Вопросы к Юристу

Верховный суд рф о выделении земельного участка инвалиду

М-13684/2016 М-13684/2016 от 21 сентября 2019 г. по делу № 2-11655/2016

38.1 Земельного кодекса РФ (если аукцион признан не состоявшемся по причине участия в нём менее двух участников).

по делу № 33-2246, кассационное определение судебной коллегии по гражданским делам Пермского краевого суда от 24.01.2011 г. по делу № 33-549. При обращении ПКО ВОИ в прокуратуру Пермского края было разъяснено, что органы прокуратуры также работают в данном направлении, принимают жалобы инвалидов по факту непредоставления земельных участков, обращаются в суд с требованиями о защите прав инвалидов и предоставлении земельных участков.

Однако отметим, что при обращении в прокуратуру сроки разрешения вопроса несколько больше, чем при самостоятельном обращении в суд, так как сотрудникам прокуратуры необходимо время на рассмотрение жалобы, принятие по ней решения и для подготовки и направления заявления в суд.

Получение бесплатного земельного участка для инвалидов

Если по истечении трех лет окажется, что участок не используется или нарушено его назначение, то органы местного самоуправления имеют полное право его изъять даже у собственника.Получение земли под строительство жилого дома возможно в том случае, если участник льготной категории или его семья действительно нуждается в улучшении своих жилищных условий.

Условия предоставления земельных участков инвалидам

Социальная защита в данном случае будет проявляться не только в предоставлении гражданам каких-либо земельных участков, но еще и в возможности абсолютно бесплатного проведения межевания и регистрации земли в .

Все эти процедуры осуществляются с помощью специализированных органов самоуправления, в то время как обычным гражданам приходится выкупать эти участки. Образец паспорта гражданина РФ выдается на определенный срок и под конкретный процент.

Как происходит размещение построек на дачном участке по закону — мы расскажем .

Выделение земельных участков осуществляется в частную собственность или же в долгосрочную аренду.

Обжалование отказа органов местного самоуправления в предоставлении земельных участков (Семенов А.В.)

Разобраться в особенностях предоставления земельных участков не всегда под силу даже профессиональному юристу.

Это приводит, с одной стороны, к заблуждению заинтересованных лиц о наличии у них права на предоставление интересующих их участков, а с другой — к необоснованным отказам уполномоченных органов в предоставлении земельных участков или нарушению ими процедуры рассмотрения заявления и принятию незаконных решений.Необходимо иметь в виду, что полномочия по предоставлению земельных участков, возложенные на органы, которые указаны в ст.

29 ЗК РФ, являются властными полномочиями и соответствующие решения подлежат обжалованию в порядке гл. 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ).

Основания отказа в предоставлении земельного участка и порядок обжалования решения муниципалитета об отказе

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на земельного участка без организации торгов, Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или , кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности, Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, , либо комплексного изучения земли для , Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Отказали в предоставлении земельного участка под ИЖС или ЛПХ инвалиду 2 группы

Поэтому им нужно доказывать законность их решения.

Согласно п.7 ст.39.5. Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.

А в ч.14 ст.17 ФЗ «О соц. защите инвалидов», на которую ссылается Администрация, нет вообще упоминания о том, что для получения земельного участка инвалид должен стоять на учете как нуждающийся в улучшении жилищных условий.

Отказ в выделении земельного участка под ИЖС инвалиду

05 Марта 2015, 09:34 Наталья, подскажите пожалуйста, мне теперь с этим отказом в суд нужно обращаться или в областную Администрацию, почему они сослались на какую то коллизию в законах??

05 Марта 2015, 09:41 подскажите пожалуйста, мне теперь с этим отказом в суд нужно обращаться или в областную Администрацию, почему они сослались на какую то коллизию в законах??Владимир ОлеговичСмысла нет судиться, участок не предоставят бесплатно, так как законом не предусмотрено.

05 Марта 2015, 09:46 Спасибо! Наталья, я просто читал, что при отказе, можно обратиться в суд, который скорее всего примет сторону инвалида, и земля мне нужна в долгосрочную аренду, через год после получения я поставлю на этой земле фундамент и ст.к.

начал строиться смогу перевести землю в собственность.

Это так. 05 Марта 2015, 10:00 земля мне нужна в долгосрочную аренду, через год после получения я поставлю на этой земле фундамент и ст.к.

Все о предоставлении земельных участков инвалидам: порядок получения и образец заявления

Законодательство предъявляет особые правила, поэтому внимательно отнеситесь к написанному здесь.

Кстати, если вы проживаете в каком-либо субъекте, обязательно, прежде чем пытаться участвовать в подобной программе, ознакомьтесь с локальным законодательством.

Локальное законодательство – это нормативно-правовые акты, которые были изданы на территории вашего субъекта, и действуют от имени местной администрации. Однако такие законодательные акты не должны противоречить Федеральным Законам и кодексам. Подобные акты могут нести в себе дополнительно информацию, которая окажется нелишней.

Каждому инвалиду по земельному участку

Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет право на предоставление ему в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона (публичных торгов). Верховный Суд Российской Федерации признал, что выводы судов основаны на неправильном толковании и применении норм материального права. Право для инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства закреплено частью 14 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Однако указанная норма не подкреплена законодательным установлением порядка предоставления земельных участков для указанных целей.

Генеральная прокуратурароссийской федерации

Межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Б. к администрации городского округа о возложении обязанности по предоставлению земельного участка, указав, что на поданное ответчику Б. как инвалидом 18.04.2012 заявление о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства был получен отказ. Решением районного суда, оставленным без изменения апелляционным определением областного суда, иск удовлетворен. На администрацию городского округа возложена обязанность предоставить Б.
в аренду сроком на 3 года земельный участок площадью 1500 кв.м., для индивидуального жилищного строительства. Определен размер арендной платы в соответствии с решением Думы городского округа. На администрацию городского округа возложена обязанность заключить с Б.

Как получить земельный участок инвалиду, который является гражданином россии?

Обращаясь к преамбуле и статье 2 Закона, мы видим, что закон определяет систему гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества, а также систему мер, обеспечивающую социальные гарантии инвалидам, устанавливаемую законами и иными нормативными правовыми актами. Вопрос нуждаемости в Законе, равно как и в упомянутых Верховным Судом «Правилах предоставления льгот инвалидам… «, является определяющим условием исключительно в праве инвалидов на улучшение жилищных условий, основанном на конституционном праве на жилище и особых условиях предоставлениях его определенным категориям нуждающихся (статья 40 Конституции РФ).

Предоставление земельных участков инвалидам

Абсолютно каждый гражданин РФ имеет право на выделение ему земельного участка для его собственных желаний. Будь-то для строительства жилого помещения, гаража или склада. Это право закреплено Земельным Кодексом РФ, основа которого еще разрабатывалась при существовании СССР.

Дело № 91-кг13-7

ВЕРХОВНЫЙ СУДРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 91-КГ13-7 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 4 февраля 2014 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации составе в председательствующего Асташова СВ., судей Гетман ЕС. и Момотова ВВ. рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску Смирновой Е А к администрации г. Великие Луки Псковской области о признании отказа предоставлении в земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка аренду в по кассационной жалобе администрации г.
Великие Луки Псковской области, поданной представителем Сайфуллиным-Богатыревым Р Г , на решение Великолукского городского суда Псковской области от 2 апреля 2013 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 11 июня 2013 г.
Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет. Данный подход соответствует принципу справедливости как соразмерности предоставления прав субъектам правоотношений.
Достаточно того, чтобы предпочтенный участок числился свободным, то есть не должен находиться во владении третьих лиц. Данное право сохраняется за гражданином-инвалидом даже в том случае, если у него в собственности уже имеются земельные участки. Какие документы потребуются инвалиду при получении земельного участка? Первый шаг — это подача заявления в местный орган, уполномоченный заниматься решением данной проблемы.


В заявлении в обязательном порядке указывается цель использования земли, желаемое месторасположение и право владения. Заявление принимается при наличии следующих документов: • Предъявляется оригинал паспорта инвалида для визуального осмотра, сдается его копия,• Справка, свидетельствующая о регистрации заявителя,• Свидетельство о постановке на учет в налоговой инспекции в качестве физического лица,• Справка медико-социальной экспертизы об инвалидности (справка серии МСЭ).

1. Отказ в предоставлении жилого помещения

1.1. Вывод суда: в соответствии с пунктом 2 статьи 49 ЖК РФ постановка на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставление им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма возможна лишь в случае признания их малоимущими органом местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Этот вывод содержится в Кассационном определении Верховного Суда Республики Марий Эл № 33-1558 от 28 октября 2010 г.

В этом деле гражданин обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации города в принятии его на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и о возложении обязанности поставить на учет по предоставлению жилого помещения.

В обоснование заявления указал, что является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку страдает заболеванием, которое включено в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что гражданин малоимущим гражданином не признан, с заявлением об этом в соответствующие органы не обращался, на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации города не состоит, не желает обращаться с заявлением о признании его малоимущим.

На основании этого гражданину было отказано в его требованиях. При этом суд подчеркнул, что отказ в постановке гражданина на учет как нуждающегося в улучшении жилищных условий лишь по основанию имеющегося тяжелого хронического заболевания, правомерен.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-13361/2016 от 26 июля 2016 г., Апелляционное определение Красноярского краевого суда № 33-8605/2015 от 12 августа 2015 г. (истец в установленном порядке малоимущим не был признан, что послужило основанием для отказа в удовлетворении требований о его постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по договору социального найма).

1.2. Вывод суда: граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма, в частности, в случае, когда гражданин имеет жилую площадь, превышающую учетную норму площади жилого помещения.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Самарского областного суда № 33-5960/2016 от 2 июня 2016 г.

В этом деле гражданка обратилась в суд к местной администрации с иском об оспаривании решения о снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Суд в ходе разбирательства дела установил, что постановлением местной администрации истцу было предоставлено жилое помещение в общежитии общей площадью 18 кв. м.

При этом истец страдает заболеванием, входящим в Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.06.2006 г. № 378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире».

В дальнейшем гражданка была исключена из списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в связи с отсутствием оснований стоять на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, так как проживает в жилом помещении, площадь которого превышает учетную норму.

Оспаривая указанное решение органа местного самоуправления, истец ссылается на то, что жилых помещений в собственности и по договору найма не имеет, проживает в жилом помещении в общежитии, является инвалидом по заболеванию, включенному в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Однако суд в своем решении подчеркнул, что постановлением администрации здание общежития, в котором проживал истец, было исключено из состава специализированного жилищного фонда и считается жилым домом.

Учитывая, что общежитие утратило статус специализированного жилого фонда, суд исходил из того, что истец проживает в жилом помещении по договору социального найма, в связи с чем в целях сохранения оснований состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий необходимо наличие, предусмотренных п. 2-4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ условий, а именно: обеспечение общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы или проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям или проживание в квартире, занятой несколькими семьями (с учетом заболевания истца), а также при наличии указанных условий одновременно.

Между тем, жилое помещение, в котором проживает истец является изолированным, имеет жилую площадь 18 кв. м, что превышает учетную норму площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленную органом местного самоуправления.

1.3. Вывод суда: на основании п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, при наличии одновременно трех условий, а именно: в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, указанные лица не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, и проживают в квартире, занятой несколькими семьями.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Оренбургского областного суда № 33-3504/2016 от 5 мая 2016 г.

В этом деле гражданин обратился к местной администрации с иском о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и включении в списки граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилых помещений, признании права на внеочередное предоставление жилого помещения, обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке.

В обоснование указанных требований истец указал, что страдает заболеванием, входящим в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых совместное проживание граждан в одной квартире невозможно. При этом истец обратился в администрацию города с просьбой о постановке его на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения по п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ и предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке. В удовлетворении этого заявления администрацией города было отказано.

Отказывая в удовлетворении исковых требований гражданина суд пришел к выводу, что сам по себе факт наличия у одного из членов семьи собственника жилого помещения заболевания, включенного в Перечень, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378, не является основанием для предоставления вне очереди жилого помещения по договору социального найма, так как обязательным условием для реализации гражданином указанного права во внеочередном порядке является проживание в квартире нескольких семей, когда заболевание члена семьи истца делает невозможным проживание в данной квартире других семей, но не членов семьи истца, при условии отсутствия у него иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

2. Отказ в предоставлении земельного участка

2.1. Вывод суда: инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, подлежат обеспечению земельными участками для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке только в том случае, если они признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий или имеют основания для постановки на жилищный учет.

Этот вывод содержится в Определении Верховного Суда РФ от 04.02.2014 № 91-КГ13-7.

В этом деле гражданин обратился в суд с иском к администрации города о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным и возложении обязанности по предоставлению земельного участка, сославшись на то, что он является инвалидом и имеет право на первоочередное выделение земельного участка.

При этом истец обращался в администрацию города с заявлением о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства с указанием места расположения этого земельного участка, в чем ему было отказано в связи с отсутствием решения о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.

Суд, разрешая данный спор, указал, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, и соответственно, связано с нуждаемостью граждан, относящихся к данной категории лиц, в улучшении жилищных условий.

Таким образом, первоочередное обеспечение земельными участками инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, для индивидуального жилищного строительства является мерой социальной поддержки, направленной не на всех инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, а на тех относящихся к этой категории лиц, которые нуждаются в получении такой социальной поддержки как дополнительной гарантии реализации их жилищных прав, то есть на инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов, состоящих на жилищном учете или имеющих основания для постановки на жилищный учет.

С учетом изложенного по делам, связанным с правами инвалидов на первоочередное обеспечение земельными участками, одним из юридически значимых обстоятельств, имеющих юридическое значение и подлежащих установлению, является наличие или отсутствие нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Установление данного юридически значимого обстоятельства включает в себя как исследование вопроса состояния инвалида на жилищном учете, так и проверку наличия у инвалида оснований для постановки на учет нуждающихся в жилом помещении.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Пермского краевого суда № 33-8359/2016 от 25 июля 2016 г. (право инвалида претендовать на меру социальной поддержки в виде предоставления земельного участка для жилищного строительства может быть реализовано им только в случае необходимости улучшения его жилищных условий).

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда № 33-5328/2016 от 22 марта 2016 г. (право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации жилищных прав инвалидов, соответственно, связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий, в остальных случаях земельный участок предоставляется инвалиду, не признанному нуждающимся в улучшении жилищных условий, в общем порядке).

2.2. Вывод суда: возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ни другими федеральными законами не предусмотрена.

Такая возможность может быть предусмотрена лишь законом того или иного субъекта Российской Федерации.

Этот вывод содержится в Апелляционном определении Верховного Суда Республики Татарстан № 33-9208/2015 от 22 июня 2015 г.

В этом деле гражданин обратился к органу местного самоуправления с иском о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и компенсации морального вреда.

Истец обращался к ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно, однако орган местного самоуправления отказал истцу со ссылкой на отсутствие нормы закона, регламентирующей предоставление земельного участка инвалидам на бесплатной основе.

Суд, разрешая спор, указал, что на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Однако, возможность получения инвалидами земельных участков бесплатно нормами действующего законодательства, Земельным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена.

Отсутствуют правовые основания для предоставления инвалидам земельного участка бесплатно и в соответствии с земельным законодательством Республики Татарстан.

При этом суд отметил, что истец не лишен возможности реализовать свое право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства без проведения торгов в аренду.

Аналогичный вывод содержит Апелляционное определение Свердловского областного суда № 33-18770/2015 от 4 декабря 2015 г. (возможность получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено).

Бартов А.А. - Руководитель юридической клиники МОСИ.

Смотрите видео: Арендная плата за землю для инвалидов 200 000 руб. в год! (January 2020).