Вопросы к Юристу

Легализация доходов (отмывание доходов, полученных преступным путем)

Согласно российскому законодательству легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, представляет собой инструмент финансового обеспечения опасных форм преступности и сама по себе согласно ст. 15 УК РФ относится к категории тяжких преступлений. Наибольшую опасность представляет легализация преступных доходов с целью финансирования терроризма.

С точки зрения права легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (далее – денежные средства), означает придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления.

Основными ЦЕЛЯМИ легализации денежных средств являются:

а) маскировка источника их происхождения и принадлежности,

б) придание преступной наживе видимости средств, полученных из законных источников,

в) возможность финансового обеспечения других видов преступной деятельности за счет легализованных денежных средств с использованием легальных банковских операций.

С точки зрения уголовного права понятием "легализация (отмывание) денежных средств" охватываются два самостоятельных состава преступления. Первый из них предусматривает уголовную ответственность лиц, совершающих финансовые операции и другие сделки с денежными средствами или иным имуществом других субъектов, которое последние приобрели заведомо преступным путем (ст. 174 УК РФ). Второй – устанавливает наказание в отношении тех лиц, которые приобрели денежные средства или иное имущество непосредственно в результате совершения преступлений (ст. 174.1 УК РФ). Обязательным условием наступления уголовной ответственности является крупный размер операций и сделок, пороговое значение которого – сумма, превышающая 6 млн руб.

Способы искажения подлинной информации об участниках, происхождении и смысле совершаемых операций.

Наиболее распространенным способом маскировки подлинных участников "отмывания" является создание лжекоммерческих организаций, выступающих в качестве фирмы-прикрытия, от имени которой совершаются операции (сделки) по отмыванию преступных доходов.

Для указанного способа сокрытия информации о подлинных участниках преступления характерны следующие признаки маскировки:

1) в качестве учредителей и руководителей организации выступают подставные физические лица (физическое лицо) возрастная и социальная характеристики которых существенно отличаются от референтной группы.

2) фирма учреждена без реального участия физического лица, указанного в документах.

3) фактический адрес организации неизвестен,

4) отсутствует стационарная телефонная связь с организацией,

5) отсутствует прямая почтовая связь с организацией,

6) наличие противоречий в официально сообщаемых данных о реквизитах фирмы и о ее руководителях, В число этих признаков входят:

– недействительный ИНН либо его принадлежность другому лицу,

– не соответствующее действительности указание на организационно-правовую форму фирмы (АО, ПАО и пр.),

– расхождение данных о руководителях организации, содержащихся в документах, которые относятся к одному и тому же периоду времени.

7) минимальный (либо фиктивный) уставный капитал организации,

8) краткосрочность существования фирмы, Как правило, период существования фирмы ограничен временем представления отчетных документов в налоговые органы (3–4 месяца). Однако этот признак отсутствует у "прачечных", созданных "на перспективу".

9) указание на организационные и деловые связи с фирмами, фиктивность которых уже установлена.

Основные цели легализации доходов, полученных преступным путем

К целям деятельности по легализации преступных доходов можно отнести:

Сокрытие следов происхождения доходов, полученных из нелегальных источников.

Создание видимости законности получения доходов.

Сокрытие лиц, извлекающих незаконные доходы и инициирующих сам процесс отмывания.

Уклонение от уплаты налогов.

Обеспечение удобного и оперативного доступа к денежным средствам, полученным из нелегальных источников. Создание условий для безопасного и комфортного потребления.

Создание условий для безопасного инвестирования в легальный бизнес.

Противодействие легализации доходов, полученных преступным путем

Мерами по противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, являются:

определение перечня преступлений, с легализацией доходов от которых следует бороться,

определение перечня организаций (в основном финансово-кредитных и почтовых), которые должны проявлять особую бдительность при осуществлении через них крупных или подозрительных операций,

определение порядка экстрадиции лиц, обвиненных в легализации денег,

  • установление в законодательстве той или иной страны понятия "легализация незаконно полученных доходов" таким образом, что исключало бы возможность двоякого толкования, споров или ухода от ответственности за совершение данного преступления и т.д.
  • Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

    Понятие легализации доходов, полученных преступным путем и факторы, способствующие их получению

    Термин «отмывание» денег обозначает процесс преобразования нелегально полученных денег в легальные деньги. Предложено много определений этого понятия. «Отмывание денег - процесс, посредством которого скрывается существование, незаконное происхождение или незаконное использование доходов и затем эти доходы маскируются таким образом, чтобы казаться имеющими законное происхождение».

    В международном праве определение легализации («отмывания») доходов от преступной деятельности было дано в Венской конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ от 19 декабря 1988 года, оказавшей большое влияние на развитие соответствующего законодательства западных стран.

    Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем, - это заключительный этап превращения преступности в высокодоходный и эффективный вид незаконного предпринимательства. Наиболее полно все этапы отмывания доходов представлены на рис. 1.

    Рисунок 1. Процессы отмывания денег и финансирования терроризма

    После того, как процесс расслоения успешно проведен, отмыватель денег должен создать видимость достоверности при объяснении источников появления своего богатства.

    Рисунок 2. Интеграция как стадия отмывания криминальных доходов

    Вопрос о практике отмывания денег, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денег, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денег тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование оффшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов.

    Отмывание денег стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику. Россия не может также игнорировать включение ее, среди небольшого числа стран, в список Международной комиссии по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ), рекомендовавшей международному сообществу проявлять особую осторожность в отношениях с российскими компаниями и финансовыми институтами.

    Банки выступают своего рода «стражами ворот» законной финансовой системы. Только их бдительность может оградить систему от организованных преступных группировок, коррупционеров и террористов, не давая им в руки инструмент сокрытия доходов от преступной деятельности. Банки играют решающую роль в предупреждении и выявлении фактов отмывания денежных средств и передаче сведений в соответствующие органы.

    Легализация преступных доходов в России тесно связана с перемещением капитала через российские кредитные организации и выражается в огромных денежных суммах. В 2013 году совокупный оборот нелегальных денежных средств в российской экономике оценивается примерно в 220 миллиардов долларов, что составляет порядка 40-50% от всего оборота финансовых средств.

    Проблемы противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, в стране, обусловлены тем, что российская организованная преступность за последние десять лет сделала такой «рывок», что по значимости сравнялась с транснациональными криминальными синдикатами, имеющими вековые традиции. По данным МВД, около 40 процентов наших банков либо напрямую контролируются организованной преступностью, либо находится в сфере их «операций». Отмываемые и запускаемые в оборот «грязные» денежные средства приносят немалый вред государству и обществу.

    Целенаправленная законотворческая и организаторская работа по реализации задач финансового мониторинга, играющего важную роль в этой борьбе, в России началась лишь в 2001 году. Ратифицировав Страсбургскую Конвенцию «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности», Россия вступила в систему международного сотрудничества по борьбе с «грязными» деньгами, присоединившись к основным принципам и приняв их за основу, начала работу в этом направлении. Так 7 августа 2001 года в России был принят Федеральный закон №115-ФЗ, «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

    Действующая в настоящее время в России система противодействия легализации (отмыванию) доходов от преступной деятельности и финансированию терроризма создавалась с учетом требований рекомендаций Международной рабочей группы по борьбе с отмыванием денежных средств (ФАТФ). Она имеет в своей основе принцип приоритетного использования банковской структуры для целей борьбы с отмыванием преступных доходов. Эксперты ФАТФ исходят из того, что именно банковская система, особенно в эпоху глобализации финансовых услуг, наиболее подвержена рискам, связанным с отмыванием преступных доходов.

    Согласно ст. 3 Конвенции, под легализацией («отмыванием») доходов от преступной деятельности понимаются:

    - конверсия или передача имущества, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений, или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях, в целях сокрытия или утаивания незаконного источника имущества или в целях оказания помощи любому лицу, участвующему в совершении такого правонарушения или правонарушений, с тем, чтобы оно могло уклониться от ответственности за свои действия,

    - сокрытие или утаивание подлинного характера, источника, местонахождения, способа распоряжения, перемещения, подлинных прав в отношении имущества или его принадлежности, если известно, что такое имущество получено в результате правонарушений или правонарушения, в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях,

    - приобретение, владение или использование имущества, если в момент его получения было известно, что такое имущество получено в результате правонарушения или правонарушений или в результате участия в таком правонарушении или правонарушениях,

    - участие, соучастие или вступление в преступный сговор с целью совершения любого правонарушения или правонарушений, приведенных выше, покушение на совершение такого правонарушения или правонарушений, а также пособничество, подстрекательство, содействие или консультирование при их совершении».

    Венская Конвенция ООН признала в качестве преступления «отмывание» денег, полученных от незаконного оборота наркотиков. В то же время развитие организованной преступности привело к росту доходов преступных организаций, получаемых из других сфер преступной деятельности. Часть этих доходов также стала подвергаться «отмыванию» и инвестироваться в легальную экономику.

    Третья стадия - маскировка следов совершенного преступления. Перед преступником, отмывающим доходы, стоит на этой стадии следующая задача: принять все меры к тому, чтобы постороннее лицо не узнало, откуда получены деньги и с помощью кого они распределены в те или иные учреждения или организации. В целях выполнения этой задачи они проводят, как правило, следующие мероприятия:

    - использование банков для открытия счетов, расположенных, как правило, далеко от места работы и проживания преступников,

    - перевод денег в страну проживания из-за границы, но уже легально с новых счетов фирм или иных учреждений,

    - использование подпольной системы банковских счетов.

    Методы, с помощью которых преступники используют традиционные финансовые организации, включают:

    - смерфинг - превращение наличных денег в финансовые инструменты,

    - обмен мелких банкнот на купюры более крупного достоинства,

    - обменные сделки - организованный обмен денег на купюры иного достоинства или другую валюту,

    - структурирование операций с наличными деньгами,

    - установление контроля над финансовыми учреждениями,

    - незаконное использование исключений из закона,

    - использование корреспондентских отношений между банками,

    - создание ложного бумажного следа,

    - слияние законных и незаконных фондов,

    - перевод преступно полученных денег за рубеж,

    - использование «коллективных» счетов,

    - использование транзитных счетов,

    - механизм гарантии ссуды,

    Рассмотрим некоторые из методов размещения более подробно.

    Структурирование и другие способы отмывания денег могут быть перенесены в нетрадиционные финансовые учреждения. Метод слияния законных и незаконных фондов, который будет рассмотрен при анализе роли в отмывании денег нетрадиционных финансовых учреждений.

    Размещение через нетрадиционные финансовые учреждения:

    Нетрадиционными называют небанковские финансовые учреждения, фактически осуществляющие оказание банковских услуг. К ним относятся валютные биржи, брокеры ценных бумаг или драгоценных металлов, товарно-сырьевые брокеры, казино, организации, оказывающие телеграфные и почтовые услуги и услуги по обмену чеков на наличные деньги. Небанковские финансовые учреждения могут быть использованы для отмывания денег теми же способами что и традиционные финансовые учреждения, в особенности структурированием, подчинением и слиянием фондов.

    В последнее время эти финансовые организации стали все чаще использоваться для отмывания нелегально полученных доходов и введения их в обычный финансовый оборот. Во многом это связано с тем, что в банковском секторе законодательство, направленное на борьбу с отмыванием капиталов, более развито и более эффективно.

    Одна из главных причин отмывания денег в России - это тесная связь между политическими и деловыми группами. Существуют лоббистские группы и группы давления зарубежных торговых организаций, которые имеют тесные связи с политическими партиями, помогающими им влиять на политику и решения правительства. В некоторых случаях предприниматели сами становятся активными членами политических групп или приближенными политических лидеров. И новый бизнес-класс, и лоббируемые политики имеют при этом одинаковый интерес - самообогатиться за счет страны.

    Политические лидеры, занимающие важные посты в государственной администрации, часто предоставляют привилегированным бизнес-группам монопольную защиту и даже услуги экономического шпионажа, а взамен получают от них щедрые взятки.

    Легализация это такой процесс, посредством которого преступно полученные доходы вливаются в законный денежный оборот, при этом реальные источники и каналы поступления таких доходов (денежных средств) тщательно скрываются от постороннего внимания. Отмыванием денежных средств занимаются организованные криминальные структуры, целью которых является как дальнейшее финансирование преступной деятельности, так и получение возможности использования незаконно полученных средств в различных целях. Реальные (незаконные) источники доходов в процессе их получения и легализации во многих случаях могут прикрываться вполне законной с виду деятельностью, а могут также сосуществовать с ней параллельно. Легализованные «грязные» денежные средства абстрагируются в процессе отмывания от источника своего незаконного происхождения и становятся, таким образом, частью легальной экономики.

    Отмывание денежных средств не ограничивается наркобизнесом и терроризмом, в котором задействованы большие суммы наличных денежных средств. Незаконная торговля оружием, радиоактивными материалами, организованная преступность, нелегальная финансовая деятельность, подпольное производство алкоголя, мошенничество, похищение людей, терроризм, расхищение государственных средств и фондов - все это и многое другое создает более чем благоприятные условия для возникновения значительных нелегальных капиталов. Наличие таких денежных средств в стране признается международным сообществом как вполне достаточное условие для широкомасштабных криминальных финансовых операций.

    Вопрос о практике отмывания денежных средств, означающей легализацию доходов, полученных преступным или незаконным путем, приобрел в России особую остроту. Без решения этого вопроса невозможно продолжение в стране экономических реформ. Наиболее серьезное беспокойство вызывают масштабы, которые приобрело отмывание денежных средств, и тот урон, который наносит эта практика экономике и обществу. Отмывание денежных средств тесно связано с такими явлениями, как коррупция, бегство капитала, использование офшоров российскими компаниями и банками для сокрытия прибыли и ухода от налогов. Отмывание денежных средств стало одним из главных факторов неблагоприятного инвестиционного климата в России, препятствующего притоку инвестиций в экономику.

    На этом фоне увеличивается и число выявленных случаев совершения легализации (отмывания) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем. По данным экспертов ООН, годовой оборот организованной преступности составляет около 500 млрд. долларов, из них половина - это средства, полученные от незаконного оборота наркотиков. Такие суммы ежегодно «отмываются» криминальными экономическими структурами. В новейших исследованиях отмечается связь этого процесса с особенностями экономики, а «отмывание» рассматривается как одно из основных направлений деятельности организованной преступности, в таблице 1 показан процент раскрываемости подобных преступлений.

    Таблица 1. Преступления в сфере экономики в РФ за 2013 г.

    Смотрите видео: Отмывание доходов и противодействие лекция. (November 2020).