Вопросы к Юристу

PARENEKZP › Блог › Почему двигатель жрет масло?

Снижение уровня масла в двигателе в равной степени беспокоит как водителя ВАЗ, так и владельца престижного BMW.
Причины расхода масла
Стоит понимать, что причин жера масла существует несколько, и на конкретно взятом автомобиле масло может уходить не по одной из ниже перечисленных причин, а сразу по двум и даже трем. К наиболее банальным и глупым причинам стоит отнести плохо закрученный масляный фильтр, или не достаточно хорошо затянутую сливную пробку в картере двигателя. Как бы глупо это не казалось, но известны случаи когда после выезда автомобиля из сервиса, движок быстро опустошался именно по этим причинам. Обычный внешний осмотр позволит определить утечки масла из-под прокладки картера, прокладки головки блока двигателя и из под клапанной крышки. Если фильтр и сливная пробка закручены как нужно, мотор в районе прокладок сух ( запотевание допускается), но масло все равно уходит — обратите внимание на сальник коленвала, посмотрите — не остается ли на месте стоянки автомобиля, под двигателем лужица масла.

Если лужицы нет, причина жера может крыться в масло съемных колпачках, задача которых очищать ножку клапана от масла. Со временем, резиновые масло отражатели твердеют, и уже не могут качественно очищать клапан, что приводит к тому, что на момент опускания клапана в камеру сгорания на нем остается моторное масло, которое там и сгорает.
Изначально попадание масла в камеру сгорания можно по черному, жирному, масляному нагару — он значительно более жирный, чем нагар от бензина. Также на жер масла указывает сизый дым исходящий из открученного патрубка сапуна.

Если при снятии крышки корпуса воздушного фильтра вы видите, что в нем присутствует масло — в большинстве случаев это указывает на изношенные поршни, в лучшем случае кольца. После разборки такого мотора, мастер показывает владельцу автомобиля не круглые, а уже овальные поршни, которые конечно не могут прилегать к стенкам цилиндра равномерно и плотно. Если мотор жрет масло при таких поршнях — это конечно нормально. При этом на Жигулях расход масла при настолько серьезном износе может доходить даже до трех литрах на 1000 км — не стоит думать, что на укатанных в хлам иномарках ситуация лучше, шестицилиндровые машины при таком износе поршней будут кушать масло с не меньшим аппетитом, чем бензин.

Почему же разбивается поршень? Дело в том, что поршень совершает движения вверх-вниз, но из за вращения коленчатого вала, на него действую и боковые силы. Учитывая то, что алюминий из которого сделан поршень менее твердый материал, чем чугун, из которого отлиты блоки большинства автомобилей — поршень изнашивается первым, но в запущенных случаях, когда поршень уже давно стал овальным, он воздействует на цилиндр с такой силой, что и тот теряет правильную форму. Получается, что в нижней части цилиндр может быть нормальным, а в нижней он будет разбит настолько, что в него влезет даже поршень следующего, ремонтного размера. В такой ситуации необходима расточка двигателя. Да, существуют и алюминиевые блоки, но и в них вставлены чугунные гильзы.

Расточка двигателя — хон, или зеркало?
Стоит также заметить, что расход масла зависит от метода расточки цилиндров. Большинство мастеров растачивая цилиндры отставляют на стенках хон, также делают и именитые производители автомобилей, такие как Mercedes и BMW. Хоном называются не глубокие «царапинки» на стенках цилиндра и предназначен он для удержания масло, которое смазывает поршень. Некоторым мастерам нравится изначально растачива

ть цилиндры в зеркало. Какой метод расточки лучше — сказать сложно, ведь хон продлевает срок службы двигателя, хоть первое время расход масла с ним и выше. Если Жигулевский мотор в первом случае будет расходовать 300 — 400 мл масла на 1 000 км, то при расточке в зеркало расход будет и вовсе минимален. Со временем поршневые кольца и на хоне образовуют зеркало, одни кольца это делают быстрее, другие медленнее, но хон всегда превращается в зеркало.