Вопросы к Юристу

Оборот алкогольной продукции в организациях общественного питания

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2006, N 1-2

В ассортименте большинства организаций общественного питания весомую часть составляет алкогольная продукция.

Реализуя ее потребителям, а также используя для приготовления различных напитков, организации общепита участвуют в ее обороте. Государство жестко регулирует оборот алкогольной продукции не только предъявляя к его порядку строгие требования, но и, в частности, устанавливая обязанность лицензирования.

Данная статья посвящена рассмотрению ряда вопросов, связанных с государственным регулированием розничной продажи алкогольной продукции.

Правовые основы производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в РФ утверждены Законом N 171-ФЗ . Этот Закон устанавливает, в частности, требование о лицензировании розничной продажи алкогольной продукции, а также ряд ограничений, которые необходимо соблюдать продавцам.

Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".

Кроме того, организациям общепита по-прежнему нужно выполнять требования, установленные Правилами продажи алкогольной продукции (далее - Правила продажи), принятыми в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".

Правила продажи алкогольной продукции, утв. Постановлением Правительства РФ от 19.08.1996 N 987 "О мерах по ужесточению порядка торговли алкогольной продукции".

Отметим, что под алкогольной продукцией в соответствии с п. 7 ст. 2 Закона N 171-ФЗ понимается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 1,5 процента объема готовой продукции. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как питьевой этиловый спирт, спиртные напитки (в том числе водка), вино (в том числе натуральное вино).

Сразу оговоримся об административной ответственности за нарушение указанных норм. Так, ст. 14.1 КоАП РФ установлена ответственность за:

  • осуществление предпринимательской деятельности без лицензии, если лицензия обязательна,
  • осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных лицензией,
  • осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией.

Состав последнего правонарушения введен Федеральным законом от 02.07.2005 N 80-ФЗ, является самым тяжким и может повлечь для юридического лица наказание в виде административного приостановления деятельности на срок до 90 суток. Помимо этого, административная ответственность также установлена и за нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе (ст. 14.16 КоАП РФ).

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной продукции, является Федеральная налоговая служба .

Пункт 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506.

Отметим, что Закон N 171-ФЗ в 2005 г. претерпел ряд изменений, в частности, он был существенно отредактирован Федеральными законами от 21.07.2005 N 102-ФЗ и от 31.12.2005 N 209-ФЗ. Большая часть изменений вступила в силу с 2006 г.

Индивидуальные предприниматели - не участники оборота алкогольной продукции

Наиболее важным изменением в порядке регулирования оборота алкогольной продукции стало исключение из числа субъектов розничной продажи алкогольной продукции индивидуальных предпринимателей (ИП). С 1 июля 2006 г. вступает в силу новая редакция п. 1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ: поставки и (или) розничная продажа алкогольной продукции осуществляются только организациями при наличии соответствующих лицензий. Следовательно, у ИП, имеющих на данный момент лицензию на розничную продажу алкогольной продукции и осуществляющих эту деятельность (в том числе и в рамках услуг общественного питания), есть следующий выбор.

См. пп. "а" п. 14 ст. 1 Закона N 102-ФЗ в редакции Закона N 209-ФЗ.

Во-первых, отказ от реализации алкогольной продукции. Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 171-ФЗ действие Закона N 171-ФЗ не распространяется на:

  • деятельность по производству и обороту пива,
  • деятельность по производству и обороту натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.

Следовательно, ИП могут беспрепятственно продавать в розницу указанные напитки, учитывая положения Федерального закона от 07.03.2005 N 11-ФЗ "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" и ч. 4 ст. 14.16 КоАП РФ.

Во-вторых, ИП могут зарегистрировать юридическое лицо, которое должно будет получить лицензию на розничную продажу алкогольной продукции. В этом случае владелец понесет дополнительные расходы на создание юридического лица и получение новой лицензии.

Кроме того, согласно действующей редакции п. 10 ст. 18 Закона N 171-ФЗ лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами РФ только организациям. Значит, и до 01.07.2006 ИП не вправе получить лицензию и начать продавать алкогольную продукцию.

Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции

Изменениями, внесенными в Закон N 171-ФЗ, регулирование розничной продажи алкогольной продукции отнесено к исключительной компетенции субъектов РФ. Так, в соответствии с обновленным п. 1 ст. 6 Закона N 171-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, в частности, относятся:

  • определение порядка лицензирования и выдача лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, ведение государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий,
  • введение декларирования розничной продажи алкогольной продукции и установление порядка представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции (п. 5 ст. 14 Закона N 171-ФЗ субъектам РФ дано такое право, обязанность вводить декларирование не установлена),
  • осуществление государственного контроля за соблюдением организациями законодательства, регулирующего производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также условий, предусмотренных лицензиями на розничную продажу алкогольной продукции.

Кроме того, п. 3.1 ст. 16 Закона N 171-ФЗ дал право субъектам РФ устанавливать дополнительные ограничения времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15% объема готовой продукции. Еще один введенный Законом N 102-ФЗ п. 3.2 ст. 16 Закона N 171-ФЗ указывает, что субъекты РФ устанавливают для организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции (за исключением организаций общественного питания), требования к минимальному размеру оплаченного уставного капитала (уставного фонда) в размере не более чем 1 млн руб. Другими словами, требования о размере уставного капитала на общепит не распространяются.

Субъектам предоставлено право определения лицензионных требований, сборов и сроков действия лицензий. Субъект РФ реализует данные полномочия в нормативном правовом акте, изданном в пределах своей компетенции.

Для справки: на примере столичного региона рассмотрим, какими могут стать основные принципы регулирования розничной продажи алкоголя.

В Постановлении Правительства Москвы от 28.12.2005 N 1069-ПП установлено ограничение времени розничной продажи алкогольной продукции (с содержанием этилового спирта более 15%) для предприятий общественного питания на территории Москвы - по режиму работы предприятия. Кроме того, согласно п. 4.1 указанного акта установленное требование к минимальному размеру уставного капитала (уставного фонда) не распространяется на организации общественного питания, имеющие лицензии на розничную продажу алкогольной продукции для потребления на месте покупки. На территории Москвы лицензирующим органом является Департамент потребительского рынка и услуг г. Москвы .

Пункт 2.1 Постановления Правительства Москвы от 18.10.2005 N 812-ПП "О ликвидации Комитета лицензирования города Москвы".

Постановлением Мособлдумы от 23.11.2005 N 7/159-П принят Закон Московской области от 26.11.2005 N 248/2005-ОЗ "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в Московской области" (далее - Закон МО). Статьей 2 Закона МО введено понятие розничной продажи алкогольной продукции, под которой понимается деятельность, связанная с закупкой, хранением и дальнейшей реализацией, включая оказание услуг общественного питания, алкогольной продукции покупателям для личного, семейного, домашнего потребления, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Закон МО устанавливает лицензионные требования, включая в их число некоторые положения Правил продажи, а также добавляя новые. Так, с 01.07.2006 вступает в силу лицензионное требование, указанное в п. 4 ст. 4 Закона МО: реализация алкогольной продукции, полученной от поставщика, имеющего лицензию и аттестат аккредитации для осуществления поставок алкогольной продукции в розничную торговлю и общественное питание, при условии ее предварительной оплаты. Соблюдение ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции также является лицензионным требованием (п. 8 ст. 4 Закона МО).

В Московской области плата за рассмотрение заявления составляет 1000 руб. (ст. 12 Закона МО). Размер лицензионного сбора пропорционален сроку действия лицензии (при этом неполный год принимается за один год). Законом МО установлен размер сбора за выдачу лицензии на 1 год. Например, при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции только в городских округах и (или) городских поселениях он равен 10 000 руб.

В Московской области лицензия выдается на срок, указанный ее соискателем в заявлении о выдаче лицензии, но не более чем на пять лет (п. 1 ст. 3 Закона МО).

Значит, если организация получает лицензию на указанный вид деятельности на 5 лет, то лицензионный сбор составит 50 000 руб.

Учет объема розничной продажи

Кроме лицензирования, государственный контроль осуществляется также в форме учета.

Во исполнение положений ст. 5 Закона N 171-ФЗ Правительство РФ приняло Постановление от 30.12.2005 N 845, которым утвердило Положение о предоставлении сведений об объеме розничной продажи алкогольной продукции для проведения ежегодного сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции (далее - Положение).

Ежегодный сплошной учет будет организован с 2007 г. Для этого Федеральная служба государственной статистики (ФСГС) в срок до 1 июля 2006 г. должна разработать и утвердить форму сплошного учета объема розничной продажи алкогольной продукции и порядок ее заполнения. Отчитываться перед ФСГС по данной форме обязаны юридические лица, имеющие лицензию на розничную продажу алкогольной продукции, ежегодно до 15 марта. Перечень видов алкогольной продукции, продажа которых подлежит учету, должен быть представлен Министерством сельского хозяйства РФ в ФСГС до 1 июня 2006 г.

Согласно п. 4 Положения источниками сведений являются данные первичных учетных документов, регистров, счетов бухгалтерского учета, бухгалтерской отчетности, а также официальные учетные данные, содержащиеся в документах, сопровождающих оборот алкогольной продукции.

Требования к порядку розничной продажи

Перечислим наиболее важные требования, предъявляемые к операциям по обороту алкогольной продукции, в частности, по ее розничной продаже.

  1. С 01.01.2006 на законодательном уровне определен перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, при полном или частичном отсутствии которых такая продукция считается находящейся в незаконном обороте. Статья 10.2, содержащая этот перечень, была введена в Закон N 171-ФЗ упомянутым выше Законом N 102-ФЗ. К числу сопроводительных документов, удостоверяющих легальность производства и оборота продукции, отнесены:
  • товарно-транспортная накладная,
  • справка, прилагаемая к грузовой таможенной декларации (для импортированных этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) ,
  • справка, прилагаемая к товарно-транспортной накладной (для этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, производство которых осуществляется на территории РФ) ,
  • уведомление (для этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 60% объема готовой продукции).
Форма справки и Правила ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 872, вступившим в силу с 28.01.2006 (Телетайпограмма ФТС России от 20.01.2006 N ТФ-98).
Форма справки и Правила ее заполнения утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2005 N 864.

Ранее требование о представлении копий этих документов по требованию покупателя содержалось лишь в п. 6 Правил продажи, следовательно, касалось лишь розничной продажи алкоголя. Теперь наличие сопровождающих документов обязательно для всех организаций, участвующих в обороте алкогольной, спиртосодержащей продукции.

  1. Напомним, что в п. 3 ст. 11 Закона N 171-ФЗ содержатся требования к информации, которая должна в обязательном порядке сопровождать алкогольную продукцию в розничной продаже на территории РФ. Согласно п. 6 Правил продажи продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товаре и его изготовителе, обеспечивающую возможность правильного выбора алкогольной продукции.
  2. В соответствии с п. 13 Правил продажи продавец обязан проверить качество алкогольной продукции по внешним признакам перед ее продажей. В связи с этим организациям общественного питания необходимо также иметь в виду Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 822 , изданное во исполнение п. 4 ст. 11 Закона N 171-ФЗ.
Постановление Правительства РФ от 28.12.2005 N 822 "Об утверждении общих требований к средствам укупорки потребительской тары алкогольной продукции, обеспечивающих возможность визуального определения факта вскрытия тары".
  1. На предприятиях общественного питания в прейскурантах на алкогольную продукцию должны быть указаны: наименование напитков, емкость бутылки, цена за всю емкость бутылки, а также за 100 или 50 граммов (п. 14 Правил продажи). Это освобождает их от обязанности иметь ценники на алкогольную продукцию, продаваемую в розницу (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 12.07.2004 N Ф04/3746-861/А03-2004). При этом даже если алкогольная продукция по 100 или 50 г не продается, указывать их стоимость необходимо, поскольку это является обязанностью продавца в силу нормативных требований. Неисполнение им такой обязанности служит основанием для привлечения к административной ответственности за "нарушение иных правил розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции" по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. Такая позиция существует в правоприменительной практике (Постановление ФАС МО от 31.10.2005, 24.10.2005 N КА-А40/10573-05).

Представляет интерес мнение арбитражного суда, изложенное в Постановлении ФАС МО от 03.06.2005, 30.05.2005 N КА-А40/4693-05. Рассматривая вопрос о привлечении организации к административной ответственности за указанное выше правонарушение, суд постановил следующее. При проведении проверки организация представила меню (понятие "меню" отсутствует в Правилах продажи, как отметил суд), которое, будучи представленным в момент розничной продажи, является прейскурантом. Довод организации о том, что проверяющими не был запрошен и исследован прейскурант, не может быть принят во внимание, поскольку организация имела возможность представить надлежащий прейскурант.

  1. Рабочие места продавцов, буфетчиков, барменов и других лиц, которые осуществляют продажу алкогольной продукции в розлив, должны быть оснащены соответствующим торговым оборудованием, мерным инвентарем, посудой (п. 15 Правил продажи).

При этом надлежащий мерный инвентарь должен иметь соответствующую калибровку (Постановление ФАС ПО от 01.12.2004 N А65-13420/04-СА1-36). В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона РФ от 27.04.1993 N 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" результаты калибровки средств измерений удостоверяются калибровочным знаком, наносимым на средства измерений, или сертификатом о калибровке, а также записью в эксплуатационных документах. Если доказательств сертификации мерной посуды организация не представит, она может быть привлечена к административной ответственности (Постановление ФАС ЦО от 09.02.2004 N А14-9296-03/330/14).

При этом мерный инвентарь должен соответствовать ГОСТ 1770-74 "Посуда мерная лабораторная стеклянная. Цилиндры, мензурки". Использование инвентаря, не соответствующего ГОСТу, является нарушением Правил продажи (см. Постановление ВВО от 09.08.2005 N А82-3280/2005-31).

Обратите внимание: в целях проверки соблюдения правил розничной продажи алкогольной продукции органы внутренних дел вправе производить так называемые проверочные закупки (ранее - контрольные закупки). Такое право имеют исключительно данные органы, поскольку проверочная закупка является оперативно-розыскным мероприятием (п. 4 ст. 6, п. 1 ст. 13 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности). Напомним, что на основании ч. 1 ст. 23.3 КоАП РФ органы внутренних дел уполномочены рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных лишь ч. 3, 4 ст. 14.16 КоАП РФ (нарушение иных правил розничной продажи алкогольной продукции и нарушение ограничений розничной продажи пива).

Смотрите видео: В Мурманске полицейские изъяли из незаконного оборота более 50 литров алкогольной продукции (December 2020).