Вопросы к Юристу

Проблема иностранных нко в россиии

Дата размещения статьи: 01.04.2014

Сегодня в России единственным подлинным институтом, выполняющим роль посредника в коммуникативном процессе между государством и обществом, являются некоммерческие организации , что, безусловно, не означает отсутствие в этой составляющей компоненте гражданского общества проблем.
--------------------------------
Косов Г.В., Паслер О.В. Модели взаимодействия гражданского общества и государства в глобальной общественно-политической системе: Монография / Под ред. А.А. Вартумяна. Ставрополь: Ставрополит, 2010. С. 147.

Функционирование некоммерческих организаций позволяет удовлетворять различные политические, социальные, духовные потребности значительного круга лиц (учредителей, участников, членов организаций, благополучателей и пр.). Взаимодействуя с государством особым образом, они вносят весомый вклад в демократию общества, в укрепление механизма его саморегуляции. В таких условиях существенным фактором, оказывающим влияние на состояние гражданского общества и затрудняющим его развитие, становится несовершенство законодательства о некоммерческих организациях . Так, в Федеральных законах от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" предусмотрен достаточно большой перечень оснований для отказа в регистрации таких организаций, среди которых: учредительные документы противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, ранее зарегистрирована некоммерческая организация с таким же наименованием, наименование некоммерческой организации оскорбляет нравственность, национальные и религиозные чувства граждан, необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью либо представлены в ненадлежащий орган, выступившее в качестве учредителя некоммерческой организации лицо не может быть учредителем в соответствии с законом, установлено, что в представленных для государственной регистрации документах содержатся недостоверные сведения.
--------------------------------
Сойфер Т.В. Социальные реформы и их влияние на развитие гражданского общества в РФ: гражданское общество в эпоху глобальной информатизации // Доклады и материалы III международной молодежной научной конференции / Под ред. Т.А. Сошниковой. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2011. С. 89.

В государственной регистрации отделения иностранной некоммерческой организации может быть также отказано по следующим основаниям: если цели создания отделения иностранной некоммерческой организации противоречат Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации, если цели создания отделения иностранной некоммерческой организации создают угрозу суверенитету, политической независимости, территориальной неприкосновенности и национальным интересам Российской Федерации, если ранее зарегистрированное на территории Российской Федерации отделение иностранной некоммерческой организации было ликвидировано в связи с грубым нарушением Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации.
Нечеткость формулировок оснований для отказа в регистрации некоммерческих организаций на практике дает возможность регистрирующим органам по-разному интерпретировать нормы закона.
Нельзя не сказать о сроках регистрации некоммерческой организации. Государственная регистрация коммерческих организаций и физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган , а регистрация некоммерческой организации - в течение тридцати дней . Это достаточно длительное время, даже несмотря на взаимодействие между Министерством юстиции Российской Федерации (далее - Минюст РФ) и Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций . Считаем, что срок регистрации некоммерческих организаций возможно уменьшить до десяти рабочих дней.
--------------------------------
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3431.
Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 3. Ст. 145, Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в ред. Федерального закона от 20 июля 2012 г. N 121-ФЗ) // Российская газета. 25.05.1995.
Приказ Минюста РФ от 12 ноября 2010 г. N 343 "О порядке взаимодействия Министерства юстиции РФ с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" // Российская газета. 31.12.2010.

Следующий момент касается государственной пошлины за регистрацию юридических лиц. Государственная пошлина за регистрацию и коммерческой, и некоммерческой организаций составляет 4000 руб.
Известно, что коммерческие организации изначально создаются для извлечения прибыли, и высокая государственная пошлина за их регистрацию, на наш взгляд, оправданна. Некоммерческие организации, как известно, преследуют другие цели и могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Государственную пошлину за регистрацию некоммерческой организации нужно снизить до 2000 руб.
Отметим, что за регистрацию политической партии государственная пошлина составляет 2000 руб., а за регистрацию физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, так же как и коммерческой организации, изначально создаваемой для извлечения прибыли, - всего 800 руб. .
--------------------------------
Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" (в ред. Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

Кроме этого, некоммерческие организации по сравнению с коммерческими несут так называемую дополнительную нагрузку, выражающуюся в сдаче дополнительной отчетности. Так, общественное объединение обязано: ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с указанным отчетом, информировать Минюст РФ об объеме получаемых общественным объединением от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, о целях их расходования или использования и об их фактическом расходовании или использовании по форме и в сроки, которые устанавливаются Минюстом РФ, ежегодно информировать Минюст РФ о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, представлять по запросу Минюста РФ решения руководящих органов и должностных лиц общественного объединения, а также годовые и квартальные отчеты о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в налоговые органы и др.
Совершенно нецелесообразно предоставление сведений, уже имеющихся в налоговых органах. Минюст РФ может получать данную информацию в рамках взаимодействия с Федеральной налоговой службой.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок названных сведений является основанием для обращения Минюста РФ в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Как видим, за несоблюдение обязанностей общественное объединение подлежит достаточно суровому наказанию.
Есть и некоторые положительные моменты. К примеру, начиная с 1 января 2010 г. от необходимости подавать отчеты в Минюст РФ освобождены некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, в случае если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до 3 млн. руб. . Данные организации ограничиваются сообщением о продолжении деятельности, подготовленным в свободной форме.
--------------------------------
Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 170-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" // Российская газета. 22.07.2009.

Однако данное нововведение поставило в невыгодное положение не только организации с иностранными участниками или финансированием, но также и общественные объединения. И если к первым в России всегда относились с осторожностью, то почему в таком положении остались вторые - совершенно неясно. Для соблюдения конституционного принципа равноправия необходимы соответствующие изменения и в Федеральный закон "Об общественных объединениях".
На основе сказанного будет справедливым вывод о том, что российское законодательство недостаточно способствует развитию некоммерческих организаций как важного сектора гражданского общества.
Всемирное движение за демократию, в своем отчете выделяя юридические препятствия на пути гражданского общества, относительно нашего государства пишет следующее: ". в России законодательство о неправительственных организациях разрешает правительственным органам требовать представления всей финансовой, рабочей и внутренней документации в любое время и безо всяких ограничений, а также направлять государственных представителей на мероприятия и собрания организации (включая собрания, посвященные внутренним делам или определению стратегии работы)" .
--------------------------------
На защите гражданского общества: отчет Всемирного движения за демократию. URL: http://www.library/ defending_civil_society (дата обращения: 23.08.2012).

Считаем, что для становления гражданского общества в Российской Федерации необходимо использовать опыт развития и поддержки некоммерческих организаций других стран. В большинстве развитых стран проблемы перегруженности некоммерческих организаций и контролирующих их деятельность органов отчетностью не существует: избыточную информацию, не связанную с бонусами и преференциями некоммерческих организаций, там не запрашивают. К такому выводу пришли эксперты Международного центра некоммерческого права (ICNL) во время подготовки общего обзора законодательства о некоммерческих организациях Бельгии, Болгарии, Хорватии, Франции, Германии, Венгрии, Латвии, Румынии и Польши. Соответствующие данные в налоговые органы и другие ведомства некоммерческие организации этих и многих других стран подают в том же объеме, что и коммерческие структуры. Дополнительная обязательная отчетность некоммерческих организаций может быть связана с налоговыми послаблениями, причем они вправе отказаться от льгот (а значит, и от дополнительных отчетов). Те некоммерческие организации, которые получают налоговые бонусы, отчитываются только о своей финансовой деятельности, а не о ее содержании. Такая отчетность способствует профилактике злоупотреблений налоговыми привилегиями. Содержательная отчетность является обязательной для некоммерческих организаций лишь в том случае, если их деятельность связана с получением лицензии, таможенными процедурами, валютными трансакциями и т.д. .
--------------------------------
Обязательная и публичная отчетность некоммерческих организаций: природа, предназначение, отличия // АСИ, РИНТИ. URL: http://www.infoipi.ru/smi/ smi_doc/otchetnost'_nko.htm (дата обращения: 05.08.2013).

В России существует огромная проблема на пути к становлению и развитию современного правового демократического государства и стабильно развивающегося гражданского общества. Изменение законодательства о некоммерческих организациях - одна из предпосылок решения этой проблемы.
Сегодня российское законодательство ориентировано прежде всего не на упорядочение и стимулирование деятельности некоммерческих организаций, а на минимизацию рисков от их деятельности . Необходимо больше доверия к гражданскому обществу.
--------------------------------
Косов Г.В., Паслер О.В. Указ. соч. С. 167.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

К вопросу о разграничении политического и социального в деятельности российских негосударственных некоммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Политика и политические науки»

Содействуя государствам в решении этих и других социальных задач, НКО таким образом становятся участниками и даже акторами политической сферы, если трактовать политику в широком смысле, как «искусство жить вместе».

Однако политика, помимо гуманистического, воплощается и в крайне прагматическом измерении, всегда являясь сферой борьбы за власть. И НКО, выполняя ряд несомненно важных для общества социальных функций, не могут оставаться вне «политических игр». Особенно проблема политической ангажированности актуальна для межправительственных (международных) НКО, филиалы и представительства которых © Гимазова Ю.В., Омельченко Н.А., 2015 1 Издание подготовлено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда.

Совет при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека

В списке Росфинмониторинга в 2014 году находилось 4124 НКО, сказали в пресс-службе ведомства. В пресс-службе Минюста не смогли оценить, сколько НКО из их списка реально работает. В министерстве отметили только, что

«на 2015 год территориальными органами Минюста России запланировано проведение 6296 проверок некоммерческих организаций»

Член президентского Совета по правам человека (СПЧ) Елена Тополева-Солдунова отмечает, что реально в реестре иностранных агентов оказались НКО социально ориентированные,

«которые занимаются трудовыми правами, экологией, социологией»

«Значимость и влияние интернета постоянно растут.

Нужно использовать Интернет как драйвер для развития страны!» В. Путин, 21.12.2015

Различие двух типов НКО по отношению к их участию в политике позволяет в дальнейшем дифференцированно работать с разными некоммерческими организациями. Как правило, чем меньше правозащитная или любая другая НКО занимается деятельностью, близкой к политической, тем больше налоговые льготы.

В то же время степень определения политической компоненты – вещь трудноопределимая, что и приводит к различным коллизиям.

Amnesty: независимые НКО в России на грани исчезновения

Часто НКО предоставляют людям услуги, которые по тем или иным причинам не смогло предоставить государство, например, юридическое представительство или психологическую поддержку для жертв дискриминации или насилия. Сейчас в , который ведет минюст, числится 148 НКО.

За все время только у 19 из этих организаций получилось доказать в суде, что они отказались от иностранного финансирования и что их можно исключить из реестра.

Тем не менее даже они не смогли избавиться от ярлыка «агента», поскольку из реестра их не удаляют, а лишь ставят пометку в графе «причина исключения [из реестра]», что НКО перестала выполнять функции «агента». Определение политической деятельности в законе так широко, что «агентами» становятся экологические НКО, организации, которые занимаются мерами по профилактике эпидемий ВИЧ/СПИД, борцы с пытками в тюрьмах, социологические службы.

Ключевые проблемы правового регулирования НКО по законодательству РФ (Сухарев А.А.)

50 Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральном законе от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (в ред. от 21.07.2014), можно выделить следующие формы некоммерческих организаций в России:1) общественные организации (объединения),2) религиозные организации (объединения),3) государственные корпорации,4) потребительские кооперативы,5) ассоциации,6) учреждения,7) автономные некоммерческие организации,8) фонды,9) товарищества собственников недвижимости,10) общины коренных малочисленных народов Российской Федерации,11) казачьи общества, внесенные в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации.Помимо этого, федеральным законодательством по особым процедурам могут предусматриваться и иные формы некоммерческих организаций, а именно:- товарищества собственников жилья ,——————————— См.

Список иностранных агентов в России

Самопризнание. Ссылка Лига избирательниц Калининградской области и Санкт-Петербурга http://www.liga-rf.ru/ +7 (812) 407-41-61 NED – National Endowment for Democracy ссылка – 1, ссылка – 2, Фонд Местного сообщества «Калиниград» http://www.fond-kaliningrad.ru/ 7 4012 98 81 98 NED – National Endowment for Democracy ссылка Региональное Общественное Движение «Чеченский Комитет Национального Согласия» http://www.savechechny.narod.ru/ 8 (8732) 22-24-00 NED – National Endowment for Democracy ссылка Независимый экспертно-правовой совет http://www.neps.ru/ NED – National Endowment for Democracy, Фонд МакАртуров Ссылка НЕД, Ссылка МакАртур Информационно-исследовательский центр «Панорама» http://www.panorama.ru/ 7 (495) 787-63-38 NED – National Endowment for Democracy Ссылка Московская Хельсинкская Группа http://www.

Некоммерческие организации и система национальной безопасности России: роль неправительственных объединений, имеющих статус иностранного агента Текст научной статьи по специальности «Социология»

Выводы/значимость. Научная новизна исследования заключается в оценке общественной роли НКО, обладающих статусом иностранного агента, в контексте проблематики обеспечения национальной безопасности России.

Ключевые слова: НКО, неправительственные организации, иностранный агент, национальная безопасность, гражданское общество Серьезную опасность в современных условиях приобретает криминализация общественных Угрозы и безопасность Threats and Security — 59 — отношений, рост организованной преступности и коррупции, увеличение масштабов терроризма, распространение наркомании , которые являются основными внутренними угрозами национальной безопасности России.

Смотрите видео: Гос конторки РФ - это иностранные некоммерческие организации по закону РФ N 7-ФЗ (July 2020).