Вопросы к Юристу

Взыскание денег за невозвратные авиабилеты аэрофлот

Москвичка купила авиабилеты до Дели и обратно, а потом решила никуда не лететь. Авиакомпания и агент на претензии не отвечали, пришлось требовать возврата денег за проездные документы через суд. Нои здесь ее ждала неприятная неожиданность – тариф оказался "невозвратным", поэтому возместить цену билетов в полном объеме не удалось. Эксперты подтвердили, что суд здесь обоснованно встал на сторону перевозчика.

В сентябре прошлого года Суязова забронировала на сайте компании "Аэрофлот" три авиабилета от Москвы до Дели и обратно, поездка должна была состояться в январе 2015 года. 27 сентября она по коду брони оплатила покупку через ООО "Евросеть-Ритейл", которое является агентом по приему платежей и выступает от имени и за счет принципала, то есть "Аэрофлота", о чем между ними заключен соответствующий договор. Еще через месяц Суязова и ее попутчики решили в Индию не лететь и сдать купленные билеты. 27 октября прошлого года покупательница по телефону связалась с авиакомпанией и подала заявку о расторжении договора перевозки, возврате билетов и уплаченных за них денег. Сотрудник круглосуточной единой справочной "Аэрофлота" сообщил о том, что ее обращение зарегистрировано, а вернуть деньги можно будет тем же способом, каким была внесена оплата – обратившись через 10 дней в "Евросеть-Ритейл". 7 ноября Суязова оставила агенту заявление о возврате денег, но ответа на него так и не получила. Десять дней спустя она направила претензии в адрес "Аэрофлота" и "Евросети" все с тем же требованием – вернуть ей стоимость билетов, повторные претензии с указанием, на какой счет можно перечислить денежные средства, ушли тем же адресатам 4 декабря. Но ни ответных писем, ни денег женщина не дождалась и 13 января 2015 года обратилась в Савеловский суд с исковым заявлением к перевозчику и агенту, в котором требовала расторгнуть договор перевозки, взыскать стоимость билетов, неустойку, компенсацию морального вреда – с каждого из ответчиков (все суммы из постановления вымараны), штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, а также признать недостоверной и неполной информацию о возврате билетов, предоставленную авиакомпанией (дело № 2-981/2015).

Рассматривающая дело судья Елена Цыплакова пришла к выводу, что необходимости в расторжении договора в судебном порядке нет, поскольку, согласно ст. 32 закона о защите прав потребителей, потребитель, если он оплатил исполнителю расходы, связанные с исполнением обязательств по заключенному между ними договору оказания услуг, вправе отказаться от исполнения этого договора в любое время. Так как Суязова сделала это в одной из претензий, направленных в адрес авиаперевозчика, суд посчитал соглашение расторгнутым в одностороннем порядке.

На заседании представитель "Аэрофлота" рассказал, что билеты истца были куплены по тарифу "Бюджет-Эконом", согласно правилам которого провозная плата, в случае добровольного отказа от перевозки, не возвращается. Эти доводы ответчика были подтверждены тем, что именно такой тариф указан в маршрутной квитанции к билету, а в правилах применения тарифов, размещенных на сайте "Аэрофлота", с которыми покупательница должна была ознакомиться, говорится, что возврат провозной платы до окончания установленного времени регистрации пассажиров на рейс не разрешается.

Как объясняет юрист компании"Хренов и партнеры" Михаил Будашевский, в настоящее время авиакомпании могут продавать как обычные (подлежащие возврату), так и невозвратные билеты. Павел Хлюстов, руководитель департамента по разрешению судебных споров коллегии адвокатов "Барщевский и партнеры, рассказал, что это стало возможным, благодаря изменениям в Воздушном кодексе РФ, которые были внесены с 21 июня 2014 года. "Однако перевозчик не может лишить пассажира права заключить договор воздушной перевозки, предусматривающий условие возврата уплаченной по договору воздушной перевозки провозной платы, при расторжении договора по инициативе пассажира. Таким образом, пассажир вправе сделать выбор: заключить с перевозчиком договор воздушной перевозки на условиях возврата или невозврата уплаченной провозной платы при расторжении договора", – добавил Хлюстов. "При этом даже пассажир, купивший невозвратный билет, а потом отказавшийся от полета, в отдельных случаях сможет вернуть стоимость билета. Например, это возможно в случае болезни самого пассажира или близкого родственника, летящего вместе с ним. Однако пассажиру будет необходимо подтвердить свои слова документально и уведомить авиакомпанию до окончания времени регистрации на рейс", – уточнил Будашевский. Ольга Плешанова, руководитель аналитической службы юрфирмы "Инфралекс", считает, что к данному делу, вопрос о "невозвратности" тарифов вряд ли
относится, поскольку речь идет о неисполнении требования, обоснованность которого не оспаривается. Сергей Савельев, партнер практики разрешения споров юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры", назвал "абсурдными" случаи, когда суды считают условие договора перевозки о невозвратном тарифе незаконным. По его мнению, невозвратный тариф авиабилета – вполне цивилизованная и рыночная практика, позволяющая авиакомпаниям быть гибкими и конкурентными, а также предлагать такой тариф, который зачастую убыточен для перевозчика, но зато крайне выгоден для пассажира. Запрет на условие о невозвратном тарифе – это препятствие для конкурентной борьбы перевозчиков и отсутствие возможности купить билет по самым низким ценам для потребителей, считает юрист. "В данном деле суд абсолютно верно признал законным условие о невозвратном тарифе, хотя с точки зрения закона гораздо проще было обосновать недействительность такого условия. Данному решению суда можно только порадоваться", – говорит он.

В суде юрист авиакомпании сообщил, что в порядке ст. 108 Воздушного кодекса РФ по заявлению истца бронирование на рейсы Москва – Дели и обратно было аннулировано. А когда Суязова обратилась к перевозчику с претензией о возврате средств за неиспользованные билеты, ее рассмотрели и направили ответ, в котором говорилось, что подлежащие возврату деньги (а именно сборы за каждый билет, за вычетом провозной платы) были переведены "Евросеть-Ритейл", где истец может их получить. При этом, в нарушение ст. 56 ГПК РФ (обязанность доказывания), никаких доказательств, подтверждающих, что средства и в самом деле были переведены, кроме распечатки из базы данных, которая не подтверждает перевод, ответчик не предоставил. А "Евросеть" получение денег отрицала. Сведения о том, что Суязова действительно получила ответ на претензию, тоже не подтвердились. Истец сумму расчета, проведенного ответчиком, не отрицала, но утверждала, что ни "Евросеть-Ритейл", ни "Аэрофлот" при покупке не сообщили ей полной и достоверной информации о том, что не все деньги подлежат возврату. Однако суд решил, что агент тут ни при чем – он только принял оплату, а авиакомпания условий тарифов не скрывает, все они есть на сайте, через который Суязова покупала билет. Поэтому судья Цыплакова пришла к выводу о том, что "Аэрофлот" все же должен вернуть покупательнице средства за билеты в объеме, указанном в условиях тарифа. А в удовлетворении требований о признании информации, предоставленной истице, неполной и недостоверной было отказано.

По мнению наших экспертов, и здесь суд оказался прав, решив, что к "Евросети" исковые требования предъявляться не должны были. "Обстоятельства дела свидетельствуют о том, что ООО "Евросеть-Ритейл" являлось лишь агентом ОАО "Аэрофлот" и в отношениях с потребителем действовало не от своего имени, а от имени авиакомпании, – говорит Хлюстов, – поэтому, в силу ст. 37 закона о защите прав потребителей и ст. 1005 ГК РФ оно не может рассматриваться в качестве самостоятельного субъекта ответственности. В связи с этим, надлежащим ответчиком является именно авиакомпания". Согласна с ним и Плешанова. По ее мнению, пассажиры могли обратиться с требованиями как к посреднику, так и непосредственно к перевозчику, однако в соответствии со ст. 401 ГК РФ отвечать за неисполнение
договора должна была сама авиакомпания, выбиравшая посредников. "Решение суда, признавшего ответственным "Аэрофлот", выглядит обоснованным", – говорит юрист. "Конечно, в данной ситуации надлежащий ответчик – это перевозчик (Аэрофлот), но в условиях неопределенности истец верно подстраховался и предъявил иск к двум ответчикам – агенту и перевозчику, – комментирует Савельев. – Это верно и тактически, и не противоречит процессуальному законодательству".

Так как права Суязовой были нарушены, суд взыскал в ее пользу компенсацию морального вреда, "исходя из принципа разумности и справедливости", а также 50 % "потребительский" штраф. В выплате неустойки было отказано, поскольку правоотношения по договору перевозки урегулированы Воздушным кодексом РФ, а не законом о защите прав потребителей, но проценты за пользование чужими денежными средствами ответчика выплатить обязали.

"Аэрофлот" с таким решением не согласился и подал апелляционную жалобу в Московский городской суд. Судебная коллегия под председательством Антона Лашкова сочла, что, раз авиакомпания не смогла предоставить банковские выписки или платежные поручения с отметками банка, ссылаясь на затруднительность совершения данных действий, денежных средств "Евросеть-Ритейл" для выплаты истцу она не перечисляла. "Также суд обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда, проценты за пользование чужими денежными средствами и штраф", – говорится в определении суда. Доводы авиакомпании о том, что Суязова не доказала причиненный ей моральный вред, апелляция не приняла во внимание, поскольку согласно п. 1 ст. 15 закона о защите прав потребителей, моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения его прав, при наличии вины, должен быть компенсирован нарушителем. Остальные доводы жалобы, по мнению судей, не опровергают выводов суда первой инстанции и уже были предметом судебного рассмотрения, просто направлены на иную оценку норм материального права и ранее исследованных обстоятельств. Поводом для отмены решения Савеловского суда они являться не могут, указала коллегия, отказывая в удовлетворении жалобы.

Таким образом истец получила от "Аэрофлота" деньги, уплаченные по договору перевозки (за вычетом провозной платы), проценты за пользование чужими средствами, компенсацию морального вреда и штраф за неудовлетворение требований потребителя в добровольном порядке (суммы из актов вымараны).

Правила возврата билетов Аэрофлот и невозвратные билеты

Система невозвратных билетов внедрена лишь в 2014 году и пока что это новшество для российских авиакомпаний. Таких продаваемых полётов в кассах не очень много. Общими свойствами таких полётов законодатель определил:

  1. невозможен их возврат,
  2. невозможен их обмен,
  3. низкая стоимость.

Стоимость их и на самом деле очень низкая.

Поэтому остаётся надежда, что и отечественные компании в скорейшем будущем начнут расширять свои ассортименты дешёвых перелётов.

Условия возврата билета Аэрофлота: электронного, невозвратного, эконом класса

Невозвратный тариф исключает возможность вернуть деньги за неиспользованный билет.

Все риски в этом случае пассажир берет на себя.

Стоимость невозвратных билетов на 10-15% ниже, чем обычных. При покупке авиабилета в каком-либо агентстве или офисе авиакомпании возврат осуществляется там же.

Если билет приобретен через интернет, возвратные денежные средства будут зачислены на счет использованной банковской карты. к содержанию ↑ Тарифы Аэрофлота

Самой популярной авиакомпанией в России, бесспорно, является «Аэрофлот». Миллионы людей доверяют ей по многим причинам: гарантия комфортного перелета, невысокая стоимость билетов, возможность вылета в самые дальние уголки земного шара.

Как вернуть билет Аэрофлота?

Премиум-тарифы действуют в течение года и штрафы за их изменение не накладываются. Оптимум – тарифы облагаются штрафами.

Тариф “Оптимум – Бизнес Размер штрафа при возврате авиабилета составляет 200 евро. Исключением будут случаи, когда перелет осуществляется по среднемагистральному или ближнемагистральному маршруту.

Сумма штрафа не зависит от времени регистрации на рейс. Тариф “Оптимум – эконом” Возврат авиабилета при этом тарифном плане возможен только до окончания регистрации.

При этом при возврате билета тарифа “Оптимум – эконом” сумма штрафа значительно зависит от времени полета. Перелет более 6 часов – 100 евро.

Возврат/обмен электронного билета у Аэрофлота

Тарифы «Бизнес» и «Стандарт» полностью возвратные, «Промо» — невозвратный.

В этой статье вы сможете узнать больше о том, ?Авиакомпания «Аэрофлот» отказалась от бумажных и перешла на систему электронных авиабилетов еще в 2007 году.Теперь их можно вернуть не только в офисах продаж, но и на официальном сайте компании.

  • Выбирайте «Возврат» (если нет кнопки возврата справа внизу, нажимайте слева вверху «Покупка авиабилета в рублях», и затем, повторите все шаги, начиная с поиска бронирования, чтобы кнопка появилась).
  • Далее, у вас появится информацию по рейсу
  • Вводите код бронирования билеты и Вашу фамилию
  • Выбирайте «Поиск бронирования/Обмен/Возврат»
  • Переходите в раздел на сайте Аэрофлота

Взыскание денег за невозвратные авиабилеты аэрофлот

Сумма штрафа не зависит от времени регистрации на рейс.

Кроме того, билеты «Аэрофлота» можно оплатить в любом салоне сотовой связи Евросеть, а также принимаются оплата через Webmany, Интернет-банк или Сбербанк Все основные правила можно прочесть в разделе «Инструкции по онлайн-бронированию» на официальном сайте авиакомпании. У многих пассажиров возникает вопрос о возможности поменять билет на более позднюю дату.

Инфо Сделать это можно либо по круглосуточным телефонам (их можно также посмотреть на сайте) или в офисах продаж.

Возврат билета («Аэрофлот»): правила и уплата штрафа

В первую очередь, нужно уметь разбираться в тарифах билетов.

Они делятся на несколько категорий:- премиум (бизнес, эконом, комфорт),- оптимум (бизнес, эконом),- бюджет-эконом,- промо-эконом,- молодежные тарифы (применяются к лицам 12-24 лет).Возврат билета «Аэрофлот» производит в полном размере по тарифам J, C, D класса премиум-бизнес, W, S, A класса премиум-комфорт и Y, B класса премиум-эконом.Количество тарифов, которые можно сдать с определенными штрафными санкциями, несколько.

Как вернуть деньги за билеты аэрофлот

Частичный возврат денег с оплатой штрафных санкций предусмотрен тарифами Оптимум-комфорт и Оптимум-эконом. Особые условия возврата провозной платы для тарифа Оптимум-Бизнес: без доплаты для поездок по Российской Федерации, странам Европы и СНГ, с доплатой 200 евро/200 долларов для остальных международных рейсов (кроме Японии). Билеты других тарифов являются невозвратными.

Помните, что при планировании дальней поездки разными авиарейсами, происходит пересечение тарификаций и классов.

Аэрофлот возврат денег за билет

Иными словами, это независящие от человека обстоятельства, требующие от него вынужденной реакции.

К таким обстоятельствам компания «Аэрофлот» относит:

  1. отсутствие кресел или других удобств, заявленных в проездном документе,
  2. задержку, перенос или полную отмену рейса,
  3. смерть или серьезную болезнь пассажира или кого-то из числа его близких родственников,
  4. полную отмену заявленной перевозчиком пересадки.
  5. необеспечение стыковки рейса в конкретном пункте назначения, если такая информация была указана в билете,
  6. замену тарифа перелета,
  7. внесение изменений в маршрут перелета авиакомпанией,

Вышеперечисленные ситуации приводят к тому, что возврат эконом билета Аэрофлот происходит без применения штрафных санкций, и пассажиру возвращается его полная стоимость.

«Аэрофлот»: возврат билетов эконом класса и невозвратных билетов

– для остальных перевозок, кроме рейсов в Японию, 15000 иен – для рейсов в Японию. Вернуть билет «оптимум-эконом» после регистрации могут пассажиры рейсов, следующих из Ближнего Востока в Россию, Европу и СНГ.

С них компания удержит комиссию в 85 у.е.

Компания допускает возврат денег за тарифы «Промо» и «Бюджет», в которых пунктом отправления значится Южная Корея. Условие – уведомить об отказе от услуги до регистрации рейса и произвести доплату в размере 200 у.е.

После регистрации рейса возврат билетов «Аэрофлот» не разрешает. Приобретая дешевые билеты, следует знать об условиях, действующих в компании «Аэрофлот»: правила возврата билетов категории «Бюджет» и «Промо» весьма суровы. При этом возврат невозвратного билета «Аэрофлот» не исключает.

Смотрите видео: билеты авиа аэрофлот купить недорого! (January 2020).