Образование – единый целенаправленный процесс воспитания и обучения личности, совокупность приобретаемых знаний, умений, опыта, нравственных ценностей, установок. Цель – формирование всесторонне развитого гражданина, имеющего высокое интеллектуальное, физическое, культурное, духовно-нравственное развитие.

Ошибочно полагать, что образование заключается только в получении информации. Здесь мы неверно оперируем терминами.

Обучение – целенаправленное приобретение знаний, умений, навыков.

Воспитание – процесс, направленный на духовно-нравственное развитие личности, в результате которого должно произойти освоение общепринятых правил и норм.

Образование включает в себя обучение (приобретение знаний и умений), воспитание (освоение общепринятых норм), физическое развитие.

Педагог: понятие, требование к образованию

Педагогический работник – это лицо, которое осуществляет образовательный процесс. Он состоит в трудовых отношениях с образовательной организацией, выполняет определенные должностные обязанности, получая за это заработную плату. До того как ФЗ Закон «Об образовании в РФ» был принят, не было на законодательном уровне каких-либо ограничений для принятия на должность учителя в школе, воспитателя в детском саду. В школе вполне нормально было увидеть учителем человека, который сам с трудом ее закончил в свое время. При отсутствии профессиональных кадров, при низкой оплате труда учителей мало кто шел в педагогические вузы. Проблему усугубляет очень низкий процент выпускников, решивших связать свою жизнь с образовательными учреждениями.

Сегодня ситуация иная: закон «Об образовании в РФ» устанавливает запрет заниматься педагогической деятельностью лицам, не имеющим соответствующей квалификации. В ст. 46 Закона прямо установлено, что право быть работником образования имеет лицо, которое закончило среднее специальное или высшее учебное заведение. Одного образования недостаточно. Необходимо еще будет пройти дополнительную специализацию «Педагогика», если вуз или ссуз претендента не педагогический.

Документ об образовании

Закон «Об образовании в РФ» предполагает выдачу подтверждающих документов (аттестат, диплом) за прохождение следующих ступеней образования:

  1. Основное общее.
  2. Среднее общее.
  3. Начальное профессиональное.
  4. Средее профессиональное.
  5. Высшее образование – бакалавриат.
  6. Высшее образование – специалитет.
  7. Высшее образование – магистратура.

Система образования

Закон «Об образовании РФ» (последняя редакция) содержит иерархию основных компонентов в единой системе образования:

  1. Федеральные государственные стандарты и инструкции – это нормативные документы, по которым обязаны осуществлять образовательную деятельность школы, институты, колледжи и др. Не имеет значение статус образовательной организации: коммерческая, бюджетная, казенная – если она имеет лицензию на выдачу соответствующих документов, то обязана осуществлять обучение на основе стандартов.
  2. Непосредственная реализация обучения: образовательные организации, педагогические сотрудники, обучающиеся, законные представители.
  3. Федеральные государственные органы, органы власти субъектов, осуществляющих контроль. Главная роль принадлежит Федеральной государственной службе по надзору в сфере образования (Рособрнадзор). В регионах эту функцию выполняют министерства образования регионов. Они следят за выполнением государственных стандартов в образовательных учреждениях.
  4. Организации, обеспечивающие образовательную деятельность. В районах финансированием бюджетных школ занимаются районные комитеты по образованию. Также они проводят оценочную деятельность на подконтрольной территории всех школ.
  5. Объединения физических или юридических лиц, осуществляющих образовательную деятельность. Ярким примером служит профсоюз педагогических работников.

Цели федеральных государственных стандартов

Федеральный Закон «Об образовании в РФ» ключевое место отводит федеральным государственным стандартам. Они выполняют следующие задачи:

  1. Единство образования. Из этого следует, что на территории всей страны учащиеся получают идентичный уровень образования, что означает равенство возможностей.
  2. Преемственность. Несмотря на динамичное развитие и реформирование системы образования, введение новых стандартов и требований, ключевая задача - сохранить преемственность. Нельзя каждый год полностью уничтожать всю систему в угоду сиюминутной политической или экономической выгоде.
  3. Вариативность. Несмотря на единство образования в целом, закон об образовании в РФ исключает жесткие тоталитарные рамки единства при его получении. В зависимости от способностей, желания, времени создаются различные варианты достижения тех или иных задач.
  4. Гарантия. Следует, что государство контролирует единство образования на всей территории страны.

Учиться можно дома! Формы обучения

Это трудно представить советскому человеку, но Федеральный Закон «Об образовании в РФ» предусматривает обучение не только в образовательных учреждениях. Статья 17 перечисляет допустимые формы обучения:

  1. В традиционной форме – в специализированных образовательных учреждениях.
  2. В альтернативной форме – вне специализированных образовательных учреждений.

Традиционная форма подразделяется на:

Дистанционное обучение набирает популярность в наше время. В век информационных технологий стало реальностью посещение музеев, театров, редких выставок на другом конце планеты, не выходя из дома. Информационно-коммуникационные технологии проникли и в обучение.

Закон «Об образовании РФ» – новый закон. Однако он не выделяет дистанционное образование в отдельную категорию. Ученик находится дома, готовится по индивидуальному графику, прослушивает лекции дистанционно, при помощи коммуникационных каналов связи. Следовательно, дистанционное образование относится к категории заочного обучения.

Альтернативная форма

Ребенка необязательно посылать сегодня в школу для получения аттестата о среднем образовании. Закон «Об образовании в РФ» допускает такую возможность. Кроме того, государство выделяет деньги на альтернативные формы обучения на каждого ребенка.

Получение аттестата вне школы подразделяется на два вида:

  1. Семейное образование.
  2. Самообразование.

Семейное образование предполагает переложение функции обучения на семью. Именно за подобную форму государство выплачивает компенсацию. Конечно, школы очень болезненно на это реагируют. Это и понятно: никто не хочет оставаться без зарплаты. Судебная практика показывает, что суды полностью на стороне родителей. Средняя компенсация за ученика среднего и старшего звена составляет около 10 тыс. рублей.

Проблема привлечения детского труда в качестве уборщиков

Дежурство по школе – традиция, которая досталась нам из советского прошлого. Многие родители до сих пор не видят проблемы в мытье полов детьми в рамках дежурства по школе. Однако 34 статья Закона прямо предусматривает согласие родителей на подобное привлечение ребенка к труду. Обязательными являются занятия по технологии и трудовому обучению. Именно на них учеников на законных основаниях, в соответствии с федеральными государственными программами, обязаны привлекать к труду: шитье, готовка, обработка древесины. Все остальное – только по желанию родителей.

Итак, основной закон, который регламентирует сферу образования, - Федеральный Закон «Об образовании РФ». Статьи его содержат описание организации образовательного процесса, компетенций местных органов власти, форм и видов образования, правил итоговых аттестаций и др. Наиболее интересные моменты данного Закона мы разобрали в статье.

Комментарий к Ст. 2 закона «Об образовании в Российской Федерации»

Комментируемая статья 2 Закона Об образовании России является новацией образовательного законодательства, поскольку знаменует появление дефинитивного аппарата, определяющего наиболее значимые для всей образовательной сферы понятия. До настоящего времени образовательные законы аналогичных положений в своих нормах не содержали. Следует отметить, что наличие в законодательстве терминов, применяемых для целей нормативного акта, значительно упрощает его использование в рамках толкования отдельных норм и положений.

Как говорили древние: "определите термины, - и вы избавите себя от огромного количества споров". В соответствии с традициями современного законотворчества, авторы определяют основные термины, применяемые в данном нормативном акте, по смыслу, отличающемуся от общепринятого. Поэтому перед нами стоит непростая задача: дать вторичное толкование терминов и разъяснить читателю, что именно имели в виду авторы, определяя смысл того или иного понятия. Всего в статье представлено 34 понятия, не все из которых нуждаются в комментарии. Соответственно, стоит задача не столько объяснить то, что уже объяснено, а акцентировать внимание читателя на важнейших аспектах смысла того или иного понятия.

Итак, образование (п. 1). По сути, определение восполняет пробел предшествующих 20 лет, когда вместе с идеологией из процесса образования было практически полностью исключено воспитание. Эта ошибка привела к трагическим последствиям для подрастающего поколения и не только для него. Сегодня эта ошибка исправлена и образование определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения. Второй важный компонент этого ключевого термина заключается в понимании цели обучения. Выше уже отмечено, что обучение осуществляется не только в интересах отдельного человека, но носит публичный характер (подробнее см. комментарий к ч. 1 статьи 1 Закона Об образовании в Российской Федерации). Здесь прямо указаны потребители процесса обучения: человек, семья, общество и государство. Также в комментируемом определении выделено содержание образования, не как получение бессистемных знаний, а совокупность знаний, умений, навыков и практического опыта. Ещё Ф. Энгельс писал: "Суха теория, - зелено древо жизни". Таким образом, для получения законченного образования мало только теоретических знаний, необходимы ещё практические навыки, на выработку которых у обучаемых и нацелено образование. Наконец, цель получения образования - формирование не просто человека, обладающего пусть и комплексом теоретических знаний и практических навыков, а комплексно подготовленной, самодостаточной личности, способной применить свои знания на практике, в самостоятельной жизни и практической деятельности.

Далее в комментируемой статье раскрывается содержание компонентов образования в виде воспитания и обучения. Причём воспитание (п. 2) поставлено выше образования, с выделением в личности человека элементов самоопределения и социализации, что требует, определенных пояснений. Самоопределение или самосознание предполагает, что только адекватно воспитанный применительно к потребностям данного общества человек, в состоянии правильно определить своё место в жизни, без самоуничижения и переоценки своей значимости, что одинаково негативно воспринимается обществом и самим человеком.

Что касается социализации, то давно ещё отмечено: "Жить в обществе и быть вне общества нельзя". Несмотря на бранный характер, который приобрело это понятие в нашей повседневной жизни, социализированный в точном значении слова означает "товарищеский, общественный".*(9) Таким образом, это означает вписанность в окружающую общественную среду. Это приобретает особый смысл, поскольку человек, получивший образование, невольно меняет круг общения, интересов, принадлежность к социальному классу, группе. Поэтому очень важно в процессе воспитания привить ему навыки нового общения. Причём, подчеркнём, что это делается опять-таки в интересах человека, семьи, общества и государства.

Возвращаясь к уточнению понятию обучения (п. 3), помимо отмеченных выше признаков этого процесса как процесса образования, необходимо отметить, что одной из задач обучения является формирования у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. Такая мотивация обусловлена постоянно меняющимися условиями жизни и ускорением процесса её эволюции. Карл Ясперс ещё в прошлом веке заметил: "В наше время нужно очень быстро бежать, - чтобы оставаться на месте".

Следующий термин, получивший пояснение в комментируемой статье 2 Закона Об образовании в Российской Федерации - это уровень образования (п. 4). Под ним в смысле комментируемого Закона понимается завершённый цикл образования. Отныне в прошлое уходят понятия "неполное или неоконченное высшее" и им подобные определения. Цикл обучения может быть только полным, подтверждённым соответствующим документом об образовании. Во всех остальных случаях признаётся только предшествующий уровень образования. Иными словами, академическая справка, выданная ВУЗом своему бывшему студенту, позволяет только продолжить процесс получения высшего образования в другом ВУЗе, но не подтвердить уровень образования.

Понятие "квалификация" (п. 5), несмотря на отсутствие в его определении обязательного требования о наличии у лица документа установленного образца, подтверждающего её уровень, по смыслу означает готовность к выполнения той или иного вида профессиональной деятельности.

Термин "федеральный образовательный стандарт" (п. 6) изначально использован в ч. 5 ст. 43 Конституции и означает установлением государством неких общих требований к совокупности знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующих определённый вид профессиональной деятельности, утверждённый Министерством образования и науки Российской Федерации.

Следующее за ним понятие "образовательный стандарт" (п. 7), означает совокупность обязательных требований к высшему образованию. Можно спорить с авторами Закона о том, насколько оно отражает суть, но, как говорится, "о терминах не спорят, - их определяют". Отличие стандартов этого вида от предыдущего состоит в том, что его содержание утверждается комментируемым Законом или указом Президента России. Получается, что стандарт, охватывающий меньший объём знаний, умений, навыков и компетенций, имеет более высокий юридический статус.

Понятие "федеральные государственные требования" (п. 8) означают требования к минимуму содержания дополнительных профессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по ним, утверждённым Министерством образования и науки Российской Федерации.

В конце концов сама "образовательная программа" (п. 9) включает в себя комплекс обязательных элементов: объём, содержание, планируемые результаты, формы аттестации, календарный учебный график, рабочие программы, а также иные компоненты. Обращаем внимание читателей, что перечень элементов учебной программы является открытым, то есть предусматривает возможность её дополнения, что превращает её в примерную программу (п. 10). Причём, необходимо отметить, что несмотря на 20-летнюю дискуссию и критику со стороны образовательного сообщества, включая членов Российской академии образования, данный пункт Закона, вслед за своим предшественником, трактует примерную образовательную программу как комплекс образовательных услуг. На наш взгляд, такой подход противоречит смыслу Конституции России и логике развития юридических отношений. Если одна сторона, в данном случае - физическое лицо, имеет на что-то право, то другая сторона общественного отношения - государство обязано это право обеспечить. Обеспечение этого право никак не может выглядеть в форме услуги (услужающий - прислуживающий кому-либо лакей).*(10) Тем более что выше в этой же статье говорится об обучении и воспитании (п. 1-3), осуществляемом не только в интересах отдельных лиц, но и всего общества и государства в целом.

Причём далее, в нарушение всякой логики, конфликт интересов педагогического работника (п. 33) определяется как личная его заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества в отношениях между интересами работника и обучающегося. Как будто качество обучения не зависит от размера и формы оплаты труда педагога!

Также авторы комментируемого Закона пытаются определить понятие "средства обучения и воспитания" (п. 26) путём их перечисления. Несмотря на то что перечень конкретных средств открытый, такой подход вряд ли можно признать разумным. На наш взгляд, главным в этом определении всё же является указание на то, что это "материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности".

Есть в комментируемой статье 2 и ещё один спорный термин - это "инклюзивное образование" (п. 27), которое по мысли его авторов означает равнодоступное для всех обучающихся образование. В то же время, термин "инклюзивный" означает: "распространяющийся на широкий круг предметов (антоним эксклюзивный)".*(11) Такое увлечение иноязычными терминами в ущерб здравому смыслу вряд ли можно поддержать.

То же можно сказать и об адаптивной (приспособленной по первоначальному смыслу Ю.Д.) программе для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (п. 28). Представляется, что для таких обучаемых необходимо не приспосабливать общую образовательную программу, а разрабатывать специальную, соответствующих их возможностям и способностям.

Оглавление

  • 1. Педагогика древнего мира
  • 2. Педагогика в эпоху феодализма
  • 3. История педагогики Древней Руси
  • 4. Педагогика России XIV-XVIII вв
  • 5. Педагогика XIX в
  • 6. Зарубежная педагогика конца XIX – начала XX вв
  • 7. Становление и развитие советской педагогики
  • 8. Дошкольное образование детей в России. Теория и практика
  • 9. Становление научной педагогики
  • 10. Объект и предмет педагогики
  • 11. Функции и задачи педагогики
  • 12. Система педагогических наук
  • 13. Факторы, влияющие на формирование личности
  • 14. Сущность образования как педагогической категории
  • 15. Генезис образования как социального явления
  • 16. Образование как процесс и результат педагогической деятельности
  • 17. Закон РФ «Об образовании»
  • 18. Понятие методологии педагогики
  • 19. Методологические принципы педагогического исследования
  • 20. Методы педагогического исследования
  • 21. Структура педагогического исследования
  • 22. Воспитание как предмет теории

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Шпаргалка (Н. А. Богачкина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

17. Закон РФ «Об образовании»

10 июля 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «Об образовании», был дополнен Федеральным законом «О внесении изменений, дополнений в Закон РФ «Об образовании», принятый Государственной Думой в 1995 г. и одобренный Советом Федерации в 1996 г. Закон определяет государственную политику в области образования.

Закон определяет основные направления образовательной деятельности: приоритет общечеловеческих ценностей, свободное развитие личности, общедоступность образования, бесплатность общего образования, всесторонняя защита потребителя образования. Подчеркивается необходимость сохранения единства федерального, культурного и образовательного пространства, свободы и плюрализма в образовании, открытости образования, демократического, государственно-общественного характера управления образованием, светского характера образования в государственно-муниципальных образовательных учреждениях, получения образования на родном языке, связи образования с национальными и региональными культурами и традициями, преемственности образовательных программ, вариативности образования, разграничения компетенций субъектов системы.

Центральное звено системы образования – общее среднее образование, которое включает средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатского типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения.

Задачи общеобразовательных учреждений: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, выработка научного мировоззрения, освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труден приемах самостоятельной деятельности.

Закон дает новую трактовку профессионально-технического и среднего специального образования, которые рассматриваются как начальное и среднее профессиональное образование. Цель начального профессионального образования – подготовка квалифицированных работников по основным направлениям общественной деятельности, как правило, на базе основного общего образования. Может быть получено в ПТУ и иных учебных заведениях данного уровня. Среднее профессиональное образование готовит специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего образования или начального профессионального образования.

Закон «Об образовании» требует установления стандартов образования. Это необходимое условие многопрофильного и разноуровневого среднего образования.

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Педагогика. Шпаргалка (Н. А. Богачкина, 2009) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Смотрите видео: УК РФ, статья 2, Задачи Уголовного кодекса Российской Федерации, ФЗ 63, Уголовный Кодекс (November 2020).