Вопросы к Юристу

Кто платит при - ДТП?

Попасть в ДТП всегда обидно и неприятно. Но вдвойне обиднее виновнику аварии, т.к. ему придется восстанавливать автомобиль за свой счет. Бывают ситуации, когда виновный в аварии водитель также может рассчитывать на получение страховой суммы денег, но это случается не часто.

В зависимости от того, на каких условиях застрахованы участники дорожного движения, будет определяться наличие или отсутствие возможности страховой выплаты для виновника ДТП. Если возмещение допускается, оно может быть полным или частичным. При подписании договора страхования в отношении водителя или автомобиля следует внимательно изучить приложенные правила, чтобы они не стали неприятным и неожиданным сюрпризом при наступлении страхового случая.

Нормативная база

К основным нормативным документам, которыми руководствуются инспекторы ГИБДД при оформлении дорожно-транспортных происшествий, а также работники СК при регистрации страхового случая и определения возможности страховой выплаты виновнику ДТП, относят:

  • Правила дорожного движения — свод правил, описывающих поведение на дороге, обязанности участников движения, их действия после аварии.
  • КоАП РФ — кодекс, в котором сформулированы наказания, следующие за нарушением ПДД (глава 12).
  • ФЗ-40 об ОСАГО — в этом законодательном акте прописаны все тонкости, связанные с оформлением ОСАГО, рассмотрением страхового случая и выплатой.
  • ГК РФ — этим кодексом придется руководствоваться в случае, когда страховая компания добровольно отказывается выплатить возмещение, и гражданин направляет исковое заявление в суд общей юрисдикции.

Оформляя происшествие, инспектор ГИБДД должен указать, кто именно нарушил правила, и по какому пункту. Также на месте, при необходимости, выписывается постановление о назначении административного штрафа, на основании КоАП РФ. На основании этих документов можно определить, кто является виновником в ДТП, а кто — пострадавшим.

Если повреждения автомобилей не слишком серьезные, и между водителями нет спора о том, кто нарушил правила, авария оформляется по принципу «европротокола», т.е. на месте и без присутствия инспекторов ГИБДД. Документальным подтверждением такого дорожно-транспортного происшествия будет являться заполненный бланк извещения о ДТП, который подписывают оба участника.

Когда виновнику ДТП положена страховая выплата?

Говоря о страховой выплате виновнику ДТП, можно выделить 3 варианта развития событий:

  • виновному водителю не выплачивают ничего (по полису ОСАГО),
  • участнику-виновнику ДТП присуждается частичная компенсация (по полису ОСАГО, чаще всего после решения суда),
  • инициатору аварии выплачивается полная стоимость ущерба (при наличии полиса КАСКО и соблюдении ряда условий).

Закон об ОСАГО уведомляет, что в случае ДТП денежная выплата положена тому участнику, который невиновен в произошедшем. То есть, если оба участника имеют только стандартные полиса ОСАГО, то виновное в аварии лицо не получит никакого материального возмещения. Кроме этого, при следующей покупке полиса, к такому водителю будет применяться повышенный коэффициент «бонус-малус», и страховка обойдется дороже.

По этой причине некоторые водители предпочитают не оформлять мелкие аварии официально, даже с использованием «европротокола», а стараются решить вопрос на месте. Для молодых водителей с маленьким стажем виновность в ДТП может повысить стоимость следующего полиса ОСАГО в 1,5 раза.

Платит ли страховая виновнику ДТП по ОСАГО?

В самом общем случае страховая компания не платит виновному водителю в ДТП возмещение по ОСАГО, т.к. это не предусмотрено Законом об ОСАГО ФЗ №40. Принцип этого закона состоит в том, что денежную компенсацию или направление на бесплатный ремонт получает лишь тот, кто невиновен в аварийном происшествии.

Случаются такие дорожно-транспортные происшествия, при которых не повреждаются другие машины, но портятся или уничтожаются разные элементы дороги, например:

В этой ситуации виновнику, даже если у него есть действующий полис ОСАГО, страховые выплаты также не назначаются. Но есть и свои плюсы — в пределах страховой суммы ( 400 тыс.руб.) возмещение будет выплачено владельцу имущества, обычно городскому хозяйству, страховой компанией. Если же ущерб превысит 400 тыс., то тогда виновнику ДТП придется платить разницу между реальными затратами на реконструкцию и максимальной суммой возмещения из своего кармана.

Но как же быть, если вина водителей обоюдная? Страховщики часто ссылаются на пункт 22 статьи 12 Закона об ОСАГО, где утверждается, что в таком случае доля вины каждого из водителей устанавливается судом, и исходя из этого, страховщики назначают суммы к страховой выплате обоим виновникам ДТП. На практике часто складывается так, что страховые компании до последнего уклоняются от выплат в случае, если дорожно-транспортное происшествие случилось из-за нарушения правил обоими водителями. Тогда компенсацию придется взыскивать в судебном порядке.

Когда страховая не выплатит компенсацию виновнику аварии?

Список условий, при которых СК не перечисляет страховую выплату виновному в ДТП, четко определен. К ним относится:

  • состояние наркотического или алкогольного опьянения,
  • управление ТС без наличия водительских прав или соответствующей категории,
  • управление ТС без согласия владельца (угон),
  • умышленное причинение вреда (наезд, столкновение),
  • побег с места ДТП.

В этих ситуациях, даже при наличии страховки КАСКО, рассчитывать на денежную компенсацию или оплаченный ремонт не придется. Если же ответственность водителя была застрахована только по обязательному полису страхования ответственности ОСАГО, то здесь будет применяться правило регресса.

Согласно ст.14 ФЗ об ОСАГО, страховщик имеет право требовать с виновника ДТП всю сумму выплаченного ущерба в порядке регресса. На практике это означает, что пострадавшему человеку будет выплачена вся сумма (в установленных пределах). После этого юридический отдел компании-страховщика составит претензию виновному участнику дорожно-транспортного происшествия, в которой потребует добровольно выплатить указанную сумму на счет СК. В случае отказа виновника от перечисления денег, компания оставляет за собой право подать исковое заявление в суд.

Несмотря на то, что регресс — это право, а не обязанность, любая страховая компания старается прибегать к этому праву максимально часто. Если авария произошла по причинам, указанным выше, виновному участнику следует сразу готовиться к тому, что ему придется выплатить всю сумму ущерба в ДТП, и любой полис страхования здесь не поможет.

К сожалению, все чаще и чаще случаются ситуации, когда при оформлении дорожного происшествия полис ОСАГО виновного участника оказывается недействительным, или его ответственность не застрахована в принципе. Административный штраф за такую оплошность невелик (800 руб., согласно ст.12.37 КоАП РФ), но в таком случае у невиновного водителя возникает большая проблема, как возместить причиненный ему ущерб. ФЗ-40 «Об ОСАГО» не регламентирует такую ситуацию, т.е. здесь следует руководствоваться ГК РФ и обращаться напрямую к виновнику, а после — в суд.

Если в случае аварии был причинен вред здоровью потерпевшему, а причинитель вреда не имеет полиса ОСАГО, или скрылся и не был найден, то в этой ситуации закон на стороне пострадавших. Компенсационную выплату они могут получить в РСА, подав соответствующий комплект документов.

Заключение

Таким образом, на вопрос о том, положена ли денежная выплата виновнику ДТП, нет однозначного ответа. Все зависит от условий аварии, от наличия полисов ОСАГО и КАСКО, от отсутствия отягчающих обстоятельств. Больше всего шансов получить выплату у виновного участника есть в том случае, если его автомобиль застрахован по КАСКО. Однако и тут есть свои нюансы, которые могут снизить или вовсе обнулить сумму возмещения.

Кто платит при ДТП?

Если рассматривать этот вопрос с точки зрения здравого смысла, то становится очевидно, что оплачивать результаты ДТП должен водитель (или другой участник дорожного движения), который является виновником этого события.

Примерно то же самое закреплено и в Российском законодательстве, а именно в гражданском кодексе Российской Федерации.

Для начала давайте рассмотрим статью 1079, которая называется "ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих" и относится как раз к автомобилям и ДТП:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

Итак, прочитав подробно текст первой части статьи 1079 можно сделать вывод о том, что в случае столкновения двух автомобилей каждый из их водителей (т.е. владелец, или лицо управляющее автомобилем на праве аренды, или лицо управляющее автомобилем по доверенности) должен возместить вред, причиненный автомобилем.

В нашем случае с ДТП это можно рассматривать следующим образом: каждый из владельцев автомобилей оплачивает ремонт чужого автомобиля.

Однако на практике не всегда оба водителя оплачивают друг другу ремонт, и это в полной мере соответствует здравому смыслу. Ведь в ДТП не всегда виноваты оба водителя (не всегда оба водителя нарушают правила дорожного движения). Довольно часто виновником является лишь один водитель, и именно он и должен оплачивать ремонт чужого автомобиля.

Об этом можно судить на основании статьи 1083 гражданского кодекса:

Статья 1083. Учет вины потерпевшего и имущественного положения лица, причинившего вред

2. Если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен.

При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения должен быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано, если законом не предусмотрено иное. При причинении вреда жизни или здоровью гражданина отказ в возмещении вреда не допускается.

Т.е. водитель, который двигался по дороге спокойно, никого не трогал и, что самое важное, не нарушал правил дорожного движения, не должен возмещать ремонт автомобиля, водитель которого виноват в ДТП.

Зато вот виновный в ДТП водитель должен оплатить ремонт в полной мере. На практике обычно оплата ремонта осуществляется с использованием полиса обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО), но страхование - не тема этой статьи, поэтому на нем останавливаться подробно не будем.

Что касается ремонта автомобиля самого виновника, то его оплачивать должен он сам по собственному желанию и только из собственного кармана.

Причинение вреда третьим лицам в результате ДТП

Кто такие третьи лица, откуда они взялись в ДТП и почему им был нанесен вред? Третьими лицами могут быть, например, пассажиры автомобилей, случайно задетые во время столкновения пешеходы или водитель третьего автомобиля, который не нарушал ПДД.

Так вот, ущерб третьим лицам возмещается водителями автомобилей солидарно, т.е. совместно. Об этом говорится в части 3 статьи 1079 гражданского кодекса:

Статья 1079. Ответственность за вред, причиненный деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих

3. Владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников (столкновения транспортных средств и т.п.) третьим лицам по основаниям, предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи.

Так что пешеходы и пассажиры автомобилей, получившие вред в результате ДТП, могут требовать возмещения ущерба от водителей транспортных средств.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.Такая ситуация,я продала автомобиль(составили договор купли-продажи),новый хозяин совершает ДТП(по его вине),но на себя оформить машину он еще не успел. Максимальная выплата 120000 тысяч рублей,ущерб больше 150000 тысяч рублей. Подскажите пожалуйста кто должен выплачивать недостающую сумму. Спасибо

Остаток ущерба будет возмещать новый владелец ТС. У Вас есть ДКП, подтверждающий, что он новый собственник.

Здравствуйте! Подскажите как мне поступить в этом случае : 27 января муж взял машину съездить по делам, я в это время была на работе. Страховка закончилась 25 января. И в этот день он врезается в дорогую иномарку ( государственную машину). Вызвали инспекторов ГАИ и был составлен протокол. Сегодня пришла бандероль, это документы поданные в суд, где ответчиком выступаю Я, т.к. машина зарегистрирована на меня. И ущерб должна выплачивать я ( сумма оч приличная). Муж не против сам выплачивать постепенно сумму, как мне вину снять с себя.

Светлана, здравствуйте.

Статья 1079 Гражданского кодекса:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).

На практике требования о возмещении вреда должны предъявляться к Вашему мужу, т.к. он управлял автомобилем в момент ДТП.

Поскольку пока что Вы выступаете ответчиком, Вам нужно заменить ответчика. Для этого нужно составить соответствующее ходатайство и подать его в суд. Рекомендую по поводу данного документа проконсультироваться с грамотным адвокатом.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте у меня было ДТП месяц назад, Виновника увезли на скорой теперь дело очень долго крутят, у него нету страховки, сейчас ведут судмедэкспертизу, и при этом дело продлили до декабря, и кто виноват в даном дтп не говорят так как говорят будет выяснена виновность после этой экспертизы, хотя если так подумав я двигался прямо под зелёный сигнал светофора, а другой участник выехал прямо мне в лоб совершая манёвр. Пострадавший уже без больничного, но я не понимаю что так долго, и кто будет оплачивать лечение.

Добрый день. произошло ДТП в котором пострадала моя машина. виновный водитель не имел водительского удостоверения и страховки управляя чужим транспортным средством. по решению суда виновным был признан собственник ТС. как выяснилось после суда, виновник как два года назад умер. машина виновника в угоне со слов наследника собственника, но заявить угон наследник не может так как у него отсутствуют документы на право собственности. вступать в наследство транспортного средства он не хочет так как на него может быть возложено возмещение ущерба. кто должен возместить ущерб? спасибо.

Александр, здравствуйте.

Человек, который был за рулем второго автомобиля в момент ДТП, является его виновником. К нему и предъявляйте все претензии. Если нет страховки, то обращайтесь в суд.

Я не понял, почему суд назначил виновником ДТП человека, которого вообще на месте этого ДТП не было. Напоминает анекдот: "Столкнулись на перекрестке машина генерала МВД и подполковника ФСБ. Виновником был признан сотрудник ГИБДД, оформивший данное происшествие".

Удачи на дорогах!

Здравствуйте. Произошло дтп в котором мой автомобиль не пострадал , а вот другая машина врезалась в забор. На крестообразном перекрестке с горящим поворотником на лево заехал на перекресток сбавив скорость на мигающий зеленый цвет светофора (дело было зимой, был гололед ) и доехал до середины (полной остановки не было) Совершил маневр на лево на желтый цвет светофора. Не проехав и метра услышал сигнал гудка автомобиля что двигался по встречному пути,я старался уйти от удара как и он. К сажалению от маневров он попал в забор и помял бампер и выбил фару. Вызвали гаи, мене выписали штраф за то что не уступил дорогу тс (с приоритетом ). Что может сделать второй водитель ? И ждать ли мне что нибудь плохого? Или же штраф и я свободен.(осаго было у обоих)

Степан, здравствуйте.

Вы правильно сделали, что не покинули место ДТП. В похожих ситуациях водителей, которые стали причиной ДТП, но не участвовали в столкновении и уехали с места ДТП лишают прав.

Что касается последствий. Если виновником ДТП будете признаны Вы, то страховая компания выплатит второму водителю стоимость ремонта по ОСАГО. В этом случае в следующем году стоимость Вашего ОСАГО возрастет.

Удачи на дорогах!

Безответственный водитель, сдавая задом и не смотря куда едет, (ездит без страховки), наносит ущерб моему автомобилю. Закон не предусматривает административного правонарушения за езду задом, поэтому к ответственности ее призвать сложно. Как быть и что делать? Куда обращаться, что будет основанием для иска о возмещении ущерба?

Закон не предусматривает административного правонарушения за езду задом, поэтому к ответственности ее призвать сложно.

Это откуда такое неверное заявление.

Попала в автоаварию на КАД. Сразу после аварии была в жутком стрессе, вплоть до того, что не могла уже вести самостоятельно автомобиль до ДПС и не понимала вообще куда надо ехать для составления заявления о ДТП. В дополнение ко всему упавшие на пол очки разбились (дальнозоркость). На место дтп подъехал мой знакомый, выяснил куда надо ехать, затем на пункт приехала подруга и писала заявление за меня. Второй водитель уже написал заявление и по словам подруги она писала мое со слов инспектора ДПС, я была не в состоянии собраться, к тому же один из инспекторов оказывал давление "пишите быстрее, что тут расселись, нам пора уезжать" - в итоге мне был приписан маневр на съезд, хотя никакого маневра я не совершала - я замешкалась, увидев, что проезжаю съезд, машина тормозила двигателем (скорость

80 км/ч). Но двигалась я однозначно по крайней правой полосе (пропустила переходную полосу на съезд, поняла, что съезд тоже пропускаю, поэтому была на секунду в замешательстве). Было темно и дождь с колеей, на которой, естественно, я подруливала, чтобы не попасть в колею, заполненную водой, а ехать по "промежуткам". Тут я получила удар в заднюю часть машины (в правую часть, но не сбоку и не с угла, удар именно сзади, немного по косой), в то время как другая машина врезалась в меня центром переднего бампера, что лишь подтверждает - я была на полосе. Я, затормозив, сразу отъехала в "карман" к отбойнику и встала на аварийках. Замечу, я не пересекала никаких полос на почти перпендикулярный съезд, после чего невозможно было бы даже отъехать к отбойнику, я была бы уже в отбойнике! На дознании я узнала, что второй водитель написал в заявлении, что я появилась слева! Откуда слева, не пояснил, но предположительно с центральной полосы! Получить такой удар, минуя правую крайнюю полосу с центральной (участок КАД трехполосный) и якобы уезжая на съезд, я ни физически, ни геометрически никак бы не могла - как минимум получила бы удар в бок автомобиля, но не в заднюю его часть. Ни о каких моих перестроениях другой водитель подробно не писал. Мой автомобиль на момент аварии был полностью технически исправен - все огни, фары работали идеально и, утверждаю, что двигалась я по той же полосе, что и машина за мной, которая врезалась. После аварии, я предложила поставить свою аварийку сзади того автомобиля, чтобы не устроить в темноте еще чью-то аварию (его автомобиль стоял на крайней правой у съезда, почти перегораживая съезд, что подтверждает - авария произошла уже почти по окончанию съезда и сделать такую петлю перед длинным грузовиком я бы вряд ли смогла на легковом "автомате"), но водитель проигнорировал мое предложение. Затем он, воспользовавшись моим стрессом, попросил подвинуть мой автомобиль и сам заехал в карман. Инспекторы ДПС появились после, они не замеряли тормозной путь обеих машин, не фотографировали место аварии (часть моей расколотой правой фары валялась на полосе). Только сфотографировали повреждения, который утверждал, что виновата я, и уехали в пункт ДПС, куда подъехала где-то через час я. Меня обвинили уже на пункте ДПС, объяснив это, что у того водителя стаж 33 года (у меня 4, которые проездила безаварийно) На дознавание тот водитель не явился. Как поступить в подобной ситуации? Нужно ли делать трасологическую экспертизу и возможно ли это по месту аварии, по геометрии шоссе и съезда и по повреждениям автомобилей уже после аварии?

Надежда, к сожалению, на месте ДТП Вы не собрали доказательства (не сделали фотографии автомобилей после столкновения). Что в итоге написано в документах о ДТП также не понятно. Могу порекомендовать Вам только обратиться к грамотному адвокату, который изучит имеющиеся материалы дела и подскажет, что предпринять.

Удачи на дорогах!

Надежда, сделайте автотехнику. Она установит кто был виноват. Спецы по фото определят кто и как ехал. Затем пишите жалобу в суд и там с результатами подробно описывайте ситуацию. Имейте ввиду, что первый суд вы можете проиграть, но его решение ничего не стоит. Пишите дальше и следующая инстанция уже должна вынести объективное решение.

Виновник ДТП (байкер) получил травмы. Меня, участника ДТП (ВИНЫ НЕТ), в которого влетел байкер предупредили, что возможно мне придется оплачивать его лечение. КАК ТАК?

Алексей, статья 1079 ГК РФ:

1. Юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п., осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 настоящего Кодекса.

Скорее всего Вас предупредили из-за того, что окончательное решение по поводу виновника ДТП не принято. Мотоцикл является точно таким же источником повышенной опасности.

Удачи на дорогах!

Здравствуйте.В результате дтп,моя машина снесла забор,виновником признана другая машина(у них отсутствует страховка).Кто должен возместить стоимость собранного забора.

Евгения, здравствуйте.

Возместить причиненный ущерб должен виновник ДТП, т.е. водитель второго автомобиля. Если страховки нет, то он будет платить "из своего кармана".

Смотрите видео: Взыскание ущерба с виновника ДТП (October 2020).