Вопросы к Юристу

Если представишься чужими персональными данными

Каждый гражданин имеет персональные данные, которые не подлежат разглашению посторонним лицам. Чтобы получить доступ к этим сведениям, требуется предварительное согласие субъекта. Но в некоторых случаях эта информация может выдаваться без предварительного получения одобрения от гражданина.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - просто позвоните, это быстро и бесплатно !

Разглашение информации третьим лицам

Персональными данными является информация, имеющая непосредственное отношение к физическому лицу. Под предоставлением этих данных подразумеваются действия, направленные на выдачу подобной ограниченной информации одному или нескольким лицам.

Получение подобного запроса может произойти как от организаций, представляющих трудовое законодательство (налоговые органы, пенсионный фонд и т.д), так и от представителей полиции или прокуратуры. Последний случай объясняется участием в уголовном или административном процессе. При этом согласие гражданина на предоставление этих сведений не требуется.

Правила рассмотрения обращений от субъектов или их представителей

Рассмотрение названных обращений называется — регламентом по реагированию на запросы субъектов персональных данных или их представителей и занимается ими начальник, заместитель или уполномоченное должностное лицо, в число обязанностей которых входит обработка персональных сведений. Данные должностные лица обеспечивают:

  1. Своевременное, объективное и всестороннее рассмотрение документа.
  2. Отправку ответов в письменной форме по существу запроса.
  3. Принятие мер для восстановления или защиты нарушенных прав и интересов субъекта.
  4. Все поступающиеся запросы фиксируются в день поступления. На бумагах ставится штамп с указанием даты и входящего номера.

Документ прочитывается и проверяется на повторность. В некоторых случаях сверяется с прошлой перепиской (если таковая есть). При наличии обращений в прошлом, запрос может быть повторен спустя 30 дней после последнего обращения.

Во время рассмотрения запроса должностным лицам следует:

  1. Разобраться в существе требования, при необходимости попросить дополнительные данные или отправить работников для проверки информации, изложенной в поступившем документе, принять иные меры для решения поставленных вопросов, обнаружения и устранения причин и условий, вызвавших нарушение закона о ПД.
  2. Принимать законные и обоснованные решения, а также обеспечить качественное и своевременное их выполнение.
  3. Уведомлять письменно заявителей о принятых решениях, ссылаясь на законодательство РФ. При отклонении запроса – объяснить порядок обжалования полученного результата.
  4. Организация должна уведомить субъект или официального представителя о наличии информации о персональных данных данного гражданина, и предоставить право ознакомления со сведениями, при обращении в течении месяца с даты получения запроса.

При отказе в предоставлении указанной в обращении информации о выбранном субъекте, уполномоченные должностные лица должны предоставить мотивированный ответ в письменной форме со ссылкой на часть 8 ст. 14 Федерального закона или иного закона, который может послужить основание для отказа, в течении 30 дней со дня обращения или с даты получения запроса.

Кому можно предоставлять личные сведения?

Получить названные сведения на основе законодательства имеют право:

  • Фонд социального страхования РФ.
  • Налоговые органы.
  • Федеральная инспекция труда.
  • Пенсионный фонд РФ.
  • Иные органы государственного контроля и надзора за выполнением трудового законодательства.

В этих случаях не требуется получения нового согласия со стороны субъекта, кроме того, что было предоставлено работодателю.

Имеют ли право их запрашивать определенные органы и какие?

В пункте выше уже были указаны организации, которые по закону имеют право на получение информации. Однако существуют другие лица и организации, которые могут затребовать персональные сведения.

Названные лица имеют право запрашивать любые данные, значимые для дела:

  • Справки от уполномоченных лиц.
  • Сведения о деятельности гражданина.
  • Характеристики.

Но не вся информация подлежит разглашению. Адвокат может получить отказ в следующих случаях:

  • Лицо, к которому поступил запрос, не обладает этими документами.
  • Нарушены требования по форме запроса.
  • Сведения имеют ограниченный доступ (коммерческие, государственные или личные тайны).

Сотрудники полиции

В соответствии с п.4 ч.1 ст.13 Федерального закона от 07.02.2011 «О Полиции», сотрудник имеет право при расследовании уголовных дел или административных правонарушений, а также при проверке заявлений о возможных нарушениях, запрашивать и получать персональные данные граждан на безвозмездной основе. Подобные обращения должны быть мотивированы. При передаче этих персональных данных работникам полиции по их запросу, согласие самих граждан не нужно.

Следователи прокуратуры

В федеральном законе от 23.07.2013 № 205 статья 1 «О прокуратуре РФ» была дополнена пунктом, который расширяет права организации на получение доступа к информации, в число которой входят и персональные сведения. Обработка поступивших данных в установленных законом РФ случаях проводится органами прокураторы из-за осуществления прокурорского надзора.

Содержание документа

Это документ должен составляться в соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ «О персональных данных». В документе следует указать следующую информацию:

  • ФИО субъекта, сведения о котором необходимо предоставить, или его официального представителя.
  • Номер документа, удостоверяющего личность человека, дата получения и орган, который его выдал.
  • Дата написания запроса и подпись 3-й стороны, т.е тех от кого он исходит.

Составление документа выполняется по следующему алгоритму:

  1. Прописывается шапка запроса (с указанием того, кто направляет документ и его идентификационные данные).
  2. Кому предназначается данный запрос (наименование и адрес организации).
  3. Содержание (указываются причины, по которым требуется предоставить выбранные сведения и их обоснование в соответствии с фактами и законодательством).
  4. Подпись и печать отправляющего органа.
  • Скачать бланк запроса персональных данных 3-й стороны
  • Скачать образец запроса персональных данных 3-й стороны

Ответное обращение

В ответ на поступивший запрос требуется составить ответное обращение, в котором должна содержаться следующая информация:

  1. Название органа, от которого поступил запрос.
  2. Наименование и адрес оператора.
  3. Гражданство сотрудника, чьи данные были затребованы.
  4. ФИО, паспортные данные субъекта, адрес регистрации.
  5. Занимаемая должность.
  6. Сведения о трудовой деятельности в соответствии с отметками в трудовой книге (прилагаемые номера приказов также записываются).
  • Скачать бланк ответного обращения на запрос персональных данных
  • Скачать бланк ответного обращения на запрос персональных данных

Во время отправления ответа нельзя нарушать конфиденциальность передаваемой информации, поэтому бланк с соответствующими сведениями должен заполняться и отправлять уполномоченным лицом – оператором.

Получить персональную информацию могут многие законодательные органы без предварительного разрешения со стороны субъекта. Причиной этому может служить участие в уголовном или административном процессе. Также многие организации, связанные с трудовым законодательством, имеют право запрашивать эти данные у работодателя.

Защита персональных данных: какие сведения не вправе разглашать бухгалтер

Например, запросивший персональные данные не является государственным инспектором труда, прокурором, сотрудником правоохранительных органов или органов безопасности и т. п., — нет письменного согласия работника на предоставление сведений о нем лицу, обратившемуся с запросом.

Если сотрудник не дал согласие на передачу персональных сведений никому из родственников, работодатель или его представитель не вправе передавать персональные данные работника его жене.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

на юридических лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без письменного согласия субъекта, когда это необходимо, либо обработка данных с нарушением требований к составу сведений, включаемых в такое согласие Административный штраф:

  1. на граждан – от 3 тыс. до 5 тыс. руб.,
  2. на юридических лиц – от 15 тыс. до 75 тыс. руб.
  3. на должностных лиц – от 10 тыс. до 20 тыс. руб.,

Невыполнение оператором обязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к политике обработки персональных данных Предупреждение или административный штраф:

  1. на граждан – от 700 до 1 тыс. руб.,
  2. на должностных лиц – от 3 тыс.

до 6 тыс. руб., на индивидуальных предпринимателей – от 5 тыс.

Разглашение персональных данных — ответственность по закону

При квалификации неправомерности этих действий способ разглашения не играет никакой роли. Наказание подразумевает:

  1. арест (до 4 месяцев).
  2. штраф до 200 000 т.р.,
  3. исправительные работы вплоть до 12 месяцев,
  4. штраф, соразмерный доходам правонарушителя за последние полтора года,
  5. обязательный объем работ (120- 180 часов),

Если данный вид уголовно наказуемого преступления был совершен человеком, использующим свое служебное положение, предусмотрены следующие меры наказания:

  1. штраф, соответствующий сумме полученных доходов и прибыли за последние 1-2 года,
  2. запрет на занимание конкретных должностей и выполнение определенной деятельности вплоть до 5 лет,
  3. арест (4-6 месяцев).
  4. денежное взыскание (до 300 000 т.р),

Уголовному и административному наказанию подлежит как руководитель учреждения, признанный виновным в факте распространения персональных данных работника, так и должностное лицо, выполнившее это распоряжение самостоятельно.

Ответственность за незаконное использование чужих персональных данных

влечет наложение административного штрафа.

КоАП РФ. Статья 5.39. Отказ в предоставлении гражданину информации Неправомерный отказ в предоставлении гражданину собранных в установленном порядке документов, материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо несвоевременное предоставление таких документов и материалов, непредоставление иной информации в случаях, предусмотренных законом О персональных данных , либо предоставление гражданину неполной или заведомо недостоверной информации влечет наложение административного штрафа Уголовный Кодекс РФ (УК РФ) УК РФ. Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни 1.

Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации — наказываются штрафом, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев.

Кража информации сотрудниками по УК РФ

Это можно сделать:

  1. направив заявление в электронной форме,
  2. направив заявление почтой,
  3. на личном приеме у руководителя (его зама) местного Управления Роскомнадзора.

Непосредственно хищениями данная структура не занимается, но проводит проверки исполнения требований Закона № 152-ФЗ, в том числе в части использования личной информации сторонними лицами.

Заявление будет проверено, по его результатам возможна передача сведений в правоохранительные структуры. Если ответ Роскомнадзора заявителя не устроит, он может его обжаловать в вышестоящую структуру.

Обратиться с заявлением о нарушении своих прав в рамках Закона № 152-ФЗ можно и в прокуратуру. Будет организована проверка, в которой, возможно, обяжут участвовать и Роскомнадзор.

Ответственность за разглашение персональных данных административная и уголовная.

Федеральный закон РФ от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных»

13.11 КоАП, виновным грозит предупреждение или штраф. Его размер составляет:

    для физлиц – 300-500 руб.,для юрлиц – 5-10 тыс. руб.,для служащих – 500-1000 руб.

13.12 КоАП указывается на обязательные признаки, при наличии которых может наступить ответственность за разглашение персональных данных.

Эти критерии определяют состав проступков, подпадающих под указанную норму.

Подписывать ли согласие на обработку персональных данных?

Общедоступная информация может использоваться свободно в рамках закона, а также в соответствии с общепринятыми канонами морали и этики. Исключение — обработка информации в рамках уголовного дела, в ходе оперативно-розыскной деятельности, в целях установления личности при отсутствии документов (в основном касается биометрических данных) и в прочих подобных ситуациях.

В таких ситуациях согласия на обработку персональных данных не требуется.

Контактные лица заемщика

Практика выработала, как минимум, три способа юридического оформления обработки персональных данных в приведенной ситуации, которые будут рассмотрены в настоящей статье.

Для начала определимся с юридической составляющей вопроса. В настоящей статье не рассматривается вариант, при котором заемщик действует как представитель контактного лица на основании доверенности.

Во-первых, такой вариант прямо вытекает из закона, во-вторых, он вряд ли возможен в большинстве типичных сделок профессионального кредитора, поскольку оригинал доверенности с подписью контактного лица большинство заемщиков представить не могут. Суть проблемы. Во-первых, в описанном выше примере персональные данные субъ- екта получаются без его согласия от третьего лица. При этом в соответствии с ч. 1 ст.