Вопросы к Юристу

Анализ законодательства о банкротстве кредитных организаций в РФ

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их несостоятельными (банкротами) и ликвидация в порядке конкурсного производства регулируется Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций в соответствии с данным Федеральным законом понимается признанная арбитражным судом её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей . Неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды) кредитная организация является в том случае, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

Банкротство кредитной организации возможно только в результате его признания арбитражным судом (в то время как банкротство других организаций возможно и по объявлению должника). Законодательный запрет добровольного объявления о банкротстве связан с большим числом кредиторов кредитной организации, различной очерёдностью удовлетворения их требований (физические и юридические лица), а также необходимостью контроля со стороны Центрального Банка РФ за процедурой банкротства.

Для признания кредитной организации банкротом достаточно и частичной неспособности КО удовлетворить требования кредиторов и (или) произвести обязательные платежи. Это вызвано меньшим, по сравнению с другими субъектами хозяйственных отношений, удельным весом основных фондов и другого имущества в активах КО. Критической величиной считается снижение уровня достаточности капитала до 2% (то есть когда обязательства превышают капитал в 50 раз.

Сокращённый срок признания КО неспособной удовлетворить требования кредиторов и (или) перечислить обязательные платежи (один месяц, по сравнению с тремя месяцами для других юридических лиц) установлен в связи с большей скоростью нарастания проблем в КО, меньшим удельным весом материальных активов в активах КО).

Нормативно-правовое регулирование банкротства кредитных организаций в РФ

Уникальный статус кредитных организаций как особых субъектов хозяйственной деятельности предопределяет наличие специфики правового регулирования большинства аспектов их деятельности. Указанная специфика присуща также регулированию ликвидационных процедур.

Основными федеральными законами, регулирующими ликвидационные процедуры в отношении кредитных организаций, являются Федеральный закон от 25.02.1999 № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190., Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. N 31. Ст. 3232., а также Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 44. Ст. 4981..

Отдельные нормы можно обнаружить также в Федеральном законе от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральном законе от 29.07.2004 N 96-ФЗ "О выплатах Банка России по вкладам физических лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", Федеральном законе от 27.10.2008 N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года".

В настоящее время законодательно выделяются три различные ликвидационные процедуры кредитных организаций: добровольная ликвидация, принудительная ликвидация и ликвидация в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. Далее, однако, речь пойдет лишь о двух последних из них.

Различия между процедурами принудительной ликвидации и банкротства кредитных организаций очень незначительны. Первой из них посвящено лишь четыре статьи в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 23.1 - 23.4), при этом все указанные статьи имеют отсылки к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Тем самым порядок принудительной ликвидации кредитных организаций практически не отличается от банкротства.

Особенностью банкротства (принудительной ликвидации) кредитных организаций является то, что эта деятельность регулируется нормами как Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», так и Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». Их соотношение определяется ст. 50.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», согласно которой общий закон о банкротстве применяется в случаях, не урегулированных специальным законом. Следует отметить, что зачастую определение нормы, применяемой к возникающим правоотношениям в связи с ликвидацией кредитной организации, вызывает затруднения ввиду противоречий общего и специального законов, в том числе возникших вследствие внесения в них несогласованных изменений в различные периоды времени. Это, вне всякого сомнения, является серьезной проблемой, однако далее хотелось бы остановиться не на устранении указанных противоречий, а предложить на обсуждение ряд возможных изменений концептуального характера. Представляется, что можно поставить четыре вопроса об изменении законодательства о банкротстве кредитных организаций.

1. Очередность удовлетворения требований кредиторов.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» предусматривает ряд особенностей очередности удовлетворения требований кредиторов по сравнению с нормами Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Наиболее существенной особенностью является состав требований кредиторов, удовлетворяемых в первую очередь. В их число наряду с требованиями, относимыми к данной очередности Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», включаются требования физических лиц, являющихся кредиторами кредитной организации по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (кроме предпринимателей, адвокатов и нотариусов), а также являющиеся производными от указанных требований требования Агентства по страхованию вкладов и Банка России, перешедшие им в результате осуществления выплат по вкладам (выплаты страхового возмещения).

Отнесение требований вкладчиков банков первой очереди появилось в законодательстве о банкротстве с момента принятия в начале 1999 г. Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Как известно, в этот период страна переживала последствия глубокого финансового кризиса, пагубно сказавшегося на банковской системе и вызвавшего банкротства ряда крупных российских банков, что повлекло, в свою очередь, рост социальной напряженности в среде вкладчиков. Поскольку в тот момент не было каких-либо компенсационных механизмов, способных защитить их интересы, и отсутствовали финансовые возможности для создания таких механизмов, законодатель пошел по пути отнесения требований вкладчиков к привилегированной очереди удовлетворения.

Между тем в части определения очередности удовлетворения требований кредиторов в последние годы законодательство о банкротстве твердо следует принципу: привилегированные кредиторы обладают ограниченными правами при банкротстве и не должны определять течение его процедур. Однако вкладчики банков, в отличие от «обычных» кредиторов первой и второй очереди, обладают всеми правами конкурсных кредиторов. В этой связи отнесение их требований к первой очереди удовлетворения требований кредиторов не в полной мере соответствует общей концепции определения очередности.

Следует отметить, что с 1999 г., когда требования вкладчиков были включены в первую очередь требований кредиторов, созданы иные эффективные механизмы по защите их интересов. Так, с 2004 г. существует и эффективно развивается система страхования банковских вкладов. В настоящее время более 99% открытых вкладов полностью покрываются страховым возмещением, установленным Федеральным законом «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» (700 тыс. руб. Core Principles for Effective Deposit Insurance Systems // Basel Committee on Banking Supervision and International Association of Deposit Insurers: http://www.bis.org/publ/bcbs151.htm. Тем самым права подавляющего большинства вкладчиков гарантированы, при этом полностью защищены интересы наиболее социально уязвимых граждан, имеющих небольшие сбережения.

Таким образом, действующее законодательство предоставляет вкладчикам кредитных организаций «двойную» защиту, что представляется избыточным.

Необходимо, впрочем, отметить, что мировая практика допускает привилегированное удовлетворение требований по застрахованным депозитам в ликвидационных процедурах. Однако оценивать мировой опыт следует в контексте того, что к застрахованным депозитам, как правило, относятся все счета: как физических лиц, так и компаний.

2. Конкурсный управляющий (ликвидатор).

Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» установлено, что конкурсным управляющим при банкротстве кредитных организаций, имевших лицензию Банка России на привлечение денежных средств физических лиц во вклады, в силу закона является Агентство по страхованию вкладов (п. 1 ст. 50.20). Аналогичное правило применяется и в отношении ликвидатора в процедурах принудительной ликвидации (ст. 23.2 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»).

Между тем на май 2010 г. в Российской Федерации действовало 1048 кредитных организаций, из них банков - 988, а небанковских кредитных организаций 60. При этом 842 банка имели лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады. Эти статистические данные говорят, что на Агентство в силу закона должны быть возложены функции конкурсного управляющего (ликвидатора) подавляющего большинства кредитных организаций в случае отзыва лицензии.

Для ликвидации кредитных организаций, не имевших лицензии на привлечение денежных средств граждан во вклады, назначаются арбитражные управляющие - физические лица, хотя функции конкурсного управляющего (ликвидатора) могут быть возложены также и на Агентство. Практика последних лет показывает, что Агентство привлекается для этого в большинстве случаев.

Нужно отметить, что за время осуществления Агентством полномочий в сфере ликвидации банков оно доказало свою эффективность, которая определяется множеством показателей: сократившимися сроками ликвидационных процедур, возросшими показателями удовлетворения требований кредиторов, успехами в оспаривании сомнительных сделок и привлечения руководителей и собственников кредитных организаций - банкротов к субсидиарной и иной ответственности.

Таким образом, можно констатировать следующее:

- работа Агентства как ликвидатора оказалась более эффективной по сравнению с аналогичной деятельностью арбитражных управляющих - физических лиц,

- круг кредитных организаций, для ликвидации которых могут быть привлечены арбитражные управляющие - физические лица, ничтожно мал,

- арбитражные управляющие - физические лица редко привлекаются для осуществления ликвидационных процедур в кредитных организациях даже в случаях, когда это возможно.

Все это приводит к мысли, что отсутствует необходимость сохранения для целей ликвидации кредитных организаций института конкурсного управляющего (ликвидатора) - физического лица, а ликвидация кредитных организаций корпоративным ликвидатором (Агентством по страхованию вкладов) является наиболее оптимальной. Более того, осуществление указанной деятельности только публичными институтами, каковым в полной мере можно считать Агентство, является распространенной мировой практикой.

3. Соотношение процедур банкротства и принудительной ликвидации.

Как установлено ст. 20 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, она подлежит принудительной ликвидации, а в случае признания ее банкротом - ликвидации в порядке, предусмотренном законодательством о банкротстве. Уже отмечалось, что различие между процедурами принудительной ликвидации и банкротства весьма незначительно, все мероприятия, осуществляемые в принудительной ликвидации, урегулированы нормами законодательства о банкротстве.

Таким образом, последствием отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций является ее безусловная ликвидация, причем, вне зависимости от того, ликвидируется организация в порядке банкротства либо в порядке принудительной ликвидации, механизм ликвидационных процедур будет практически идентичен.

Однако разделение принудительной ликвидации и банкротства кредитных организаций вызывает ряд практических сложностей. Прежде всего, указанные сложности проявляются, если признаки банкротства выявлены у ликвидируемой кредитной организации. При таких обстоятельствах ликвидатор кредитной организации в соответствии со ст. 51 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» должен обратиться в суд с заявлением о признании ее банкротом. Затем все ликвидационные мероприятия, выполненные к этому моменту ликвидатором, повторно совершаются конкурсным управляющим (в большинстве случаев и ликвидатором, и конкурсным управляющим выступает одно и то же лицо - Агентство по страхованию вкладов).

Это влечет необоснованное затягивание ликвидационных процедур, расходование конкурсной массы кредитной организации - должника, что в конечном итоге причиняет убытки кредиторам. Кредиторы, чьи требования были установлены ликвидатором, вынуждены повторно заявлять их для включения в реестр требований кредиторов при банкротстве, что доставляет кредиторам дополнительные неудобства.

Такое положение вещей представляется неразумным. Принудительная ликвидация и банкротство являются по своей сути одной и той же процедурой. Поэтому следует, как минимум предусмотреть полную их преемственность. Более того, представляется, что следует установить для кредитных организаций единую принудительную ликвидационную процедуру, при этом возможно решение вопроса о наличии признаков банкротства у ликвидируемой организации уже в ходе ликвидации.

4. Роль арбитражного суда в ликвидационных процедурах.

Как уже отмечалось, отзыв у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций влечет ее безусловную ликвидацию, он же является поводом для начала ликвидационных процедур. Однако в настоящее время для начала указанных процедур необходимо вынесение арбитражным судом соответствующего решения. При этом арбитражный суд разрешает вопрос о наличии признаков банкротства (если подано заявление о банкротстве кредитной организации) и утверждает кандидатуру конкурсного управляющего (ликвидатора) (в случае подачи как заявления о банкротстве, так и заявления о принудительной ликвидации).

При реализации предложения о возложении на Агентство по страхованию вкладов полномочий по ликвидации всех кредитных организаций в случае отзыва у них лицензий, а также устранения разделения процедур принудительной ликвидации и банкротства (или вынесения вопроса о наличии признаков банкротства для отдельного разрешения), возникает очевидный вопрос о роли арбитражного суда в инициировании ликвидационных процедур. Очевидно, что в таком случае у арбитражного суда не остается каких-либо юрисдикционных полномочий при рассмотрении вопроса о ликвидации кредитной организации. Фактически суд вынужден будет констатировать, что в силу закона после отзыва лицензии кредитная организация подлежит ликвидации и ликвидационные процедуры следует осуществлять Агентству (это имеет место и сейчас при рассмотрении заявления о принудительной ликвидации кредитной организации, имевшей лицензию на привлечение денежных средств физических лиц во вклады).

Сказанное приводит к выводу, что арбитражный суд может быть вовсе исключен из механизма инициирования ликвидации кредитных организаций и этот механизм должен быть административным.

В представленной ситуации становится лишним такой орган управления кредитной организацией, как временная администрация, назначаемая Банком России после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (ст. 22.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций»). Основными задачами данного органа в настоящее время являются установление признаков банкротства и сохранение имущества кредитной организации для его передачи конкурсному управляющему (ликвидатору) после вынесения судебного акта о ликвидации кредитной организации (признании ее банкротом). Если для начала ликвидационных процедур не потребуется вынесения арбитражным судом какого-либо решения, после отзыва лицензии ликвидатор (Агентство) сможет немедленно приступить к реализации своих полномочий, а назначение такого промежуточного органа, как временная администрация, не потребуется.

Высказанные предложения являются дискуссионными и лишь обозначают предмет для дальнейшего обсуждения. Они также требуют детальной проработки с целью увязки с существующими ликвидационными механизмами.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

§1. ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

§2. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

§3. ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1. Возбуждение дела о банкротстве

3.2. Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом

ГЛАВА II. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В США

§1. ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ США

§ 2. МЕДОД ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

§ 3. ПОМОЩЬ РАЗОРЯЮЩИМСЯ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

§ 4. ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА В США

4.2. Возврат вкладов

4.3. Сделка по приобретению и присоединению

4.4. Создание нового банка

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Банковская система России возникла сравнительно недавно и развивается достаточно быстро. За последние несколько лет российские банки были вынуждены пройти путь, который в других странах занял десятилетия. На изменения, которые происходят сейчас и произойдут в будущем огромное влияние оказывает государственное регулирование. Регулирование банковской деятельности должно преследовать три цели: безопасность, стабильность и поддержание конкуренции.

В настоящее время усилились темпы сокращения числа кредитных организаций. Это вызвано не только макроэкономическими условиями, но и недостатками политики, проводимой Центральным Банком РФ.

Формирование современной структуры и системы правовых актов, регулирующих банковскую деятельность, началось в начале 90-х годов и продолжается в настоящее время.

На сегодняшний день самый неотложный вопрос в области банковского регулирования - проблема разорения банков. Институт банкротства банков в России окончательно не сложился и существует необходимость совершенствования законодательных документов, регулирующих проведение процедур банкротства кредитных организаций.

В настоящее время тема банкротства банков очень актуальна. Более детальное и глубокое изучение проблем, связанных с несостоятельностью кредитных организаций, применение опыта зарубежных стран, развитие существующего законодательства будет способствовать созданию в нашей стране надёжной и стабильной банковской системы, защите и должников, и кредиторов, увеличению уровня доверия к банкам.

Цель данной работы - изучить институт банкротства банков в России и США и выяснить, возможно и целесообразно ли применение в нашей стране отдельных элементов института несостоятельности банков США.

ГЛАВА I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В РОССИИ

§1. ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций, а также особенности оснований и процедур признания их несостоятельными (банкротами) и ликвидация в порядке конкурсного производства регулируется Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций». Под несостоятельностью (банкротством) кредитных организаций в соответствии с данным Федеральным законом понимается признанная арбитражным судом её неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей . Неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды) кредитная организация является в том случае, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.

Банкротство кредитной организации возможно только в результате его признания арбитражным судом (в то время как банкротство других организаций возможно и по объявлению должника). Законодательный запрет добровольного объявления о банкротстве связан с большим числом кредиторов кредитной организации, различной очерёдностью удовлетворения их требований (физические и юридические лица), а также необходимостью контроля со стороны Центрального Банка РФ за процедурой банкротства.

Для признания кредитной организации банкротом достаточно и частичной неспособности КО удовлетворить требования кредиторов и (или) произвести обязательные платежи. Это вызвано меньшим, по сравнению с другими субъектами хозяйственных отношений, удельным весом основных фондов и другого имущества в активах КО. Критической величиной считается снижение уровня достаточности капитала до 2% (то есть когда обязательства превышают капитал в 50 раз.

Сокращённый срок признания КО неспособной удовлетворить требования кредиторов и (или) перечислить обязательные платежи (один месяц, по сравнению с тремя месяцами для других юридических лиц) установлен в связи с большей скоростью нарастания проблем в КО, меньшим удельным весом материальных активов в активах КО).

§2. МЕРЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» мерами по предупреждению банкротства кредитных организаций являются:

* финансовое оздоровление КО,

* назначение временной администрации по управлению КО,

Наличие этих мер вызвано тем, что процедуры банкротства банка возможны только после отзыва лицензии, что означает прекращение банковских операций и фактическую невозможность восстановить ликвидность банка. Кроме того, процесс утраты его платежеспособности по сравнению с другими юридическими лицами нарастает значительно быстрее и затрагивает большее количество кредиторов.

Широко распространено мнение, что банковские кризисы обусловлены лишь макроэкономическими факторами, однако, по мнению Трофимова К.Т. «главными элементами кризисов являются неудовлетворительный банковский менеджмент и неэффективный надзор. Банковский надзор - это регулирование, контроль и оздоровительные меры (вплоть до реорганизации отдельных банков). Регулирование и надзор - не панацея, но необходимые предпосылки формирования сильной финансовой системы и ограничения ущерба от неудовлетворительного менеджмента» .

Эту сферу регулирует Инструкция ЦБ РФ № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

Применяемые меры воздействия подразделяются на предупредительные и принудительные.

Предупредительные меры воздействия применяются, в основном, в тех случаях, когда недостатки в деятельности КО непосредственно не угрожают интересам кредиторов и вкладчиков и могут заключаться в доведении до органов управления КО информации о недостатках в её деятельности, изложении рекомендаций по исправлению создавшейся ситуации, предложении представить в учреждение ЦБ РФ программу мероприятий, направленных на устранение недостатков, установлении дополнительного контроля за деятельностью КО и за выполнением ею мероприятий по нормализации деятельности.

Основаниями для применения принудительных мер воздействия являются нарушения (невыполнение) КО банковского законодательства, нормативных актов и предписаний ЦБ РФ, непредставление информации, представление неполной или недостоверной информации, а также случаи, когда совершаемые банком операции создали реальную угрозу интересам клиентов и (или) кредиторов.

1. К принудительным мерам относятся: штрафы, требования об осуществлении КО мероприятий по её финансовому оздоровлению, в том числе реструктуризации баланса или требования о предоставлении и выполнении плана финансового оздоровления, ограничения проведения КО отдельных операций на срок до 6 месяцев, запрет на осуществление банковских операций, предусмотренных выданной лицензией на срок до одного года, запрет на открытие филиалов на срок до одного года, требование о замене руководителей банка, введение временной администрации, отзыв лицензии на осуществление банковских операций .

Основаниями для осуществления мер по предупреждению банкротства КО являются:

? неоднократное неудовлетворение на протяжении последних 6 месяцев требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в срок до 3-х дней с момента наступления даты их исполнения в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО,

? неудовлетворение требований отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 3 дня с момента наступления даты их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО,

? допущение абсолютного снижения собственных средств (капитала) по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев более чем на 12% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Банком России,

? нарушение нормативов достаточности собственных средств (каптала), установленного Банком России,

? нарушение норматива текущей ликвидности КО, установленного Банком России, в течение последнего месяца более чем на 10% .

В целях финансового оздоровления КО могут осуществляться следующие меры:

* оказание финансовой помощи кредитной организации её учредителями и иными лицами,

* изменение структуры активов и структуры пассивов КО,

* изменение организационной структуры КО,

* иные меры, осуществляемые в соответствии с федеральными законами .

Меры по финансовому оздоровлению применяются с момента выявления признаков проблемности КО и до начала процедур банкротства. В этот период возможно применение к КО со стороны ЦБ РФ любых мер пруденциального характера, за исключением отзыва лицензии на совершение банковских операций. Результатом применения мер по финансовому оздоровлению может быть либо полное восстановление ликвидности банка, либо начало процедур банкротства.

В соответствии Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», финансовая помощь КО может быть представлена в таких формах как размещение денежных средств на депозите в КО со сроком возврата не менее 6 месяцев и с начислением процентов по ставке, не превышающей процентной ставки рефинансирования ЦБ РФ, предоставление поручительств (гарантий) по кредитам для КО, предоставление отсрочки и (или рассрочки) платежа, перевод долга КО с согласия её кредиторов, отказ от распределения прибыли в качестве дивидендов, дополнительный взнос в уставный капитал, прощение долга. Решение о формах и об условиях оказания финансовой помощи принимается самой КО и лицом, оказывающим ей помощь .

Требование реструктурировать баланс предъявляется к КО в случае возникновения текущих проблем с ликвидностью или высокой вероятности возникновения таких проблем в ближайшей перспективе. Меры по реструктуризации баланса возможны как по инициативе самой КО, так и по требованию ЦБ РФ. Требование предоставить план санации предъявляется к КО в случае невыполнения ею в установленный ЦБ РФ срок предписаний устранить нарушения, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые КО операции создали реальную угрозу для кредиторов.

Изменение организационной структуры КО может осуществляться изменением состава и численности сотрудников, изменением структуры, сокращением и ликвидацией обособленных структурных подразделений, филиальной сети, упрощения административной структуры.

Руководитель КО в случае возникновения оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства КО в течение 10 дней обязан обратиться в совет директоров или к общему собранию учредителей КО с ходатайством об осуществлении мер по финансовому оздоровлению КО или с ходатайством о реорганизации КО если причины возникновения этих оснований не могут быть устранены исполнительными органами КО. Ходатайство должно содержать рекомендации о формах, характере и сроках осуществления мер по финансовому оздоровлению. Органы управления КО должны принять решение в 10-дневный срок с момента его направления и проинформировать о принятом решении ЦБ РФ. В случае отказа учредителей принять участие в реализации мер по финансовому оздоровлению либо непринятия решения в 10-дневный срок руководитель КО обязан обратиться в ЦБ РФ с ходатайством об осуществлении мер, предупреждающих банкротство КО. Однако, сроки такого обращения и ответственность руководителя КО в случае неисполнения данной обязанности не установлены.

Банк России, при наличии оснований, закреплённых в ст. 4 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и в ст. 75 ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)», имеет право направить в КО требование об осуществлении мер по её финансовому оздоровлению. Требование должно содержать перечень причин, послуживших основанием для его направления, а также рекомендации о формах и сроках осуществления таких мер. Руководитель КО обязан обратиться с ходатайством о принятии мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в совет директоров (к собранию учредителей) в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ.

Отказ органов управления КО от принятия мер по финансовому оздоровлению или нарушение 10-дневного срока являются основанием для применения ЦБ РФ иных мер пруденциального надзора (введение временной администрации, отзыв лицензии).

Банк России вправе требовать у КО разработки и осуществления плана мер по её финансовому оздоровлению. 12 июля 1999 года он принял Инструкцию «О порядке осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства) кредитных организаций». Так, КО обязана разработать план мер по финансовому оздоровлению и предоставить его в территориальное учреждение ЦБ РФ не позднее 20 календарных дней с момента принятия органами управления КО решения об осуществлении этих мер.

Требование ЦБ РФ об осуществлении мер по финасовому оздоровлению должно содержать:

* основания для предъявления требования ЦБ РФ об осуществлении мер по финансовому оздоровлению КО,

* рекомендации по стабилизации финансового состояния КО на основании анализа бухгалтерской, финансовой и статистической отчётности с указанием на конкретные формы мер по финансовому оздоровлению,

* сроки, рекомендуемые для проведения таких мер, в том числе сроки погашения задолженности по кредитам ЦБ РФ,

* информацию о вводимых ограничениях и запретах,

* срок представления в территориальное учреждение ЦБ РФ плана мер по финансовому оздоровлению КО,

* периодичность и формы отчётности КО, представляемой в территориальное учреждение ЦБ РФ,

* предложение предоставить аудиторское заключение по плану этих мер,

* указание на необходимость предусмотреть погашение задолженности по кредитам или недовзносу в обязательные резервы ЦБ РФ .

Территориальное учреждение ЦБ РФ вправе подготовить отрицательное заключение, признав план нереальным. В случае признания нереальным плана мер по финансовому оздоровлению КО при наличии оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций территориальное учреждение ЦБ РФ должно направить в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии у КО.

В случае непринятия мер по финансовому оздоровлению кредитной организации её руководитель может быть привлечён к ответственности. Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное банкротство, фиктивное банкротство.

Неисполнение требований, указанных в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» является основанием для применения ЦБ РФ мер в порядке надзора. Основаниями для этого являются:

* неисполнение КО обязанности уменьшить уставный капитал до размера чистых активов, если их размер оказался меньше уставного капитала,

* отказ органов управления КО от принятия решения по ходатайству руководителя КО об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в 10-дневный срок,

* нарушение руководителем КО обязанности обратиться в ЦБ РФ с ходатайством о принятии мер по предупреждению банкротства КО, если учредители отказались принимать участие в осуществлении этих мер или не приняли соответствующего решения в 10-дневный срок,

* нарушение руководителем КО обязанности в 5-дневный срок с момента получения требования ЦБ РФ о принятии мер по финансовому оздоровлению обратиться с соответствующим ходатайством в органы управления КО,

* непредставление в установленный срок в ЦБ РФ плана мер по финансовому оздоровлению .

Временная администрация является специальным органом управления кредитной организацией, назначаемым ЦБ РФ. Специальный характер выражается в порядке её назначения, составе её членов и компетенции. Временная администрация по своей сути является досудебной мерой предупреждения банкротства КО.

В состав временной администрации входят: руководитель временной администрации (лицо, назначенное ЦБ РФ, имеющее аттестат руководителя временной администрации и действующее в пределах функций и полномочий, установленных законодательством), члены временной администрации (лица, назначаемые ЦБ РФ для участия в работе временной администрации и осуществляющие функции и полномочия согласно распределению обязанностей, установленных руководителем временной администрации) и представители временной администрации (лица, уполномоченные временной администрацией представлять её интересы в филиале КО).

Банк России назначает временную администрацию в случаях, когда:

* КО не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие 7дней и более с момента наступления даты их удовлетворения и (или) исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетах КО,

* КО допускает снижение собственных средств по сравнению с их максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ,

* КО нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20%,

* КО не исполняет требования ЦБ РФ о замене руководителя КО либо об осуществлении мер по финансовому оздоровлению или реорганизации КО в установленный срок,

* имеются основания для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций .

Так, по сравнению с общими основаниями для принятия мер по предупреждению банкротства основания для того, чтобы назначить временную администрацию, свидетельствуют о большей степени финансовых проблем .

Временная администрация назначается Комитетом банковского надзора ЦБ РФ. Решение принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ или структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ или непосредственно по инициативе Комитета. Это решение вправе принять также Совет директоров ЦБ РФ и Председатель ЦБ РФ. Решение о назначении временной администрации оформляется приказом ЦБ РФ, который подписывает Председатель ЦБ РФ или его заместитель, возглавляющий комитет.

Приказ ЦБ РФ о назначении временной администрации доводится в установленном порядке до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и в течение 15 дней с даты его подписания публикуется в «Вестнике Банка России».

Временная администрация действует не более 6 месяцев, но этот срок может быть продлён до момента формирования органов, осуществляющих реорганизацию или ликвидацию КО, либо до момента назначения арбитражного управляющего. В этом случае основной задачей временной администрации является контроль за соблюдением требований Положения ЦБ РФ «Об отзыве лицензии на осуществление банковских операций у банков и иных кредитных организаций в Российской Федерации». Предельный срок действия временной администрации - 18 месяцев.

Решение продлить срок действия временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ или структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ либо непосредственно по инициативе Комитета банковского надзора ЦБ РФ и оформляется приказом ЦБ РФ. Приказ о продлении срока действия временной администрации доводится в установленном порядке до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 15 дней.

Руководитель временной администрации назначается ЦБ РФ по предложению территориального учреждения или структурного подразделения ЦБ РФ. Члены временной администрации назначаются ЦБ РФ по предложению лица, выдвинутого в качестве руководителя, или по предложению территориального учреждения ЦБ РФ.

Члены временной администрации назначаются с их согласия, за исключением случаев, когда участие данного сотрудника в работе временной администрации предусмотрено его должностными обязанностями, утверждёнными в установленном порядке и (или) вытекает из характера деятельности подразделения ЦБ РФ, сотрудником которого он является.

Банк России имеет право отстранить руководителя временной администрации от исполнения обязанностей, запретить ему исполнение обязанностей руководителя временной администрации на срок до одного года, аннулировать выданный ему аттестат руководителя временной администрации.

В случае установления оснований для отзыва у КО лицензии на осуществление банковских операций, предусмотренных ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности», руководитель временной администрации обязан направить в ЦБ РФ ходатайство об отзыве лицензии. Такими основаниями являются:

1. установление недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия,

2. задержка начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией более чем на один год,

3. установление фактов недостоверности отчётных данных, задержки более чем на 15 дней представления ежемесячной отчётности,

4. осуществления банковских операций, не предусмотренных лицензией ЦБ РФ,

5. неисполнение требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, нормативных актов ЦБ РФ,

6. неспособность КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение одного месяца с наступления даты их исполнения (если требования КО составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда),

7. неоднократного в течение года виновного неисполнения содержащихся в исполнительных документах судов, арбитражных судов требований о взыскании денежных средств со счетов клиентов КО при наличии средств на счете указанных лиц .

Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается.

В случае неспособности КО удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) произвести обязательные платежи, являющиеся основанием для того, чтобы применить различные меры воздействия по отношению к КО, ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций устанавливает следующие сроки:

* до 3-х дней (в случае неоднократного неисполнения на протяжении последних 6 месяцев при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах) - основание для осуществления мер по предупреждению банкротства ,

* свыше 3-х дней при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах - основание для осуществления мер по предупреждению банкротства ,

* свыше 7-ми дней при отсутствии или недостаточности средств на корреспондентских счетах - основание назначить временную администрацию ,

* свыше одного месяца, если требования к КО в совокупности составляют не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, - основание для отзыва лицензии .

Кредитная организация в период работы временной администрации представляет ежемесячную, квартальную, годовую и иную отчётность и информацию в соответствии с требованиями ЦБ РФ. Временная администрация представляет в ЦБ РФ (Департамент по организации банковского сканирования) отчёт о своей работе. Банк России имеет право в любое время затребовать у временной администрации дополнительные сведения по вопросам, входящим в компетенцию временной администрации.

Последствиями нарушения требований ЦБ РФ со стороны временной администрации могут быть замена её руководителя или прекращение деятельности, отзыв лицензии и начало осуществления процедур банкротства.

Прекращение деятельности временной администрации при устранении причин, послуживших основанием для её назначения, влечёт за собой восстановление полномочий исполнительного органа КО. Полномочия руководителей КО, отстранённых на период деятельности временной администрации от исполнения своих обязанностей, восстанавливаются.

Деятельность временной администрации прекращается по истечении срока её действия. Досрочно деятельность может быть прекращена в случае устранения причин, послуживших основанием для её назначения, при передаче дел арбитражному управляющему, в случае отсутствия надлежащих условий для работы временной администрации.

Решение о прекращении деятельности временной администрации принимается по ходатайству территориального учреждения ЦБ РФ и (или) структурного подразделения ЦБ РФ, а также по поручению Совета директоров или Председателя ЦБ РФ либо непосредственно по инициативе Комитета и оформляется приказом ЦБ РФ, который доводится до территориальных учреждений ЦБ РФ и КО и публикуется в «Вестнике Банка России» в течение 15 дней.

Банк России имеет право требовать реорганизации кредитной организации, если она:

* не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не перечисляет обязательные платежи в сроки, превышающие 7 дней с момента наступления даты их удовлетворения, в связи с отсутствием или недостаточностью средств на корреспондентских счетах,

* допускает снижение капитала по сравнению с его максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 30% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных ЦБ РФ,

* нарушает норматив текущей ликвидности, установленный ЦБ РФ, в течение последнего месяца более чем на 20% .

Реорганизация кредитной организации осуществляется в форме слияния или присоединения. Реорганизация банков в форме слияния и присоединения регулируется Положением ЦБ РФ «Об особенностях реорганизации банков в форме слияния и присоединения». Банк, к которому произошло присоединение, либо банк, возникший в результате слияния, должен быть способен выполнять обязательные резервные требования и пруденциальные нормы деятельности, установленные нормативными актами ЦБ РФ, в том числе норматив достаточности капитала. Минимальный размер собственных средств банка должен быть равным не менее 1 млн. евро .

Банку выдаются лицензии, содержащие весь перечень банковских операций, которые имел право осуществлять на основании банковской лицензии каждый из сливающихся банков на дату принятия решения о его реорганизации, либо Генеральная лицензия, если хотя бы один из сливающихся банков имел такую лицензию.

В соответствии с ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в случае получения требования Банка России о реорганизации её руководитель обязан в течение 5 дней с момента его получения обратиться в органы управления кредитной организации с ходатайством о необходимости реорганизации КО. Органы управления КО обязаны в срок не позднее 10 дней с момента получения требования ЦБ РФ о реорганизации известить ЦБ РФ о принятом решении. В случае отказа органов управления КО удовлетворить требование ЦБ РФ или отсутствия ответа в установленные сроки ЦБ РФ имеет право применить иные меры пруденциального надзора (требование о замене руководителей, назначение временной администрации) вплоть до отзыва лицензии.

§3. ПРОЦЕДУРА БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

3.1. Возбуждение дела о банкротстве

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по месту нахождения кредитной организации-должника (при наличии у КО филиалов - по месту нахождения головного банка) по правилам, предусмотренным Арбитражным процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», с особенностями, установленными Федеральным законом РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» .

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании кредитной организации банкротом обладают:

1. кредитная организация - должник,

2. кредитор кредитной организации, включая граждан, имеющих право требования к кредитной организации по договору банковского вклада и (или) банковского счёта,

4. Прокурор - в случае рассмотрения дела о банкротстве по его заявлению , когда им обнаружены признаки преднамеренного банкротства, когда у должника имеется задолженность по обязательным платежам, в интересах кредитора по денежным обязательствам Российской Федерации, её субъекта, муниципального образования,

5. Налоговый или иной уполномоченный орган при наличии задолженности по уплате обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды. К таким органам относятся Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ.

Обращение КО-должника или её кредиторов в арбитражный суд может предшествовать их ходатайству в ЦБ РФ об отзыве у КО лицензии. Такое ходатайство возможно после наступления признаков банкротства КО при условии, что объём требований превышает 1000 минимальных размеров оплаты труда.

При поступлении в арбитражный суд заявления о признании кредитной организации банкротом судья до возбуждения производства по делу о банкротстве предлагает Банку России представить своё заключение о целесообразности отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций либо копию приказа Центрального Банка Российской Федерации об отзыве указанной лицензии. Указанные документы направляются Банком России в арбитражный суд в месячный срок после получения данного предложения. Основанием для возбуждения производства по делу о банкротстве является представление арбитражному суду копии приказа Банка России об отзыве лицензии на осуществление банковских операций. Копия приказа может быть либо заверена ЦБ РФ, либо информация публикуется «Вестнике Банка России».

3.2. Рассмотрение дела о банкротстве арбитражным судом

Лицами, участвующим в деле о банкротстве, являются лица, указанные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)», а также Банк России при возбуждении производства по делу о банкротстве по заявлению Банка России о признании кредитной организации банкротом.

Если основанием для отзыва лицензии на осуществление банковских операций послужило неудовлетворительное финансовое положение кредитной организации, неисполнение ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами и в течение 45 календарных дней с момента отзыва указанной лицензии Банк России не получил определение арбитражного суда о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом или иное документальное подтверждение возбуждения производства по делу о её банкротстве, Банк России обязан в пятидневный срок обратиться с заявлением о признании кредитной организации банкротом независимо от наличия её задолженности перед Банком России.

Для возбуждения арбитражным судом дела о банкротстве КО необходимо наличие следующих условий: отзыва лицензии на осуществление банковских операций и совокупных требований не менее 1000 минимальных размеров оплаты труда, которые не исполняются в месячный срок с момента наступления даты их исполнения. После отзыва лицензии в КО может быть назначен уполномоченный представитель из числа служащих ЦБ РФ, имеющих высшее юридическое или экономическое образование, обладающих специальными знаниями и не являющимися заинтересованными лицами в отношении КО. Основаниями для прекращения его деятельности являются судебный акт арбитражного суда о назначении в КО ликвидатора или арбитражного управляющего, судебный акт арбитражного суда о признании недействительным приказа ЦБ РФ об отзыве лицензии, согласование территориальными учреждениями ЦБ РФ состава ликвидационной комиссии КО, приказ ЦБ РФ о приостановлении действия приказа об отзыве лицензии, приказ ЦБ РФ о досрочном освобождении уполномоченного представителя от исполнения возложенных на него обязанностей.

В арбитражном процессе по делу о банкротстве участвуют лица, указанные в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» (представитель работников должника, представитель собственника имущества должника, иные лица в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом ), а так же Банк России в случаях, когда заявление о признании кредитной организации банкротом направлено в арбитражный суд иным лицом .

Судья арбитражного суда обязан принять заявление о признании КО банкротом. О принятии заявления судья выносит определение не позднее 5 дней со дня его поступления в арбитражный суд.

Банк России при подаче заявлений о признании кредитной организации банкротом может представить в арбитражный суд кандидатуры арбитражного управляющего.

Арбитражный суд в определении о принятии заявления о признании кредитной организации банкротом указывает о введении наблюдения и назначении временного управляющего.

Судебные акты по делу о банкротстве арбитражный суд направляет в пятидневный срок с момента их принятия лицом, участвующим в деле о банкротстве и в арбитражном процессе.

При судебной процедуре ликвидации несостоятельного банка (банкрота) состав ликвидационной комиссии формирует конкурсный управляющий, назначаемый арбитражным судом.

Конкурсный управляющий обязан использовать в ходе конкурсного производства только корреспондентский счёт кредитной организации, признанной банкротом, открытый в учреждении Банка России. Порядок открытия указанного счёта и осуществления расчётов по данному счёту определяется нормативными актами Банка России.

В соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», в течение 10 дней с момента представления конкурсным управляющим в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной организации, признанной банкротом, на указанный счёт в порядке, определяемом нормативными актами Банка России, перечисляются остатки денежных средств с корреспондентских счетов кредитной организации, открытых в иных кредитных организациях, а также иные денежные средства кредитной организации, включая обязательные резервы, депонированные кредитной организацией в Банк России .

Конкурсный управляющий в течение 15 дней с момента представления им в Банк России документов, подтверждающих право конкурсного управляющего совершить операции по корреспондентскому счёту кредитной организации, признанной банкротом, направляет для опубликования в «Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ», «Вестник Банка России», а также опубликовывает в местной печати по месту расположения кредитной организации за счёт её средств объявление о решении арбитражного суда о признании кредитной организации банкротом и об открытии конкурсного производства .

Состав ликвидационной комиссии также согласовывается с территориальным Главным управлением (Национальным банком) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном Банке РФ.

В состав ликвидационной комиссии должны входить учредители (участники) банка, а также кредиторы банка, должностные лица исполнительного банка и другие лица. Работники Центрального банка РФ не могут являться членами ликвидационной комиссии банка.

Главное управление (Национальный банк) Центрального банка РФ либо ЦОУ при Центральном Банке РФ после отзыва лицензии у кредитной организации вправе обратиться в арбитражный суд с иском о её ликвидации.

Глава II. Правовое регулирование Банкротства кредитных организаций в США

§1. ПОНЯТИЕ БАНКРОТСТВА КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ США

Распорядительные органы федерации и штата и штат ревизоров наблюдают за сохранением безопасности и основательности банковской системы, а на Федеральную корпорацию страхования вкладов ложится основная нагрузка на федеральном уровне и уровне штата по решению вопросов, касающихся разорения и банкротства учреждений. Федеральная корпорация страхования вкладов была создана конгрессом в 1934 году после того как в 1929 году примерно 9000 американских банков прекратили деятельность в связи с крушением рынка акций. Убытки вкладчиков с 1929 г. до принятия Закона о банковской деятельности 1933 г. составили приблизительно 1,3 млрд. долларов . Главной задачей ФКСВ было восстановить доверие публики путем создания обоснованной стабильной и надежной банковской системы с помощью страхования вкладов в банках и усиления контроля. В 1934 г., в момент введения, страхование вкладов производилось на сумму до 2500 долларов, через пятьдесят лет страховая сумма была повышена до 100 тыс. долларов по вкладу на счете.

Функционирование ФКСВ осуществляется в соответствии с Актом о Федеральной корпорации страхования вкладов. Управляется она Советом директоров, состоящим из трех человек. Один из них -- Финансовый контролер, а двое других (в том числе директор) назначаются президентом на шесть лет. ФКСВ существует на доходы, получаемые за счет выплат застрахованных банков по своим вкладам. По оценкам, они составляют двенадцатую часть от 1% вкладов банка. На базе оценки производят расчеты, но в целом плата может быть определена через оценку всех вкладов, занесенных на счета банка в Соединен¬ных Штатах.

Зарегистрировавшись в органах штата или федерации, банк должен получить от ФКСВ страховой сертификат и показать предшествующую деятельность и опыт руководства, способность удовлетворять потребности общества и свои планы на будущее. Не обеспечив страхования в ФКСВ, банк не может начать деятельность. ФКСВ не регистрирует уставы учреждений, но она в большой степени держит в своих руках их будущее. ФКСВ во все возрастающей степени контролирует не только средства учреждения, но и разрешение новых видов деятельности, одобренных властями федерации и штатов.

Как и Служба Финансового контролера, ФКСВ осуществляет ревизии, инспекции и принуждает застрахованные банки к исполнению. В дополнение к исполнению ФКСВ тесно связана с вопросами слияния, открытия филиалов и рассмотрения других ходатайств, зарегистрированных на уровне штатов, не являющихся членами Федеральной резервной системы банков, в отношении которых она имеет право контроля и инспектирования. В 1985 г. таких банков было 8392. ФКСВ также контролирует взаимосберегающие банки, сберегательные учреждения, застрахованные ФКСВ, и осуществляет ревизии совместно с Федеральной резервной системой и Службой Финансового контролера.

Все распорядительные органы (на федеральном уровне ими являются Служба Финансового контролера, Совет управляющих Федеральной резервной системы, Федеральная корпорация страхования вкладов) осуществляют контроль за деятельностью банка, рассматривая отчеты о положении или доклады по запросам, в которых банки указывают свои вклады и обязательства. Кроме того, производятся ревизии и проверки на местах. Периодические ревизии являются главным источником информации, и по их данным распорядительные органы узнают о недостатках в управлении, деятельности и финансовом положении. Отъявленное мошенничество может быть обнаружено только, когда будет уже слишком поздно. В любом случае все распорядительные органы концентрируют свои возможности, если банк находится на грани краха. Ущерб интересам общества может быть огромным с точки зрения коммерческих вопросов и общего экономического благосостояния. ФКСВ и распорядительные органы, занимающиеся банками, заинтересо¬ваны в защите вкладчиков в соответствии с требованиями закона, но они также обязаны иметь в виду и банк в целом. Прилагаются энергичные усилия, чтобы избежать банкротства банка с помощью тщательно разработанных и мощных средств контроля. Иногда этого недостаточно из-за экономических условий, мошенничества и харак¬тера ситуации, тогда необходимость закрыть банк и противостоять экономическому воздействию, порожденному этим событием, выводит на арену ФКСВ. ФКСВ имеет в своем распоряжении ряд предусмотренных законом средств для решения проблем разоряющихся банков. Основой его действий является страховой фонд, активы которого в 1987 г. составляли около 19 млрд. долларов . Федеральная корпорация страхования вкладов имеет в своем распоряжении ряд предусмотренных законом средств, чтобы преодолеть почти любую ситуацию банкротства банка законным, неразрушительным и справедливым методом. Банк подлежит закрытию, если он не способен «удовлетворить требования своих вкладчиков ». Исторически ФКСВ реагировала на банкротства банков, используя либо метод выплаты страховок по вкладам, либо метод покупки и присоединения закрытого банка.

§ 2. МЕДОД ВЫЯВЛЕНИЯ ПРОБЛЕМНЫХ КРЕДИТНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

1, Для осуществления контроля за деятельностью учреждения распорядительные органы по банковской деятельности используют два способа: доклады по запросам, предоставляемые самими учреждениями, и ревизии (в том числе система сравнительной оценки), проводимые ревизорами в отношении подконтрольных банков. Формально введенная Федеральным советом по ревизии финансовых учреждений в 1978 г., хотя она использовалась и ранее, система оценок именуется Межагентской системой оценки банков, более известной как оценка CAMEL . Введение этой формальной сбалансированной системы было попыткой создать более осознанный контроль за рынком.

По системе CAMEL положение банка оценивается по пяти аспектам--капитал, активы, управление, доходы и ликвидность - с дополнительной субъективной оценкой, отражающей восприятие ревизором всего учреждения в целом. По каждому аспекту проставляются баллы, начиная с единицы (хорошо) до пятерки (плохо). Хорошая оценка означает редкие ревизии, более низкая оценка приведет к более частому проведению посещений и запросам о представлении докладов.

Результат этого - «расширение, в первую очередь Федеральной корпорацией страхования вкладов, перечня «проблемных банков» - банков с оценками CAMEL 4-й и 5-й категорий. В 1985 г. в перечне было 1140 банков, 120 банков были закрыты или потребовали от ФКСВ помощи. Учреждения, включенные в перечень, испытывают трудности и близки к положению разоряющихся или обанкротившихся и, таким образом, представляют опасность ущерба для страхового фонда» .

§ 3. ПОМОЩЬ РАЗОРЯЮЩИМСЯ КРЕДИТНЫМ ОРГАНИЗАЦИЯМ

Годами ФКСВ не желала предлагать помощь банку, находящемуся под угрозой закрытия, или способствовать его слиянию с другим застрахованным банком, если такая сделка не подразумевала закрытия застрахованного банка. В основе этого нежелания лежала ее основная предусмотренная законом обязанность защищать вкладчиков и страховой фонд. ФКСВ чувствовала, что любая помощь действующему банку дает незаслуженные выгоды акционерам и стимулирует большую беспечность со стороны руководства. Приобретение и присоединение были предпочтительным способом из-за этого, а также потому, что назначение управляющего имуществом и управление имуществом приводили к устранению прежнего руководства и аннулированию некоторых требований кредиторов. До 1981 г. ФКСВ оказала помощь только при одном слиянии действующего банка. Однако позднее из-за серьезных проблем, затрагивающих определение сектора национальной экономики, и роста числа, размеров и усложнения характера потенциальных банкротств банков ФКСВ столкнулась с необходимостью идти в случае банкротств нетрадиционными путями. Ее полномочия были существенно расширены в 1982 г. в Законе Гарна - Сен-Жермена о сберегательных учреждениях. Параграф в) Закона о федеральном страховании вкладов был пересмотрен и приобрел следующий вид:

Помощь застрахованным банкам

«1) Корпорация имеет право по собственному усмотрению в случаях и на условиях, которые определит ее Совет директоров, предоставлять займы, принимать вклады, приобретать активы или ценные бумаги, присоединять пассивы или осуществлять вклады в любой застрахованный банк,

A) если такое действие предпринято, чтобы предотвратить закрытие такого застрахованного банка,

Б) если в отношении закрытого застрахованного банка такое действие предпринято, чтобы возобновить нормальную деятельность такого закрытого застрахованного банка, или

B) если, когда существует тяжелое финансовое положение, угрожающее значительному числу застрахованных банков или застрахованным банкам, владеющим значительными финансовыми средствами, такое действие предпринимается, чтобы уменьшить для корпорации риск, создаваемый таким застрахованным банком при угрозе стабильности.

2) А) Чтобы способствовать слиянию или объединению застрахованного банка, указанного в подпункте Б), с застрахованным учреждением, или продаже активов застрахованного банка и присоединению пассивов такого застрахованного банка застрахованным учреждением, или приобретению акций такого застрахованного банка, корпорация имеет право по собственному усмотрению в случаях и на таких условиях, которые установит ее Совет директоров,

i) приобретать любые такие активы и присоединять любые такие пассивы,

ii) предоставлять займы, или осуществлять вклады, или приобретать ценные бумаги застрахованного учреждения или компании, которая контролирует или приобретет контроль над таким застрахованным учреждением,

iii) давать поручительство за застрахованное учреждение или компанию, которая контролирует или приобретет контроль за таким застрахованным учреждением в результате слияния или присоединения такого застрахованного учреждения, или присоединения пассивов и приобретения активов такого застрахованного банка, или в результате приобретения контроля такой компании над таким застрахованным банком, или

iv) осуществить действия, перечисленные в подпунктах от i) до iii), в любой комбинации.

Б) Для целей подпараграфа А) застрахованный банк должен быть застрахованным банком, i) который закрыт,

ii) который, что отражено в решении Совета директоров, находится под угрозой закрытия, или

iii) который, если существует тяжелая финансовая ситуация, угрожающая стабильности значительного числа застрахованных банков или застрахованных банков, которые владеют значительными финансовыми средствами, по собственному усмотрению определен корпорацией как требующий помощи по подпункту А) для того, чтобы уменьшить для корпорации риск, создаваемый таким застрахованным банком при такой угрозе стабильности» .

До принятия Закона Гарна--Сен-Жермена помощь ФКСВ действующим банкам разрешалась, только если продолжение деятельности вызывающего беспокойство банка важно для обеспечения надлежащего банковского обслуживания в общине, - решение, которое ФКСВ редко была склонна выносить. В Инструкции 1983 г. были закреплены требования, которые необходимо предварительно выполнить для получения помощи ФКСВ в слиянии или приобретении застрахованного действующего банка.

Совет директоров ФКСВ согласно параграфу 13. в) Закона о федеральном страховании вкладов имеет право оказывать финансовую помощь, чтобы предотвратить закрытие застрахованного банка. Помощь также может быть оказана, если, когда возникает тяжелое финансовое положение, угрожающее стабильности значительного числа застрахованных банков или застрахованным банкам, владеющим значительными финансовыми средствами, такое действие предпринимается, чтобы уменьшить для ФКСВ риск, создаваемый таким застрахованным банком при угрозе стабильности. Помощь может быть оказана непосредственно банку при угрозе разорения, другому банку, обладающему финансовыми возможностями, чтобы присоединить или приобрести разоряющийся банк, или холдинговой компании или иному юридическому лицу, чтобы обеспечить приобретение им банка. Чтобы ФКСВ оказала помощь, либо сумма помощи должна быть меньше затрат на ликвидацию, включая выплату средств застрахованных счетов банка, либо Совет ФКСВ должен определить, что продолжение деятельности банка важно для обеспечения надлежащего банковского обслуживания общины.

Предложение об оказании помощи должно удовлетворять следующим принципам, за исключением случаев, когда существуют объективные причины, препятствующие их удовлетворению:

1. Расходы ФКСВ, связанные с предложением, должны быть явно меньше, чем при других альтернативах.

2. Предложение должно обеспечить надлежащие управленческие ресурсы, достаточные реальные капиталы и разумное доказательство будущей рентабельности банка.

3. Помощь ФКСВ должна сопровождаться значительными вливаниями капитала из источников, не связанных с ФКСВ.

4. Предложение должно гарантировать, что помощь ФКСВ пойдет на пользу банку и ФКСВ и не будет обращена на другие цели.

5. Возобновление или продление договоров с руководством может произойти до предоставления помощи. Продолжение работы всех директоров, должностных лиц, участвующих в разработке политики, и других должностных лиц банка, которому оказывается помощь, по списку, подготовленному ФКСВ, подлежит одобрению ФКСВ. ФКСВ проверяет и может не одобрить любой из или все новые должностные оклады или продленные соглашения, касающиеся этих лиц, на весь период, пока не выплачена помощь.

6. Финансовое влияние на обычных акционеров и владельцев материальных средств подчиненного долга и (или) привилегированной акции разоряющегося банка должно приближаться к влиянию, которое бы имело место, если бы получающий помощь банк обанкротился.

7. Желательно, чтобы предложение не предусматривало имущественный интерес ФКСВ в банковских учреждениях. Если необходимо принятие какого-либо имущества, ФКСВ, естественно, стремится получить значительно большую прибыль, рассчитанную с учетом умеренного присвоения.

8. Желательно, чтобы любое предложение ФКСВ о помощи предусматривало ее возврат ФКСВ, полностью или частично.

9. Если получающий помощь банк является филиалом холдинговой компании, предложение должно быть разработано таким образом, чтобы

а) помощь не предоставлять холдинговой компании, за исключением случаев, когда к этому вынуждают обстоятельства, и только тогда, когда холдинговая компания действует исключительно как передаточное звено для предоставленной банку помощи,

б) воздействие на директоров, руководство, акционеров и кредиторов холдинговой компании приближалось к ожидаемому воздействию в случае банкротства получающего помощь банковского филиала (следовательно, может потребоваться, чтобы кредиторы холдинговой компании ограничили и/или закрепили новые условия предоставленных ими кредитов), и

в) существенный вклад, минимизирующий финансовые расходы ФКСВ, был сделан за счет доступных ресурсов холдинговой компании и ее иных банковских и/или небанковских филиалов.

10. ФКСВ предпочитает не приобретать и не пользоваться активами банков, которым она оказывает помощь. Признается, что эта задача не может быть осуществима или желательна во всех ситуациях. В целом, однако, предложения о помощи должны предусматривать сохранение за сохранившимися учреждениями наименования и обслуживания всех активов получающего помощь банка. При некоторых обстоятельствах ФКСВ учитывает частичную потерю стоимости обесцененных активов. В отношении размера передачи обесцененных активов ФКСВ предложение должно представить ФКСВ удовлетворительные условия обслуживания.

Понятие банкротства, его признаки

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что «несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Вопросам банкротства в законодательстве многих стран уделяется повышенное внимание. Россия в этом смысле не стала исключением (доказательством может служить хотя бы то обстоятельство, что на протяжении последних десяти лет законодательство в данной сфере постоянно изменяется - законодатель ищет пути его совершенствования и приведения в соответствии с потребностями практики).

Правовое регулирование банкротства кредитных организаций: развитие на современном этапе

Первая в современном российском праве попытка правового регулирования отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством), была предпринята в рамках Указа Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. «О мерах по поддержке и оздоровлению несостоятельных государственных предприятий (банкротов) и применении к ним специальных процедур», который согласно пункту 30 этого документа должен был действовать до принятия Закона Российской Федерации «О банкротстве».

19 ноября 1992 г. Верховным Советом Российской Федерации был принят Закон Российской Федерации «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», вступивший в силу с 1 марта 1993 года.

Практика применения этого Закона уже с первых шагов выявила его несовершенство, наличие большого количества пробелов, внутренне присущие ему недостатки, одним из которых было отсутствие дифференциации механизма банкротства различных категорий должников. Крупнейшие российские банки и мелкие индивидуальные частные предприятия согласно этому Закону должны были проходить одинаковые процедуры банкротства, и признаки их несостоятельности были аналогичными.

Смотрите видео: Вебинар Банкротство юридических лиц 2016. Коротко о главном (October 2020).