существующие для всех поставщиков,
  • повышенная степень безопасности и защищенности, возможность использовать цифровую подпись,
  • открытый аукцион доступен для малых предприятий, которые ранее не могли войти в сферу госзакупок.

Кроме того, что экономятся денежные средства бюджета и уменьшается коррупция, выполнение мер, установленных правительством, гарантирует обширный доступ к госзаказу для представителей малого и среднего предпринимательства - в результате расширяются рынки сбыта для изготовляемой ими продукции и предоставляемых услуг.

Как принять участие в аукционе

Для того, чтобы участвовать в открытом аукционе нужно обладать электронной подписью от центра, который ее удостоверяет. Информация о таких центрах содержится в списке TSL (reestr-pki.ru). Также нужно быть аккредитованным на торговой интернет-площадке, где осуществляется проведение открытого аукциона.

Всего существует пять таких интернет-площадок:

Оплачивать аккредитацию на интернет-площадке не нужно, но только если организация не является победителем (зафиксированная сумма составляет 3000 руб.).

Это важно! Чтобы участвовать в открытом электронном аукционе на счету участника должна находиться сумма, нужная для внесения обязательного обеспечения интернет-заявки (от 0.5 до 5 процентов) от первоначальной (максимальной) стоимости госконтракта. Причем эта сумма будет замороженной непосредственно до завершения процедуры, в ходе которой будет заключен госконтракт или отклонена интернет-заявка.

Стоит отметить, что оператор интернет-площадки обязан гарантировать во время проведения онлайн-аукциона конфиденциальность сведений об участвующих организациях.

В первой части интернет-заявки на участие название организации не приводится. Госзаказчик непосредственно от оператора получает интернет-заявки под номерами. При рассмотрении подобных заявок, ему неизвестно, что за организация отстраняется или допускается участвовать в торгах.

Когда проводится аукцион, участвующие лица обладают сведениями о числе участников торгов, но название лиц - им неизвестно. В результате, интернет-аукцион считается открытым по уровню доступа к сведениям о его проведени и, а заодно по форме, в соответствии с которой подаются предложения. Но по наличию информации о прочих участниках торгов считается закрытым.

Порядок проведения открытого аукциона: как определяется победитель

Процедура, согласно которой проводится аукцион в открытой форме, разделена на несколько стадий, сроки каждого из них определены и известны заблаговременно.

Вначале подаются интернет-заявки до даты завершения их приема на участие в интернет-аукционе.

Затем рассматриваются первые части интернет-заявок (не больше семи календарных суток со дня завершения их приема). Причем подача первых частей интернет-заявок происходит анонимным образом (если только участвующий в торгах не прикрепляет документацию на собственных фирменных бланках). В первых частях содержатся согласие участвующего и, если нужно, названия и точные технические параметры продукции, которая поставляется. Участников, которые были отклонены на этой стадии, к торгам не допускают.

Процедура интернет-аукциона проводится в режиме онлайн - в ходе нее участвующие уменьшают стоимость в пределах «аукционного шага» (0.5 - 5 процентов). Далее рассматриваются вторые части интернет-заявок.

На следующий день после того, как подведены результаты, ответственные лица публикуют протокол. После этого в течение 5 суток со дня его размещения через онлайн-площадку госзаказчик посылает победившей организации стандартную форму госконтракта, которая не заполнена и не подписана. Причем участвующее лицо может, вместо подписания госконтракта, прислать в ответ протокол расхождений. В нем указываются проектные положения госконтракта, которые не соответствуют извещению о проведении интернет-аукциона, документам или его онлайн-заявке.

Победившей организации, в случае, если госзаказчиком определено требование обеспечения контрактного исполнения, понадобится предоставить подобное в виде безотзывной гарантии банка, соглашения поручительства либо передачи госзаказчику в залог денег, в размере обеспечения выполнения госконтракта (до тридцати процентов от стоимости госконтракта), который предусмотрен аукционными документами.

Заключение госконтракта производится лишь после того, как аукционный участник предоставляет подтверждения относительно внесения обеспечения - присылается в электронном виде вместе с подписанным экземпляром госконтракта через интерфейс торговой площадки.

Наши специалисты гарантируют соблюдение требований закона на всех стадиях сопровождения тендера. Урегулирование споров с заказчиками, обжалование решений ФАС, работа на всех торговых площадках.

Кто является победителем аукциона в соответствии с 44-ФЗ

Не стоит полагать, что для победы в торгах достаточно предложить наиболее низкую цену контракта. Определение победителя происходит отнюдь не только по результатам торгов.

Победитель определяется Аукционной комиссией по результатам рассмотрения вторых частей заявок. Заявки пяти участников, предложивших наиболее выгодную цену, проверяются на соответствие требованиям документации и законодательства. Более того, сами участники также проверяются на соответствие требованиям законодательства (если таковые имеются).

Проще говоря, для победы необходимо выполнение одновременно трех условий – соответствие заявки требованиям документации и законодательства, соответствие участника требованиям законодательства и самая низкая цена контракта. Таким образом, если вами сделано не самое выгодное ценовое предложение по результатам торгов, это не говорит о том, что вы не можете являться победителем.

Необходимо дождаться публикации протокола подведения итогов. Некоторые участники допускают ошибку, прекращая отслеживать закупку сразу после торгов, в результате чего оказываются застигнутыми врасплох при направлении карточки контракта в их адрес.

Обязанность подписания контракта

Как уже выяснилось, в том случае, если в соответствии с протоколом подведения итогов организация признана победителем аукциона, она обязана подписать контракт. Уклонение от подписания контракта в данном случае грозит определенными санкциями, а именно возможностью включения сведений о юридическом лице в реестр недобросовестных поставщиков.

Принимая участие в торгах, разумно оценивайте ваши предпринимательские риски, возможности и размер прибыли при очередном шаге по снижению цены контракта. А также подробно изучайте результаты рассмотрения вторых частей заявок.

Случаи, когда возможно отказаться от подписания контракта

К сожалению, в закупках не всегда принимают участие добросовестные ответственные поставщики и подрядчики. Да и в целом, возможны различные форс-мажорные ситуации. В том случае, когда победитель уклонился от подписания контракта по тем или иным причинам, Заказчик имеет право направить контракт участнику, чье ценовое предложение является наиболее низким после победителя, при условии, что его заявка и он сам соответствуют требованиям.

Опять же, следует обратить внимание, что это только право Заказчика, которым он вполне может и не воспользоваться. Право выбора предоставляется и участнику. В данном конкретном случае организация вполне может отказаться от подписания контракта, не объясняя причин принятого решения.

Следует также отметить, что исходя из разъяснений Министерства экономического развития РФ, данное правило распространяется также на случаи, когда Комиссией или Заказчиком до подписания контракта сторонами установлено несоответствие участника требованиям законодательства.

Чем отличается электронный аукцион от открытого конкурса

В терминах нормативного документа заказчик производит закупку товаров, услуг и работ. В рамках закона большое количество информации размещается на портале , пользование которым осуществляется в безвозмездном порядке. В начале процедуры (кроме случаев упрощенной закупки) определяется исполнитель, поставщик или подрядчик, для чего и проводятся торги в виде аукциона или конкурса.

Для этого используются следующие электронные торговые площадки (ЭТП):

  1. Сбербанк-АСТ.
  2. РТС-тендер.
  3. ЕЭТП.
  4. ZakazRF.
  5. ММВБ-ИТ (является дочерним проектом Фабрикант.ру).

При этом отдельные министерства и ведомство могут определять площадки для собственных нужд самостоятельно. Например, Госкорпорация «Росатом» сотрудничает с такими ЭТП, как:

Чем отличается конкурс от аукциона фз 44

Так как основным фактором при выявлении победителя является предложенная цена, то конфиденциальность всей информации не предусмотрена.

Важно Заявка на конкурс, как правильно, очень сложная и должна быть грамотно и детально оформлена.

В ней содержится огромное количество сведений о каждом участнике, на основании которых и идет отбор победителя.

Вся эта информация является конфиденциальной.

Правила проведения аукционов по 44-ФЗ

В установленные дату и время на ЭТП начинается . Начальную цену контракта снижают на «шаг аукциона» — это 0,5 процента от пяти процентов это цены. Участники подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего предложения на величину в пределах «шага аукциона».

При этом не соответствующие требованиям предложения отклоняет оператор ЭТП. ✔ Материалы по теме: ☆ ☆ ☆ ☆ ☆ На подачу предложений выделяется определенное время.

Это 10 минут со старта аукциона, а также 10 минут после последнего предложения. Если за 10 минут после начала аукциона предложений не поступило, процедура признается несостоявшейся. После аукциона в Сети размещают протокол его проведения.

Электронный аукцион по 44-ФЗ

Электронный аукцион по имеет ряд особенностей.

Чтобы в виде электронного аукциона по 44-ФЗ, нужно предложить цену дешевле остальных участников.Если у вас планируется электронный аукцион по 44-ФЗ и нет опыта — мы готовы на всех этапах:Особенности аукциона в электронной форме по

  • Информация о проведении электронного аукциона по 44-ФЗ сообщается неопределенному кругу лиц
  • На публикуется извещение о проведении тендера и вся документация
  • К участникам (поставщикам, подрядчикам, исполнителям) предъявляются единые требования
  • Электронный аукцион по 44 федеральному закону проводится на одной из шести
  • по 44-ФЗ бесплатное для юридических лиц, ИП и физических лиц
  • Документы на площадке подписываются в электронной форме при помощи

В 2017 году по итогам электронных аукционов по 44-ФЗ уже заключено контактов на 2,77 трлн.

  • Возможность подробно и точно описать объект закупки
  • Количественная и денежная оценка критериев определения победителя аукциона

Если имеются объективные характеристики объекта закупки, такие так размер, вес, плотность — как у строительных материалов, или такие так длина, ширина, высота, мощность, набор функций — как у автомобиля, то проводится открытый аукцион.Правила проведения электронного аукциона по 44-ФЗ определяются статьями 59-71.

Тогда исчисление сроков начинается заново. Однако у заказчика есть еще один день на размещение изменений. Отказ от проведения электронного аукциона по 44-ФЗ заказчиком возможен за пять дней до окончания подачи заявок.Таблица и калькулятор сроков электронного аукциона по 44-ФЗ размещены в конце статьи.

Сколько придется платить за участие в торгах по 44-ФЗ

Причем оплачивать услуги ЭТП будет только тот поставщик, который первоначально победил в конкурсе, аукционе или иной процедуре.

Плата будет взиматься с него даже в том случае, если он не заключил госконтракт, то есть уклонился от его подписания. А вот участник, с которым в итоге контракт был заключен, в данном случае платить площадке не будет. Стоимость Правительство утвердило цены в таком размере:

  1. 1% от НМЦК, но не более 5 тыс. рублей — для обычных закупок,
  2. 1% от НМЦК, но не более 2 тыс. рублей — для закупок, которые проводятся для СМП и СОНО.

Это максимум, превысить которые ЭТП не смогут.

Вводная информация

Государственная структура, которая собирается найти для себя поставщика, подрядчика или исполнителя, обязана провести торги в системе госзакупок. Сделать это можно одним из нескольких способов, предусмотренных законом. У каждого способа есть своя специфика, которая проявляется на стадии подачи заявок, общения с заказчиком, объявления победителя и проч. Способ, выбранный заказчиком, указан в извещении о закупке, которое размещено в Единой информационной системе (ЕИС) на сайте www.zakupki.gov.ru.

Практически все способы закупок проводятся на электронных торговых площадках (ЭТП). Поставщики, желающие участвовать в торгах должны приобрести электронную подпись и аккредитоваться на этих площадках. Чтобы не пропустить размещение важной для вас информации о конкурсах, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик может настроить шаблоны запросов обо всех закупках по «своим» товарам (работам, услугам) и оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появились интересующие его торги, конкурсы или аукционы. Это избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить все торговые площадки в поисках интересных ему контрактов.

Способы закупок, проводимых за счет бюджетных средств

Если государственное или муниципальное учреждение приобретает товар, работу или услугу за счет бюджетных средств, такая закупка происходит по правилам, которые установлены Федеральным законом от 05.04.13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон № 44-ФЗ).

Согласно статье 24 этого закона, существует десять способов конкурентного проведения госзакупки:

1. Открытый конкурс. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик выбирает победителя не только по наименьшей цене, но и по качеству товара, работы или услуги. Для этого закупочная комиссия оценивает качество продукции, опыт выполнения подобных контрактов, квалификацию персонала и проч.(см. «Тендеры по госзакупкам: что нужно знать об открытом конкурсе").

2. Электронный аукцион. Участники подают подписанные электронной подписью заявки на электронную торговую площадку (ЭТП).

Заявка состоит из двух частей: первая посвящена предмету закупки, вторая посвящена участнику. Обе части подаются одновременно. Сначала заказчик рассматривает первые части и разрешает (либо не разрешает) участвовать в соревновании по снижению цены. Соревнование заключается в том, что участники снижают начальную (максимальную) цену контракта (НМЦ) на сумму от 0,5 до 5% НМЦ. Если прошло десять минут, и никто не предложил более низкую цену, побеждает тот, чья цена меньше других. Затем заказчик проверяет вторые части заявок и объявляет победителя торгов (см. «Электронный аукцион: что нужно знать поставщикам и подрядчикам").

3. Запрос котировок. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Это один из самых простых и быстрых способов проведения торгов. Используется для закупок типовых, серийных товаров, работ и услуг на суммы не более 500 000 руб. Годовой объем таких закупок не может превышать 10% от совокупного годового объема закупок данного заказчика и не может составлять более чем 100 000 000 руб (см. «Запрос котировок в системе госзакупок: что нужно знать поставщикам и подрядчикам").

4. Запрос предложений. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Заказчик вправе выбрать этот способ только в определенных случаях. Обычно проводится, если ранее в отношении этих же товаров, работ или услуг был дважды объявлен, но не состоялся электронный аукцион или конкурс. Является одним из самых «быстрых» способов госзакупки (см. «Госзакупки: что нужно знать поставщикам, участвующим в запросе предложений").

5. Конкурс с ограниченным участием. Используется крайне редко. Заказчики обязаны выбрать этот способ при закупках услуг, которые по причине их технологической сложности способны оказать только исполнители с необходимым уровнем квалификации (перечень таких услуг и дополнительных требований к исполнителям утвержден постановлении Правительства РФ от 04.02.15 № 99).

6. Закрытый конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Побеждает тот, кто предложил наилучшие условия.

7. Закрытый конкурс с ограниченным участием. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. После вскрытия всех конвертов с запросами заказчик проводит предквалификационный отбор. Далее оценка участников и выбор победителя проходит так же, как и в открытом конкурсе.

8. Закрытый двухэтапный конкурс. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Прежде всего, заказчик оценивает качество товара или квалификацию поставщика, и только после этого — цену.

9. Закрытый аукцион. Заказчик сам приглашает участников, которые в ответ должны направить запрос на участие в конкурсе. Закрытый аукцион требует личного участия, цены указываются на табличках. Побеждает тот, чья цена ниже других.

10. Двухэтапный конкурс. Участники подают заявки в запечатанных конвертах. Первый этап — это подача участниками заявок без указания цены. Второй этап — это рассмотрение цены, предложенной теми, кто прошел на второй этап. Заказчики нередко выбирают этот способ при закупках строительных услуг, проектировочных работ, высокотехнологичной и инновационной продукции, а также научных исследований.

Способы закупок, проводимых за счет грантов, средств субподряда или собственных средств госструктуры и в ряде других случаев

Если бюджетное учреждение осуществляет закупку за счет грантов, средств субподряда или собственных средств, такая закупка регулируется Федеральным законом от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон № 223-ФЗ). Этот же закон действует в случае, когда заказчиком является:

  • организация с долей участия государства выше 50%, ее «дочка» или «внучка»,
  • субъект естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  • компания, которая занимается регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение).

Согласно Закону № 223-ФЗ, каждый госзаказчик должен выпустить и разместить в ЕИС положение о закупке. Там, в числе прочего, необходимо указать конкурентные способы проведения закупок, допустимые для данного заказчика. Среди них обязательно должны быть конкурс и аукцион, остальные способы — на усмотрение заказчика. Поставщик может настроить и оперативно получать уведомления об интересующих его закупках проводимых на основании Закона № 223-ФЗ, в сервисе «Контур.Закупки».

Закупки у единственного поставщика

Существует еще один способ проведения торгов — это закупка у единственного поставщика. Он предусмотрен и Законом № 44-ФЗ и Законом № 223-ФЗ. Как видно из названия, данный способ не является конкурентным.

Закупать товар, работы или услуги у единственного поставщика возможно не всегда, а при выполнении определенных условий. В частности, подобные закупки совершаются, если цена не превышает 100 000 руб. Кроме того, они допустимы при форс-мажорных обстоятельствах, при приобретении лекарств на сумму не более 200 000 руб., при заключении контракта на оказание уникальной услуги и проч.

Также закупки у единственного поставщика могут проводиться, если изначально был назначен один из конкурентных способов, но его признали несостоявшимся. Такое случается, когда подана всего одна заявка, либо из всех поданных заявок всего одна соответствует требованиям. В этом случае заказчику разрешено заключить контракт с единственным участником (см. «Тендеры по госзакупкам: закупка у единственного поставщика").

Смотрите видео: Реестр недобросовестных поставщиков или РНП (May 2020).