Вопросы к Юристу

Анализ реализация федеральной целевой программы Родовые сертификаты

В условиях формирования современной системы государственного регулиро- вания меняются и многие традиционные функции, связанные с реализацией программ. В частности, это касается контрольных функций.

Вместо всеобъемлющего жесткого контроля за реализацией большинства параметров программ должна быть создана система контроля, включающая «мягкие» аналитические инструменты.

Речь идет о создании специальных систем контроля, которые, помимо анализа финансовой деятельности, включают анализ сроков, затрат, воздействий программных мероприятий и других переменных функционирования программ.

Федеральные целевые программы: формирование и реализация Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

В рамках централизованного планирования определялась очередность решения задач хозяйственного развития, поэтапного развертывания целевых программ.

На новом историческом этапе развития Российского государства «первой ласточкой» по применению программно-целевого метода стало постановление Правительства РФ от 26 июня 1995 г. № 594 «О реализации Федерального закона

«О поставках продукции для федеральных государственных нужд»

». В рамках этого нормативного акта целевая программа представляла собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытноконструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации, являющийся одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие.

Анализ реализация федеральной целевой программы Родовые сертификаты

В случае, если реализация ФЦП осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), необходим контроль соответствия конкурсных механизмов выбора исполнителей установленному действую­щим законодательством РФ порядку. Мониторинг результативности реализации программы в уз­ком смысле базируется на проведении регулярных плановых контрольных или экспертных проверок(камеральных и выезд­ных) исполнителей ФЦП. Под проверкойпонимается единич­ное контрольное действие или исследование на определенном участке деятельности проверяемого субъекта.

При этом кон­троль может осуществляться на уровне подпрограмм, отдель­ных программных мероприятий, полученных конечных или промежуточных результатов, а также непосредственных ис­полнителей (соисполнителей).

В соответствии с этим под объ­ектами контрольных или экспертных проверокпонимаются целевые программы, отдельные программные мероприятия, документальные материалы, проекты, объекты, работы и т.

Федеральные целевые программы: цели и пути реализации

В рамках этого нормативного акта целевая программапредставляла собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществлениякомплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных,социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий,обеспечивающих эффективное решение системных проблем в областигосударственного, экономического, экологического, социального и культурногоразвития Российской Федерации, являющийся одним из важнейших средствреализации структурной политики государства, активного воздействия на егосоциально-экономическое развитие. В настоящее время для решения конкретных задач целевыепрограммы получили распространение не только на федеральном, но и нарегиональном уровне, а также внутри ведомств.

Поэтому, приступая к работе врамках той или иной программы, руководителю следует ознакомиться со статусомпрограммы (федеральная, региональная, муниципальная или ведомственная).

Как проверяют реализации фцп программ

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОЛОЖЕНИЕ
о порядке проведения ежегодных экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ

I. Общие положения

Настоящее Положение предназначено для обеспечения методического и организационного единства в работе структурных подразделений Министерства (департаментов-заказчиков и департаментов-кураторов) по проведению ежегодных экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ (далее именуются - целевые программы).

Экспертные проверки организуются и проводятся в целях совершенствования механизма управления целевыми программами, повышения эффективности реализации программных мероприятий, упорядочения расходования средств из федерального бюджета и активизации привлечения средств из иных источников, придания программам более четкой целевой направленности и концентрации имеющихся ресурсов на решении ключевых проблем, стоящих перед страной.

Департаменты организуют и проводят экспертные проверки на основе настоящего Положения применительно к конкретным целевым программам с учетом их специфики.

К проведению экспертных проверок могут привлекаться государственные заказчики - координаторы и государственные заказчики целевых программ, а также представители заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

Сроки и программы проведения экспертных проверок определяются в зависимости от специфики, характера и особенностей целевых программ и трудоемкости экспертных работ с учетом объема проверяемых объектов (количество программных мероприятий, исполнителей, проектов работ и т.д.).

При организации и проведении экспертных проверок хода реализации целевых программ департаменты руководствуются законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации.

Основные цели и задачи экспертных проверок (результативность мероприятий, выполнение сроков их реализации, целевое и эффективное использование выделяемых средств, привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников, этапные и конечные результаты реализации программ и т.д.) определяются и конкретизируются в отношении отдельных программ руководством Министерства совместно с государственными заказчиками, исходя из ежегодных отчетных докладов о ходе реализации целевых программ.

В Министерстве проверки хода реализации целевых программ осуществляют департаменты-заказчики и департаменты - кураторы.

Департаменты осуществляют выбор целевых программ (отдельных программных мероприятий) и участников для экспертной проверки, подготавливают и утверждают у руководства Министерства программу проведения экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ.

Сведения о намечаемых экспертных проверках ежегодно представляются в Департамент федеральных целевых программ и государственных инвестиций в первом квартале текущего года.

Проверка целевых программ осуществляется экспертной комиссией, назначаемой решением руководства Министерства по представлению департамента, курирующего целевую программу, и состоящей из представителей департаментов Министерства, государственного заказчика и заинтересованных федеральных органов исполнительной власти (по согласованию), участвующих в реализации целевой программы.

При необходимости организуются проверки хода реализации целевых программ (программных мероприятий) с выездами на места.

Для проведения экспертной проверки может быть сформирована Межведомственная экспертная комиссия с участием представителей Министерства и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

П. Программа проведения экспертных проверок хода реализации федеральных целевых программ

Программа экспертной проверки целевой программы является единым документом и включает следующие разделы:

1. Основание для проведения экспертных проверок.

2. Основные цели, направления и задачи проведения экспертных проверок в соответствии с содержанием исходных поручений и специфики целевых программ (выявление реального состояния дел в отношении хода реализации целевых программ и разработка мер, обеспечивающих выполнение программных мероприятий в установленные сроки с максимальной эффективностью, контроль выполнения мероприятий программы и конечных результатов их реализации и т.п.).

3. Сроки и место проведения экспертных проверок (определяются в зависимости от сроков, установленных в соответствующих поручениях).

4. Состав экспертной комиссии (определяется решением руководства Минэкономразвития России).

5. Объекты проверки.

6. План работы экспертной комиссии, техническое задание членам экспертной комиссии.

7. Ответственный Департамент Министерства за подготовку итогового документа по результатам проверки и направление его для дальнейшего рассмотрения в установленном порядке.

8. Порядок и сроки представления итоговых документов по результатам проверки целевой программы.

Ш. Объекты экспертных проверок

Под объектами экспертных проверок понимаются целевые программы, отдельные программные мероприятия, документальные материалы, проекты, объекты, работы и т. д.

В ходе экспертных проверок государственные заказчики целевых программ члены экспертных комиссий проводят проверку соблюдения (выполнения) государственными заказчиками и исполнителями нормативно-правовых актов, договорных документов, контрактов, финансовых обязательств, планов и заданий в рамках проверяемой целевой программы, состояния дел с реализацией конкретных мероприятий, проектов, работ, строек и объектов, документацию о распределении и расходовании финансовых средств из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджетных источников, данных об управлении целевой программой, механизме ее реализации, исполнительской дисциплине, отчетности о реализации программных мероприятий и об использовании финансовых средств.

Рекомендуемый базовый состав основных вопросов проведения экспертных проверок хода реализации целевых программ включает:

1. Необходимую информацию об объекте проверки целевой программы (в соответствии с основными организационными и структурно - временными реквизитами программы).

2. Целевые индикаторы (принятые в утвержденной программе) и фактические результаты влияния реализации программы на динамику основных экономических, социальных, научно-технических, экологических и других показателей и индикаторов отраслей и регионов в соответствии с проблемной областью программы.

3. Соблюдение государственными заказчиками и исполнителями программы нормативных правовых актов и договорных документов.

4. Соблюдение государственным заказчиком программы установленных Правительством Российской Федерации условий передачи на договорной основе соответствующим организациям части своих функций.

5. Организацию со стороны руководителя федерального органа исполнительной власти контроля за деятельностью дирекции программы.

6. Состояние финансирования программы:

оценка уровня финансирования программы по источникам и направлениям расходов,

меры государственного заказчика по привлечению средств внебюджетных источников финансирования и средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

7. Анализ выполнения требований целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, распределяемых государственным заказчиком исполнителям программных мероприятий.

8. Соблюдение государственным заказчиком целевой программы утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 октября 2001 г. № 714 "Положения о формирования перечня строек и объектов для федеральных государственных нужд и их финансировании за счет средств федерального бюджета". Соответствие мероприятий на день проверки программы составу мероприятий, предусмотренных при утверждении программы.

9. Характеристику состояния реализации инвестиционной части программы на предмет соблюдения приоритетов капитальных вложений, установленных при утверждении программы. Оценку технической готовности программных объектов и строек, данные об их плановых и фактических сроках ввода. Объемы незавершенного строительства, число строек, работы на которых в охватываемые проверкой сроки не велись. Анализ динамики незавершенного строительства и причин долгостроя.

10. Наличие документов, подтверждающих использование внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации, предусмотренных на реализацию целевой программы.

11. Использование и соблюдение государственным заказчиком порядка конкурсного отбора исполнителей программных мероприятий.

12. Используемые государственным заказчиком критерии оценки конкурсных заявок соискателей.

13. Сведения о победителях конкурсов, в том числе - соответствие основного вида их деятельности тематике конкурса, финансовое состояние.

14. Показатели эффективности распределения государственным заказчиком бюджетных средств на конкурсной основе, экономический эффект от проведения конкурсов.

15. Анализ организации договорной работы государственного заказчика с исполнителями работ по выполнению программных мероприятий, а также практики формирования государственных контрактов (договоров) на выполнение мероприятий программы и контроль их выполнения. Динамику задолженности подрядных организаций за полученные инвестиционные ресурсы.

16. Оценку результатов выполнения работ по программе в целом и по подпрограммам (направлениям работ). Оценку экономического эффекта, получаемого от реализации программных мероприятий, а также корректности и обоснованности данных по эффективности программных мероприятий, представляемых государственным заказчиком, и соответствующих данных, определенных в утвержденной программе.

17. Оценку соблюдения государственным заказчиком исполнительской дисциплины, своевременности, полноты и достоверности ежегодно представляемых отчетных данных о ходе выполнения программы.

18. Информацию о составе и результативности мер, принятых и реализованных государственным заказчиком в целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в рамках предыдущих проверок, в том числе проверок, проведенных Счетной палатой Российской Федерации и Главным Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

С учетом специфики целей и задач проверки целевой программы приведенный выше базовый состав вопросов может быть расширен и детализирован экспертной комиссией применительно к особенностям конкретных программ.

IV. Результаты экспертных проверок

По результатам экспертной проверки оформляются протокол проверки целевой программы, другие документы (отчеты), отражающие результаты проверки, а также выводы, рекомендации и принятые государственными заказчиками меры по устранению отмеченных недостатков.

Протокол подписывается членами комиссии, руководителем департамента (управления) Министерства и руководителем федерального органа исполнительной власти - государственного заказчика целевой программы.

Протокол экспертной комиссии о проведении проверки представляется руководству Министерства для принятия соответствующего решения.

Копия материалов с результатами проведенной экспертной проверки

направляется в Департамент федеральных целевых программ и государственных инвестиций.

При необходимости экспертная комиссия подготавливает для представления руководству Министерства и последующего внесения в установленном порядке в Правительство Российской Федерации предложения:

относительно целесообразности продолжения работ по целевой программе и их финансировании или об их прекращении,

по корректировке состава мероприятий и их показателей, приостановлению или исключению мероприятий целевой программы, показавших свою несостоятельность (неэффективность) или необеспеченность финансированием,

по уточнению льгот или применению санкций к участникам реализации программы в соответствии с действующим законодательством.

Результаты экспертных проверок хода реализации целевых программ по рекомендации руководства Министерства в установленном порядке могут рассматриваться на заседаниях коллегии Министерства и коллегий федеральных органов исполнительной власти - государственных заказчиков целевых программ.

Материалы экспертных проверок и соответствующие результаты их рассмотрения используются при подготовке ежегодных докладов о ходе реализации целевых программ, представляемых в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

Главная > Реферат >Финансы

Общая сумма неплатежей,

Количество неплатежеспособных предприятий.

Использование методологии анализа, моделирования и формирования множества сценариев должно, в свою очередь, обеспечить возможность решения следующих основных задач контроля выполнения ФЦП:

Сбор, обработка и хранение данных в ИХД,

Идентификация, классификация и анализ основных проблем, возникших в процессе реализации ФЦП,

Выявление причин, и оценка и анализ параметров несо­ответствия достигнутых результатов ожидаемым,

Разработка механизмов компенсации результатов неэф­фективных решений,

Корректировка системы программных мероприятий и механизмов их реализации с целью повышения эффективности реализации ФЦП.

Как уже было сказано, одной из важнейших составляющих механизмов мониторинга и контроля исполнения ФЦП являет­ся анализ достигнутых результатов и прогнозирование разви­тия социально-экономической системы (СЭС) в целом и вхо­дящих в нее сегментов, представляющих собой предметную (целевую) область ФЦП на основе моделирования и анализа взаимовлияний совокупности макроэкономических характери­стик (факторов), определяющих их текущее и прогнозируемое состояние.

Результаты моделирования и прогнозирования процессов в СЭС с использованием аппарата знаковых графов определяют­ся взаимодействием базисных социально-экономических про­цессов и факторов, действующих в СЭС и изменяющих состоя­ние ее элементов. При этом взаимовлияния базисных процес­сов могут образовывать циклы обратных связей, а взаимодей­ствия циклов вызывать либо монотонные нарастающие колеба­ния социально-экономических факторов, либо резкое их усиле­ние - резонанс.

При моделировании тенденций развития СЭС и отдельных сегментов должна быть определена система показателей (фак­торов), определяющих возможные траектории развития макро­экономической ситуации в как в региональном разрезе, так и на уровне федерации в целом.

1.3 Методы контроля реализации Федеральных целевых программ

Результативность реализации программы в узком смысле представляет собой оценку уровня эффективности реализации программных мероприятий и использования предусмотренных ФЦП финансовых и иных ресурсов для достижения заданного множества целей.

Для оценки результативности в узком смысле в первую очередь необходим анализ соответствия объемов реального финансирования за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и вне­бюджетных источников плановым показателям, адресности распределения денежных средств, целевого характера исполь­зования финансовых ресурсов, своевременности выделения финансовых ресурсов, обоснованности их расходования на предусмотренные программой мероприятия, качества реализа­ции программных мероприятий. В случае, если реализация ФЦП осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), необходим контроль соответствия конкурсных механизмов выбора исполнителей установленному действую­щим законодательством РФ порядку.

Мониторинг результативности реализации программы в уз­ком смысле базируется на проведении регулярных плановых контрольных или экспертных проверок (камеральных и выезд­ных) исполнителей ФЦП. Под проверкой понимается единич­ное контрольное действие или исследование на определенном участке деятельности проверяемого субъекта. При этом кон­троль может осуществляться на уровне подпрограмм, отдель­ных программных мероприятий, полученных конечных или промежуточных результатов, а также непосредственных ис­полнителей (соисполнителей). В соответствии с этим под объ­ектами контрольных или экспертных проверок понимаются целевые программы, отдельные программные мероприятия, документальные материалы, проекты, объекты, работы и т. д.

Мониторинг результативности ФЦП может осуществляться в форме ревизии (система обязательных контрольных действий по проверке законности, целесообразности и эффективности совершенных в пределах проверяемого периода хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц), обследования (оперативное выяв­ление реального положения дел по фиксированному кругу во­просов в целях определения уровня целесообразности деталь­ной их проработки и необходимости проведения детальной проверки), анализа (системное и пофакторное исследование отдельных вопросов деятельности экономического субъекта), документального контроля (проверка финансовой отчетности и документации), контроля исполнения (объективная и систе­матическая проверка фактических данных для оценки качества работы экономического субъекта, полноты исполнения возло­женных на него функций в рамках ФЦП).

В общем понимании камеральная проверка — это проверка, проводящаяся генеральным заказчиком, заказчиком или кон­тролирующим органом по месту нахождения территориального, проверяющего органа на основе поступивших в соответствии с действующим законодательством отчетных (включая оценку соответствия достигнутых значений целевых индикаторов и показателей, предусмотренных в программе) документов о вы­полнении подпрограммы, программного мероприятия, эффек­тивности использования финансовых средств за отчетный пе­риод реализации ФЦП, представленных исполнителями. Отче­ты исполнителей должны включать как минимум данные о фактически достигнутых результатах реализации подпрограм­мы (программного мероприятия) за отчетный период либо ожидаемые результаты за год, оценку степени соответствия результатов предусмотренным ФЦП плановым показателям, дан­ные о целевом использовании и объемах с расшифровкой по разделам, статьям и кодам функциональной и ведомственной бюджетной классификации средств государственного бюджета, а также средств, привлеченных из внебюджетных источников, информацию о ходе и полноте выполнения программных ме­роприятий, выявленных проблемах и развернутых предложе­ниях по их решению. Периодичность проведения камеральных проверок определяется исходя из установленной законодатель­ством РФ периодичности предоставления отчетности.

Выездная документальная проверка предполагает выполне­ние контрольных функции непосредственно на проверяемом объекте по месту его нахождения. В зависимости от полноты охвата материала выделяют сплошные проверки (проверяются все документы объекта без пропусков и предположений о на­личии нарушений) и частичные или выборочные (проверяется только определенная часть документов).

В зависимости от объема проверяемых вопросов проверки могут быть комплексными (проверка экономического субъекта по всем вопросам его финансово - хозяйственной деятельности за определенный период), выборочными (проверка отдельных сторон деятельности экономического субъекта), тематиче­скими или целевыми (проверка определенного вида деятельно­сти экономического субъекта).

Каждый из перечисленных видов проверок обладает раз­личными временными характеристиками, а также требует раз­личного объема финансовых и иных видов ресурсов.

В ходе экспертных проверок государственные заказчики целевых программ члены экспертных комиссий проводят про­верку соблюдения (выполнения) государственными заказчика­ми и исполнителями нормативно-правовых актов, договорных документов, контрактов, финансовых обязательств, планов и заданий в рамках проверяемой целевой программы, состояния дел с реализацией конкретных мероприятий, проектов, работ, строек и объектов, документацию о распределении и расходовании финансовых средств из федерального бюджета, бюдже­тов субъектов Российской Федерации и средств из внебюджет­ных источников, данных об управлении целевой программой, механизме ее реализации, исполнительской дисциплине, от­четности о реализации программных мероприятий и об исполь­зовании финансовых средств.

Рекомендуемый базовый состав основных вопросов прове­дения экспертных проверок хода реализации целевых про­грамм включает:

Необходимую информацию об объекте проверки целе­вой программы (в соответствии с основными организационны­ми и структурно - временными реквизитами программы).

Целевые индикаторы (принятые в утвержденной про­грамме) и фактические результаты влияния реализации про­граммы на динамику основных экономических, социальных, научно-технических, экологических и других показателей и индикаторов отраслей и регионов в соответствии с проблемной областью программы.

Соблюдение государственными заказчиками и исполни­телями программы нормативных правовых актов и договорных документов.

Соблюдение государственным заказчиком программы установленных Правительством Российской Федерации усло­вий передачи на договорной основе соответствующим органи­зациям части своих функций.

Организацию со стороны руководителя федерального органа исполнительной власти контроля за деятельностью ди­рекции программы.

Состояние финансирования программы:

оценка уровня финансирования программы по источникам и направлениям расходов,

меры государственного заказчика по привлече­нию средств внебюджетных источников финансирова­ния и средств бюджетов субъектов Российской Федера­ции.

Анализ выполнения требований целевого и эффективно­го использования средств федерального бюджета, распреде­ляемых государственным заказчиком исполнителям программ­ных мероприятий.

Характеристику состояния реализации инвестиционной части программы на предмет соблюдения приоритетов капи­тальных вложений, установленных при утверждении програм­мы. Оценку технической готовности программных объектов и строек, данные об их плановых и фактических сроках ввода. Объемы незавершенного строительства, число строек, работы на которых в охватываемые проверкой сроки не велись. Анализ динамики незавершенного строительства и причин долгостроя.

Наличие документов, подтверждающих использование внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Россий­ской Федерации, предусмотренных на реализацию целевой программы.

Использование и соблюдение государственным заказчи­ком порядка конкурсного отбора исполнителей программных мероприятий.

Используемые государственным заказчиком критерии оценки конкурсных заявок соискателей.

Сведения о победителях конкурсов, в том числе - соот­ветствие основного вида их деятельности тематике конкурса, финансовое состояние.

Показатели эффективности распределения государст­венным заказчиком бюджетных средств на конкурсной основе, экономический эффект от проведения конкурсов.

Анализ организации договорной работы государствен­ного заказчика с исполнителями работ по выполнению про­граммных мероприятий, а также практики формирования госу­дарственных контрактов (договоров) на выполнение мероприя­тий программы и контроль их выполнения. Динамику задол­женности подрядных организаций за полученные инвестици­онные ресурсы.

Оценку результатов выполнения работ по программе в целом и по подпрограммам (направлениям работ). Оценку эко­номического эффекта, получаемого от реализации программ­ных мероприятий, а также корректности и обоснованности данных по эффективности программных мероприятий, пред­ставляемых государственным заказчиком, и соответствующих данных, определенных в утвержденной программе.

Оценку соблюдения государственным заказчиком ис­полнительской дисциплины, своевременности, полноты и дос­товерности ежегодно представляемых отчетных данных о ходе выполнения программы.

Смотрите видео: Анализ учебного плана по ФГОС по ТОП-50 (July 2020).