Вопросы к Юристу

Класс опасности производственных объектов

Промышленной безопасностью опасных производственных объектов (ОПО) называют состояние защищенности интересов граждан и общества в целом от аварий и их последствий. Такое определение содержится в Федеральном законе № 116.

Классы опасности

О них говорится в п. 3 ст. 2 116-ФЗ. Согласно норме, выделяют 4 класса опасности:

Присвоение конкретного класса осуществляется в момент госрегистрации ОПО.

Администрация предприятия, эксплуатирующего опасный объект, отвечает за полноту и достоверность информации, предоставленной для регистрации.

Требования промышленной безопасности

Они представляют собой запреты, условия, ограничения и прочие предписания для субъектов, эксплуатирующих ОПО. Обязательными для исполнения являются требования, закрепленные Законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", иными нормативными актами, принятыми в соответствии с ним, в том числе президентскими указами и правительственными постановлениями, а также федеральными правилами и нормами.

Предписания должны согласовываться с нормами, установленными в сфере обеспечения защиты граждан и территорий от ЧС, санитарно-эпидемиологического благополучия, охраны природы, экологической, пожарной безопасности, ОТ, строительства.

Вопросы, связанные с промышленной безопасностью опасных производственных объектов по использованию атомной энергии, регулируются актами, принимаемыми в соответствии с ФЗ № 21.

Обоснование

Для обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов может потребоваться отступление от закрепленных нормативными актами предписаний. Такая ситуация может возникнуть при проектировании, строительстве, капремонте, эксплуатации, реконструкции, ликвидации или консервации ОПО. Субъект, ответственный за подготовку документации, может установить дополнительные требования в обосновании промышленной безопасности опасного промышленного объекта. Такая возможность предусмотрена в случаях, когда закрепленных в официальных нормативных актах правил недостаточно или они вовсе отсутствуют.

Обоснование и изменения, вносимые в него, должны пройти экспертизу промышленной безопасности. Необходимая документация направляется предприятием, эксплуатирующим ОПО, в исполнительный федеральный орган власти для регистрации в реестре.

Изменения в обоснование передаются уполномоченной структуре в десятидневный срок с даты получения положительных результатов экспертизы промышленной безопасности.

Виды деятельности в сфере промбезопасности

  • Проектирование, строительство, реконструкцию, капремонт, эксплуатацию, ликвидацию, консервацию ОПО.
  • Монтаж, изготовление, наладку, ремонт, обслуживание устройств, используемых на объекте.
  • Экспертизу промбезопасности.
  • Подготовку, переподготовку персонала, занятого на объекте, в необразовательных учреждениях.

Специальные разрешения

Для ведения некоторых видов деятельности в сфере обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов требуется лицензия.

Обязательным условием для предоставления разрешения является наличие документации, подтверждающей ввод ОПО в эксплуатацию, либо положительные результаты экспертизы на технические устройства, используемые на объекте, сооружения/здания и в случаях, закрепленных 14 статьей ФЗ № 116.

Лицензирующей структуре запрещено требовать указанные документы от соискателя, если они имеются в ее распоряжении или у других органов власти. Исключение составляют бумаги, включенные в перечень, определенный в ФЗ № 210.

Технические устройства на ОПО

Обязательные требования к ним, формы оценки соответствия нормативам определяются в законодательстве о техрегулировании.

Если в техрегламенте не предусматривается другая форма проверки, устройство подлежит экспертизе:

  • До начала эксплуатации на ОПО.
  • После окончания срока службы либо в случае превышения допустимого количества циклов использования, установленного производителем.
  • После завершения работ по изменению конструкции устройства, замене материалов несущих деталей, восстановления после аварии или иного инцидента.

Дополнительные требования

В ст. 8 ФЗ № 116 закреплены правила обеспечения промышленной безопасности опасных промышленных объектов, подвергающихся ремонту, перевооружению, ликвидации или консервации. В п. 1 нормы сказано, что указанные мероприятия осуществляются в соответствии с документацией, разработанной в порядке, определенном Законом, с учетом положений нормативных актов, регламентирующих градостроительную деятельность.

Если техническое переоснащение производится одновременно с реконструкцией ОПО, документы на перевооружение включаются в состав проекта. Бумаги по ликвидации и консервации опасного объекта промышленного назначения направляются на экспертизу промбезопасности. Проверка документации о техническом переоснащении осуществляется в случае, если она не включена в состав проекта, подлежащего анализу в соответствии с нормами, регламентирующими градостроительную деятельность в РФ.

О чем закон?

Согласно статье 1 Федерального закона "О безопасности на опасных производственных объектах", речь в представленном нормативном акте идет о профилактических работах на заводах и прочих предприятиях. В законе закрепляется понятие промышленной безопасности, характеризующее уровень защищенности интересов общества на опасных объектах производственного характера. Безопасность может нарушить авария - явление, при котором разрушаются сооружения или устройства, в результате чего могут погибнуть или пострадать люди.

Чтобы предотвратить аварию, необходимо работать с имеющимися техническими средствами, применяемыми на объектах производственного характера. Нужно своевременно проводить экспертные проверки и техническое перевооружение. Особенно важным действием будет сравнение действующих устройств с классами опасности производственных объектов. Обо всех представленных процессах и работах будет рассказано далее.

Об опасных производственных объектах

В статье 2 рассматриваемого нормативного акта дается подробная характеристика опасным производственным объектам. Что именно здесь стоит назвать? Согласно закону, это цехи, участки, площадки и прочие производственные территории. Все подобные объекты должны быть зарегистрированы в специальном государственном реестре, занимается которым российский исполнительный орган власти.

Существует некоторое количество классов опасности производственных объектов. В зависимости от каких критериев тот или иной объект попадает в соответствующий класс? Согласно 116-ФЗ, существует следующая таблица:

  • объекты 4 класса обладают низким уровнем опасности,
  • производственные объекты 3 класса опасности имеют средний уровень,
  • 2 класс устанавливается для предприятий с опасностью высокой степени,
  • 1 класс для объектов с опасностью чрезвычайно высокого уровня.

На руководителя производства возложена ответственность за достоверность и полноту информации о степени опасности на соответствующих объектах.

Требования закона

В статье 3 рассматриваемого закона приводятся основные требования к безопасности на промышленных объектах. Здесь дается наиболее общая информация. Так, представителям промышленных предприятий стоит помнить о необходимости защиты территорий и населения от чрезвычайных ситуаций. Именно поэтому на производственных объектах должны быть соблюдены нормы пожарной безопасности, охраны труда, строительства, безопасности в области экологии и т. д. Отдельный Федеральный закон регулирует деятельность предприятий, использующих атомную энергию.

Предприятие, на котором в ходе проверочных работ были обнаружены некоторые нарушения, должны подлежать ремонту, ликвидации, консервации или ограниченной эксплуатации. Соответствующее решение должен принять специалист в области контрольно-надзорной деятельности.

Роль государства

В статье 5 Закона "О промышленной безопасности" рассказывается о роли государственных органов и должностных лиц в области регулирования безопасной деятельности на производстве. Так, на соответствующую инстанцию исполнительной власти возлагает определенное количество функций глава государства, или по его поручению - российское Правительство. Функции государственных органов имеют в основном контрольно-надзорный или разрешительный характер. У таких инстанций имеются свои территориальные подразделения, которые создаются в установленном законом порядке.

Что понимается под федеральным надзором в представленной области? Согласно статье 16 рассматриваемого ФЗ, это деятельность по предупреждению, поиску и пресечению функциональных нарушений на соответствующих предприятиях. Предметом же проверки является строгое соблюдение представителями производства обязательных требований, установленных законом.

О деятельности в сфере обеспечения безопасности на производстве

Стоит подробнее рассказать про саму профессиональную деятельность по обеспечению безопасности на производственных объектах. Что именно относится к видам такой деятельности? Здесь нужно выделить работы по проектированию, грамотной эксплуатации, строительству, монтажу, накладке, обслуживанию и ремонту, консервации, ликвидации, проведению экспертных проверок и т. д. Не стоит забывать и про присвоение класса опасности опасному производственному объекту.

Безусловно, все представленные виды деятельности должны подлежать обязательному государственному лицензированию. Занимается этим специальный лицензирующий орган, к которому также устанавливается большое количество требований. Любой производственный объект должен по требованию соответствующего органа предоставить всю запрашиваемую документацию. При этом инстанция, в обязанности которой входит выдача лицензий, не имеет права требовать те документы, что не указаны в соответствующем Федеральном законе.

О расследовании аварий

Рассматриваемый нормативный акт занимается не только профилактическими работами и выдачей классов опасности производственным объектам, но и разрешением последствий аварийных ситуаций. Так, в статье 12 рассказывается про порядок технического расследования причин аварий. Для расследования должна быть создана специальная комиссия, руководством которой непосредственно занимается российское Правительство или ее территориальный орган. Кто входит в состав комиссии? Здесь стоит выделить:

  • представителей соответствующего субъекта России или самоуправленческого органа, на территории которого расположен производственный объект,
  • представителя самого производственного объекта,
  • страховщика, ранее заключившего договор с производственным объектом,
  • прочих представителей - по желанию государственного органа или предприятия.

Руководителя такой комиссии назначает Президент или Правительство. Согласно закону, созданная инстанция имеет право привлекать к работе экспертов, научных специалистов, конструкторов или инженеров, общественных инспекторов и т. д.

О промышленной экспертизе

Производственные экспертные работы представляют собой определение объектов производства на соответствие нормам закона. Согласно статье 13, экспертизе подлежат:

  • любые технические устройства, находящиеся на предприятии,
  • прилежащие сооружения и здания,
  • промышленные декларации,
  • классы опасности производственных объектов,
  • документы на ликвидацию, консервацию, ограниченную эксплуатацию объекта и т. д.

Заниматься представленными работами может только лицензированная инстанция. Финансирование работ производится за счет средств заказчика. Все экспертные работы должны базироваться на принципах объективности, независимости, всесторонности, полноты и т. д. Результатом же профессиональной деятельности должно быть специальное заключение, подписанное представителями экспертной и промышленной организаций.

Статьи по теме

Что является основной целью Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов «?

Что входит и понятие «авария» в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов «?

Ограничения

Согласно ФЗ № 116, перевооружение, ликвидация, консервация ОПО запрещена без положительного экспертного заключения. Сведения о его наличии можно получить из единого госреестра.

Отклонения от проекта в ходе строительства, капремонта, реконструкции опасного объекта промышленного назначения не допускаются. Техническое переоснащение, консервация, ликвидация должны производиться в строгом соответствии с документацией. Отклонения от нее также не допускаются.

Регистрация изменений

Корректировки, которые вносятся в проектные документы на реконструкцию, сооружение ОПО, должны пройти экспертизу по нормам, регламентирующим градостроительную деятельность. При консервации и ликвидации проверяется соответствие изменений положениям, действующим в сфере промбезопасности.

Корректировки, вносимые в документацию на техническое переоснащение опасного объекта производственного назначения, дополнительно должны быть согласованы с исполнительным органом федеральной власти или его территориальным подразделением. Исключение составляет случай, когда указанные бумаги включены в состав проекта, подлежащего экспертизе в соответствии с нормативными актами, регламентирующими градостроительную деятельность.

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее - промышленная безопасность) - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий,

авария - разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ,

инцидент - отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от режима технологического процесса, нарушение положений настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных технических документов, устанавливающих правила ведения работ на опасном производственном объекте.

Статья 2. Опасные производственные объекты

1. Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к настоящему Федеральному закону.

2. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 4. Правовое регулирование в области промышленной безопасности

1. Правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности.

2. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным законом, то применяются правила международного договора.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 5 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности

1. В целях осуществления государственной политики в области промышленной безопасности Президент Российской Федерации или по его поручению Правительство Российской Федерации определяет федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности и возлагает на них осуществление соответствующего нормативного регулирования, а также специальных разрешительных, контрольных и надзорных функций в области промышленной безопасности. Федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности имеют подведомственные им территориальные органы, создаваемые в установленном порядке.

2. Федеральные органы исполнительной власти, которым в соответствии с федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативно-правового регулирования, специальные разрешительные, контрольные или надзорные функции в области промышленной безопасности, обязаны согласовывать принимаемые ими нормативные правовые акты и нормативные технические документы, а также координировать свою деятельность в области промышленной безопасности с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

Статья 6. Деятельность в области промышленной безопасности

1. К видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта, изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, проведение экспертизы промышленной безопасности, подготовка и переподготовка работников опасного производственного объекта в необразовательных учреждениях.

Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии на эксплуатацию является представление соискателем лицензии в лицензирующий орган разрешения на ввод опасного производственного объекта в эксплуатацию или положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, а также декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 7 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 7. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте

1. Технические устройства, в том числе иностранного производства, применяемые на опасном производственном объекте, подлежат сертификации на соответствие требованиям промышленной безопасности в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Перечень технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах и подлежащих сертификации, разрабатывается и утверждается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Сертификацию технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проводят организации, аккредитованные федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

3. Правила проведения сертификации устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области стандартизации, метрологии и сертификации совместно с федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

4. Общий порядок и условия применения технических устройств на опасном производственном объекте устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в процессе эксплуатации подлежат экспертизе промышленной безопасности в установленном порядке.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 11. Производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в пункт 2 статьи 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и о работниках, уполномоченных на его осуществление, представляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 12. Техническое расследование причин аварии

1. По каждому факту возникновения аварии на опасном производственном объекте проводится техническое расследование ее причин.

2. Техническое расследование причин аварии проводится специальной комиссией, возглавляемой представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.

В состав указанной комиссии также включаются:

представители субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления, на территории которых располагается опасный производственный объект,

представители организации, эксплуатирующей опасный производственный объект,

другие представители в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации могут принимать решение о создании государственной комиссии по техническому расследованию причин аварии и назначать председателя указанной комиссии.

4. Комиссия по техническому расследованию причин аварии может привлекать к расследованию экспертные организации и специалистов в области промышленной безопасности, изысканий, проектирования, научно- исследовательских и опытно-конструкторских работ, страхования, изготовления оборудования и в других областях.

5. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, и ее работники обязаны представлять комиссии по техническому расследованию причин аварии всю информацию, необходимую указанной комиссии для осуществления своих полномочий.

6. Результаты проведения технического расследования причин аварии заносятся в акт, в котором указываются причины и обстоятельства аварии, размер причиненного вреда, допущенные нарушения требований промышленной безопасности, работники, допустившие эти нарушения, а также меры, которые приняты для локализации и ликвидации последствий аварии, и содержатся предложения по предупреждению подобных аварий.

7. Материалы технического расследования причин аварии направляются в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, а также в иные заинтересованные государственные органы.

8. Порядок проведения технического расследования причин аварии и оформления акта технического расследования причин аварии устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

9. Финансирование расходов на техническое расследование причин аварии осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, на котором произошла авария.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Экспертиза промышленной безопасности

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в пункт 1 статьи 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

1. Экспертизе промышленной безопасности подлежат:

проектная документация на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта,

технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте,

здания и сооружения на опасном производственном объекте,

декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензию на проведение указанной экспертизы, за счет средств организации, предполагающей эксплуатацию опасного производственного объекта или эксплуатирующей его.

3. Результатом осуществления экспертизы промышленной безопасности является заключение.

4. Заключение экспертизы промышленной безопасности, представленное в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.

5. Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности и требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

6. Экспертиза промышленной безопасности может осуществляться одновременно с осуществлением других экспертиз в установленном порядке.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 14. Разработка декларации промышленной безопасности

1. Разработка декларации промышленной безопасности предполагает всестороннюю оценку риска аварии и связанной с нею угрозы, анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, по обеспечению готовности организации к эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с требованиями промышленной безопасности, а также к локализации и ликвидации последствий аварии на опасном производственном объекте, разработку мероприятий, направленных на снижение масштаба последствий аварии и размера ущерба, нанесенного в случае аварии на опасном производственном объекте.

Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, и порядок ее оформления определяются федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливается обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются вещества в количествах, указанных в приложении 2 к настоящему Федеральному закону.

Обязательность разработки деклараций промышленной безопасности опасных производственных объектов, не указанных в абзаце первом настоящего пункта, может быть установлена Правительством Российской Федерации, а также в соответствии со своими полномочиями федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности.

3. Декларация промышленной безопасности разрабатывается в составе проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта.

Декларация промышленной безопасности уточняется или разрабатывается вновь в случае обращения за лицензией на эксплуатацию опасного производственного объекта, изменения сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, или в случае изменения требований промышленной безопасности.

Для опасных производственных объектов, действующих на день вступления настоящего Федерального закона в силу, декларации промышленной безопасности разрабатываются в сроки, устанавливаемые Правительством Российской Федерации.

4. Декларация промышленной безопасности утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.

Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

5. Декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе проектной документации на расширение, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта, проходит экспертизу промышленной безопасности в установленном порядке. Проектная документация на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт опасного производственного объекта, содержащая декларацию промышленной безопасности, подлежит государственной экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

6. Декларацию промышленной безопасности представляют органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным объединениям и гражданам в порядке, который установлен Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ в статью 15 настоящего Закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2001 г.

Статья 15. Обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте.

2. Минимальный размер страховой суммы страхования ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае аварии на опасном производственном объекте составляет для:

а) опасного производственного объекта, указанного в пункте 1 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, в случае, если на нем:

получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, равных количествам, указанным в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, или превышающих их, - 7 000 000 рублей,

получаются, используются, перерабатываются, образовываются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества в количествах, меньших, чем количества, указанные в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, - 1 000 000 рублей,

б) иного опасного производственного объекта – 100 000 рублей.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 16. Федеральный надзор в области промышленной безопасности

1. Федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

2. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляется на принципах самостоятельности и независимости от поднадзорных организаций.

3. Федеральный надзор в области промышленной безопасности осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы и другие федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в пункт 4 статьи 16 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

4. Должностные лица федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, при исполнении своих должностных обязанностей имеют право:

посещать организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты,

знакомиться с документами, необходимыми для проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности,

осуществлять проверку правильности проведения технических расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований,

выдавать организациям, эксплуатирующим опасные производственные объекты, предписания об устранении выявленных нарушений требований промышленной безопасности,

давать в пределах своих полномочий указания в области промышленной безопасности, в том числе о необходимости осуществления экспертизы промышленной безопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте,

давать указания о выводе людей с рабочих мест в случае угрозы жизни и здоровью работников,

привлекать к административной ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, лиц, виновных в нарушениях требований промышленной безопасности, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности,

выступать в установленном порядке в суде или в арбитражном суде представителем федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа по искам о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу других лиц вследствие нарушений требований промышленной безопасности,

осуществлять иные предусмотренные законодательством Российской Федерации действия, направленные на обеспечение промышленной безопасности.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 16.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 16.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте опасных производственных объектов осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 18. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Российской Федерации Б.Ельцин

21 июля 1997 года

Статья 11. Требования к организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности и управления промышленной безопасностью

1. Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.2. Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

Системы управления промышленной безопасностью обеспечивают:определение целей и задач организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в области промышленной безопасности, информирование общественности о данных целях и задачах,идентификацию, анализ и прогнозирование риска аварий на опасных производственных объектах и связанных с такими авариями угроз,планирование и реализацию мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах, в том числе при выполнении работ или оказании услуг на опасных производственных объектах сторонними организациями либо индивидуальными предпринимателями,координацию работ по предупреждению аварий и инцидентов на опасных производственных объектах,осуществление производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности,безопасность опытного применения технических устройств на опасных производственных объектах в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона,своевременную корректировку мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах,участие работников организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, в разработке и реализации мер по снижению риска аварий на опасных производственных объектах,информационное обеспечение осуществления деятельности в области промышленной безопасности.5. Требования к документационному обеспечению систем управления промышленной безопасностью устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Prom-Nadzor.ru

Опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону.2.

Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.3. Опасные производственные объекты в зависимости от уровня потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества подразделяются в соответствии с критериями, указанными в приложении 2 к настоящему Федеральному закону, на четыре класса опасности:I класс опасности — опасные производственные объекты чрезвычайно высокой опасности,II класс опасности — опасные производственные объекты высокой опасности,III класс опасности — опасные производственные объекты средней опасности,IV класс опасности — опасные производственные объекты низкой опасности.4.

Что нового в ФЗ 116

Если нормативы еще не включены в реестр, или же оборудование соответствует международным показателям, отличным от российских, для его ввода в эксплуатацию придется провести экспертизу.

На основе полученных данных составляется Обоснование безопасности производственного объекта — акт, подтверждающий безопасность работы объекта для экологии и здоровья людей, правила обслуживания и утилизации, а также оценку риска возникновения аварии.

В зависимости от степени опасности каждому ОПО во время внесения в реестр присваивается один из четырех классов опасности.

116 ФЗ о промышленной безопасности опасных производственных объектов

В редакции был добавлен пункт 2, предусматривающий следующие 2 положения: Лица, которые предоставляют лицензию на использование опасных промышленных объектов, обязаны иметь документы, которые подтверждают, что опасные объекты, устройства, оборудование и здания можно вводить в эксплуатацию.

Лицензирующий орган самостоятельно направляет запрос на необходимые ему дополнительные документы, если их не предоставляет искатель лицензии добровольно.

Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21.07.1997 N 116-ФЗ приложение 2 (ред.

Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 2 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности — для опасных производственных объектов, осуществляющих теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, а также иных опасных производственных объектов, на которых применяется оборудование, работающее под избыточным давлением 1,6 мегапаскаля и более или при температуре рабочей среды 250 градусов Цельсия и более, 2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта. 6. Для опасных производственных объектов, указанных в пункте 3 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, устанавливаются следующие классы опасности: 1) III класс опасности — для подвесных канатных дорог, 2) IV класс опасности — для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта.

Закон о промышленной безопасности: 116-ФЗ последняя редакция с изменениями 2019 года

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия: промышленная безопасность опасных производственных объектов (далее — промышленная безопасность, безопасность опасных производственных объектов) — состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий, (в ред.

Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ) авария — разрушение сооружений и (или) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и (или) выброс опасных веществ, инцидент — отказ или повреждение технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, отклонение от установленного режима технологического процесса, (в ред.

Федерального закона от 04.03.2013 N 22-ФЗ)

Федеральный закон от 21.07.1997 N 116-ФЗ (ред.

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов»

и доп., вступ. в силу с 25.03.2017)

обоснование безопасности опасного производственного объекта с приложением заверенной в установленном порядке копии положительного заключения экспертизы промышленной безопасности такого обоснования, внесенного в реестр заключений экспертизы промышленной безопасности, в случае если подготовка обоснования безопасности опасного производственного объекта и проведение экспертизы промышленной безопасности такого обоснования предусмотрены Федеральным «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».». Федеральный от 21 июля 1997 г.

О государственном надзоре

Какое место в рассматриваемой области занимает непосредственный федеральный надзор? Согласно статье 16, довольно высокое. Частота осуществления проверочных работ зависит в основном от имеющегося на объекте уровня опасности. Так, для 2 и 1 классов опасности производственных объектов проверки осуществляются не больше чем раз в год. Для 3 класса - не чаще одного раза в три года. Для объектов 4 класса плановые проверки не проводятся вовсе.

Что является основанием для проведения государственного надзора? Здесь стоит называть истечение срока исполнения работ по устранению опасности на производстве, наличие приказа руководителя исполнительного органа, а также поступление в федеральный орган жалоб или гражданских заявлений, в которых указывается на конкретный производственный объект. Сколько длится проверка? Закон гласит о 30 рабочих днях. Однако здесь могут быть и исключительные случаи, когда работы затягиваются до 50 дней.

Лица, осуществляющие государственную проверку, обладают некоторыми полномочиями. В частности, здесь нужно отметить:

  • выдачу предписаний о нарушении на предприятии,
  • предъявление удостоверения для реализации проверочных работ,
  • запрос и получение по результатам запроса соответствующей документации и информации об объекте,
  • составление протоколов о нарушениях административного характера и т. д.

Принятые государственным органом решения можно оспорить в судебном порядке.

Классификатор

В приложениях к нормативному акту содержатся специальные таблицы, содержащие информацию о классах опасности химически опасных производственных объектов. Здесь показано количество того или иного опасного вещества на производстве для присвоения соответствующего класса. Аммиак, нитрат аммония, хлор, различные типы водорода, фосген и прочие вещества - их содержимое подлежит качественному расчету экспертными комиссиями.

В таблице 1 приложения 2 содержится информация о конкретных химических веществах, а в таблице 2 - о группах опасных веществ (токсичных, горючих, воспламеняющихся и т. д.). Руководители производственных объектов могут пользоваться данными таблицами для оспаривания решений соответствующих экспертных комиссий.

Смотрите видео: Обезвреживание производственных отходов 2 4 класса опасности, сожержащие углеводороды 1 (November 2020).