Вопросы к Юристу

Запретный алкоголь при оказании услуг общепита

Вот таким нехитрым способом ФСРАР обошел исключения ФЗ-171 и обязал рестораны регистрировать свои продажи алкогольной продукции в ЕГАИС. Отличием от магазинов стало то, что такие продажи разрешено регистрировать один раз в день одним документом по итогам продаж, а не каждым чеком, пробитым на кассе, как в рознице.

При регистрации списания продукции, которая до этого не была поставлена на учет в ЕГАИС, или при постановке на баланс некорректных марок, приходят письма от территориальных подразделений ФСРАР с требованием дать пояснения в письменном виде о причине такой операции.

Требования к магазину алкогольной продукции

У РАР особые притязания к таким помещениям. Данные требования не касаются реализации пива/пивных напитков, пуаре, сидра, медовухи.

Мелкорозничные точки/магазины по продаже алкоголя (МПА) по ст. №16 (п. 6) обязаны владеть/иметь в управлении/аренде не менее чем на 1 год:

  1. торговые площади,
  2. склады для хранения продукции.

Общая площадь данных объектов составляет:

  1. город, ПГТ — от 50 квадратов и более,
  2. сельская местность — от 25 квадратов и более.

Если вы не сможете подтвердить документально на момент проверки права собственности или долгосрочной аренды (причем срок вашей аренды должен быть прописан в договоре) на помещение, где храните или реализуете продукцию, ваша лицензия может быть аннулирована в судебном порядке (пример, Постановление АС ЗСО №Ф04-19913/2015 от 05.06.15).

Правила продажи алкогольной продукции в 2019 году

Если же передача алкоголя по накладной проведена без каких-либо несоответствий, то вся информация о проведенных поставках заносится в автоматизированную систему. Кроме того, все сведенья о закупке вносятся еще и в кассовую программу, куда включается такая информация:

  1. на марке нанесен штрих-код,
  2. каждая бутылка должна быть с маркой,
  3. код, в свою очередь, содержит информацию о производителе, его лицензии на изготовление, иную информацию о продукции.

После подписания накладной и помещения данных в специализированную программу отчета, продавец может выставлять алкогольные напитки на продажу. Перед проведением продаж все емкости с алкоголем сканируются для того чтобы в дальнейшем они отображались на товарных чеках.

После продажи программа выдает чек с информацией о точке продажи и штрих кодом.

Продажа пива: все правила и ограничения 2019 года

А чтобы производить и продавать пиво без ограничений, надо регистрировать компанию.А здесь все просто — лицензия на продажу пива не требуется.

Снова читаем закон № 171-ФЗ, статью 18 о выдаче :

«… за исключением производства и оборота пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи»

Учитывая, что пиво – это алкогольный напиток, понятно, что оно не должно быть доступным в любом месте и время.Пивной алкоголизм развивается быстро и незаметно, что особенно опасно для детей и женщин.

Продажа пива на вынос в общепите

фактически ущемил их потребительские права.

Поскольку продажа пива и крепкого алкоголя на вынос в общепите запрещена с 2017 года, мы решили обратиться к другим нормативным актам, регулирующим порядок оказания услуг в пунктах общественного питания. Так, в соответствии с п.5 Постановления Правительства РФ от 15.08.1997 № 1036 “Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания” продавец вправе самостоятельно устанавливать в местах оказания услуг правила поведения для потребителей, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ограничение курения, запрещение нахождения в верхней одежде и другие).

Запрет продажи пива на вынос в общепите можно отнести к числу таких правил.

Кто чем может торговать?

Для организаций в отношении ассортимента запретов нет: они могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции (естественно, если не действуют другие ограничения, наличие которых является среди прочего основанием для отказа в выдаче лицензии на розничную продажу алкогольной продукции либо для аннулирования уже выданной лицензии).

Для решения вопроса о возможности выдачи предприятию общепита лицензии на розничную продажу алкогольной продукции не важно, к какому типу предприятий питания относится заявитель (Постановление ФАС УО от 05.08.2014 № Ф09-4940/14).

Индивидуальные предприниматели вправе торговать только пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой. Если они признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями, у них есть также доступ к розничной продаже своего вина, включая игристое вино (то есть шампанское). Последнее правило действует и в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных без образования юридического лица, которые занимаются производством вина.

Обратите внимание: производство и оборот пива, пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи не является лицензируемой деятельностью (п. 1 ст. 18 Федерального закона № 171-ФЗ). С учетом того, что продажей другого алкоголя индивидуальные предприниматели заниматься не могут (за исключением сельскохозяйственных товаропроизводителей), у них в принципе не может быть лицензии на право реализации в розницу алкогольной продукции. При этом продажа коммерсантом другого алкоголя грозит привлечением к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности без соответствующей лицензии (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 № 47). Примеры из арбитражной практики – постановления АС ВСО от 24.09.2014 по делу № А19-2252/2014, от 31.07.2014 по делу № А19-2251/2014, Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2015 № 09АП-15992/2015.

Сосед – это важно

При выборе места для осуществления деятельности по оказанию услуг общепита с продажей потребителям алкоголя в первую очередь следует узнать, какие организации (учреждения) находятся рядом. Это связано с тем, что розничная продажа алкоголя запрещена в детских, образовательных, медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях.

О медицинских организациях

Если, допустим, помещение бара находится в здании, в котором располагается медицинское учреждение, розничная продажа любой алкогольной продукции в таком здании, скорее всего, будет запрещена. Причем наличие обособленного входа в бар ситуацию не меняет (Постановление ФАС ПО от 15.07.2014 по делу А49-7621/2013). Аналогичные выводы представлены в Постановлении АС ПО от 30.10.2014 по делу № А12-585/2014: невозможна торговля алкоголем, когда медицинская организация и общество располагаются по одному и тому же адресу.

В то же время в описанной ситуации могут проверить расстояние от входа в помещение общества, осуществляющего розничную продажу алкогольной продукции, до входа в помещение медицинской организации, то есть тем самым выяснить, не находится ли предприятие общепита на территории, прилегающей к медицинской организации. Так, расстояние оказалось слишком коротким (19 м) в деле № А56-8040/2013. Поэтому место расположения обособленного подразделения общества было признано не соответствующим требованиям, установленным п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ (Постановление ФАС СЗО от 28.01.2014 № Ф07-9556/2013). А вот в деле № А82-11864/2014, дошедшем до судей АС ВВО, при проведении измерений не было учтено, что медицинская организация и кафе расположены на разных этажах одного здания. Поэтому арбитры встали на сторону кафе (Постановление от 22.06.2015 № Ф01-2211/2015).

Следует отметить, что аптека и кафе вполне могут располагаться рядом (в том числе в одном здании), поскольку первая не относится к медицинским организациям (Письмо Росалкогольрегулирования от 30.04.2013 № 8977/03-04). Совсем иначе обстоит дело с санаторием-профилакторием.

В соответствии с Номенклатурой медицинских организаций, утвержденной Приказом Минздрава РФ от 06.08.2013 № 529н, санаторий-профилакторий является лечебно-профилактической медицинской организацией. Не меняется ситуация и в том случае, когда санаторий-профилакторий функционирует в качестве структурного подразделения производственного объединения, так как он все равно занимается медицинской деятельностью – санаторно-курортным лечением. Нахождение торгового объекта на расстоянии менее 50 м (19,006 м) от входа на обособленную территорию санатория-профилактория свидетельствует о наличии запрета на продажу алкоголя (Постановление АС ПО от 20.08.2014 по делу № А65-27184/2013).

Об образовательных учреждениях

Стоит учитывать, что запрет на розничную продажу алкогольной продукции установлен в отношении не любых помещений, принадлежащих образовательным учреждениям, а только тех, где осуществляются воспитательный и учебный процессы, составляющие образовательную деятельность. Поэтому розничная продажа алкогольной продукции в Доме ученых, являющемся досуговым центром ученых и преподавателей, допустима (Постановление АС ЗСО от 20.11.2014 № Ф04-11433/2014).

Об объектах спорта

Обратим внимание на следующие случаи из арбитражной практики, затронувшие тему продажи алкоголя на территории (или вблизи) объектов спорта.

Расположение предприятия общепита в помещении Дворца спорта, не внесенного во Всероссийский реестр объектов спорта, не отменяет действия запрета на розничную продажу алкоголя. Это связано с тем, что указанный факт (невнесение объекта в реестр) сам по себе не свидетельствует об отсутствии у Дворца спорта статуса спортивного объекта (Постановление ФАС ПО от 24.12.2013 по делу № А12-4722/2013).

Объектом спорта может оказаться и здание Дома культуры. Пример – Постановление АС СЗО от 28.11.2014 по делу № А21-9691/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 17.04.2015 № 307-КГ15-849. Суд установил, что Дом культуры является объектом спорта, исследовав:

  • положения устава МБУ в части основных видов деятельности,
  • положения технического паспорта здания Дома культуры, содержащего указание на наличие в нем спортивного зала общей площадью 424,5 кв. м,
  • отношения по аренде спортивного зала в данном здании для занятия уроками физической культуры с муниципальным бюджетным образовательным учреждением.

Кроме того, суд отметил, что на прилегающей к Дому культуры территории имеются детская и спортивная площадки для занятия силовыми упражнениями, которые расположены сразу за нестационарным торговым павильоном, принадлежащим обществу. В данном павильоне общество оказывает услуги общественного питания, реализуя при этом алкогольную продукцию с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции. В итоге общество обязали прекратить розничную продажу алкогольной продукции.

О прилегающих территориях

Что касается прилегающих территорий, к ним относятся земельные участки, которые непосредственно прилегают к зданиям, строениям, сооружениям и границы которых определяются решениями органов местного самоуправления в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1425. Прилегающая территория включает в себя:

  • обособленную территорию (ограниченную, допустим, забором) (если таковая имеется),
  • дополнительную территорию (примыкающую к границам обособленной территории либо непосредственно к зданию (строению, сооружению), в котором расположена детская, образовательная или медицинская организация либо объект спорта). В свою очередь, дополнительная территория определяется:
  • от входа для посетителей на обособленную территорию до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при наличии обособленной территории),
  • от входа для посетителей в здание (строение, сооружение) до входа для посетителей в стационарный торговый объект (при отсутствии обособленной территории).

Право самостоятельного определения конкретных значений предельных (минимальных и максимальных) расстояний от соответствующих организаций до границ прилегающих территорий, на которых не допускается продажа алкогольной продукции, предоставлено органам местного самоуправления (постановления АС ВСО от 11.02.2015 № Ф02-6027/2014, АС ДВО от 12.08.2014 № Ф03-3278/2014).

Примеров из арбитражной практики, когда организациями был нарушен запрет на продажу алкогольной продукции на прилегающих к соответствующим объектам территориях, более чем достаточно. Приведем некоторые из них.

Постановление АС СЗО от 24.02.2015 №Ф07-1280/2014 по делу №А56-42061/2013, в передаче которого в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано Определением ВС РФ от 20.05.2015 № 307-КГ15-5606. От объекта, используемого медицинской организацией, до входа в помещение, в котором осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, расстояние составляет 19 м, что свидетельствует о неустранении обществом обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия лицензии, в установленный срок.

Постановление АС СЗО от 19.02.2015 №Ф07-405/2014. Судьи подчеркнули, что законодателем не разграничивается, является ли вход в образовательное учреждение действующим и предусматривающим проход посетителей либо используемым исключительно для технических целей. Поэтому дополнительная территория к объекту определяется исходя из мест расположения всех имеющихся входов, независимо от их назначения (центральный или технический вход).

Есть также дела, решенные в пользу продавцов алкогольной продукции.

Постановление АС СЗО от 29.09.2014 по делу №А56-78195/2013. Поскольку между входом для посетителей на обособленную территорию детского сада и входом в магазин имеется непреодолимое препятствие в виде проезжей части, расстояние до границы территории, прилегающей к детскому саду, должно измеряться по пешеходному маршруту. В данном случае требования постановления администрации, определяющие границу прилегающей к детскому саду территории по радиусу, при расчете указанного расстояния неприменимы.

Постановление АС ВВО от 09.09.2014 по делу №А82-16104/2013. По результатам проверки департамент (ответчик) отказал в продлении срока действия лицензии на розничную продажу алкогольной продукции, поскольку счел, что магазин (отдел) и закусочная, принадлежащие обществу, расположены на территории, прилегающей к образовательной организации. Судьи же установили, что схема прилегающей территории, которой руководствовался департамент в ходе проверки, содержит ошибочные сведения в части указания входа в образовательное учреждение. В связи с этим ответчик надлежащим образом не выполнил возложенную на него, как на лицензирующий орган, обязанность по установлению соответствия лицензиата и представленных им сведений в том числе требованиям ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ, ограничившись лишь изучением схемы прилегающей территории. Следовательно, департамент не имел оснований для принятия обжалуемого решения, поскольку отказ в продлении срока действия лицензии на основании допущенной в схеме прилегающей территории неточности нарушает права общества в сфере предпринимательской деятельности.

Постановление ФАС ВВО от 26.06.2014 по делу №А29-9640/2013. Установление границ прилегающей территории в отношении входа на территорию детского сада, не используемого для входа посетителей (условно – вход № 3), не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества. Указанный вход предназначен для въезда транспорта, калитка для входа и выхода граждан отсутствует, ворота, как правило, закрыты на замок, то есть постоянно не используются.

Алкоголь в организациях культуры

В организациях культуры в рамках оказания услуг общепита продавать алкоголь можно (причем не важно, является ли данная организация коммерческой или некоммерческой). Но данное исключение из общего запрета на розничную продажу алкогольной продукции в организациях культуры работает в том случае, если организация не занимается видами деятельности, которые указывают на то, что она является, например, еще и детской. Обратимся к Решению Арбитражного суда Свердловской области от 05.12.2014 по делу № А60-32901/2013, оставленному без изменения Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2015 № 17АП-16250/2013. В проверяемом периоде негосударственное частное культурное учреждение занималось предпринимательской деятельностью по продаже алкогольной продукции в розлив через предприятие общественного питания (кафе), функционирующее при учреждении. Исходя из видов осуществляемой деятельности (создание хореографических коллективов, студий бального танца, балета, вокальных студий) учреждение является также детским учреждением. В связи с этим розничная продажа алкогольной продукции производиться не может.

Торговля на АЗС

Следующий запрет на розничную продажу алкогольной продукции касается всех видов общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения, остановочных пунктов его движения (включая станции метрополитена), автозаправочных станций.

В отношении автозаправочных станций в арбитражной практике можно найти такие особенности. В частности, не является нарушением п. 2 ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ нахождение помещения кафе и операторского зала автозаправочной станции в одном здании. В деле, рассмотренном Арбитражным судом Псковской области, судьи выяснили, что помещение кафе обособлено от помещения зала, в котором осуществляется расчет за приобретенное топливо и сопутствующие товары, кафе имеет отдельный вход для посетителей, оснащено контрольно-кассовой техникой. При этом немаловажным является то обстоятельство, что в ходе проверки не были выявлены факты продажи алкогольной продукции на вынос либо распития алкоголя на автозаправочной станции (Решение от 23.09.2014 по делу № А52-2290/2013, оставленное без изменения Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2014). А вот нахождение структурных подразделений общества – магазинов в комплексе с АЗС является основанием для запрета на продажу алкоголя (Постановление ФАС ЦО от 11.07.2013 по делу № А14-15738/2012).

Продажа в нестационарных торговых объектах

Федеральным законом № 171-ФЗ установлен также запрет на розничную продажу алкогольной продукции в нестационарных торговых объектах. Но здесь есть исключения: в рамках оказания услуг общепита без привязки к конкретному объекту торговли организации могут торговать алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции, предприниматели – пивом, пивными напитками, сидром, пуаре и медовухой. (Такие же исключения действуют в отношении продажи алкоголя на оптовых и розничных рынках, на вокзалах, в аэропортах, в иных местах массового скопления граждан и местах нахождения источников повышенной опасности, на прилегающих к таким местам территориях.)

Обратим внимание на то, что в контексте применения Федерального закона № 171-ФЗ в отношении лиц, занимающихся оказанием услуг общественного питания, приходится анализировать использование ими торговых объектов, а не объектов организации общепита.

Таким образом, предприниматели при оказании услуг общественного питания (данный факт при необходимости также придется доказывать) могут заниматься розничной продажей разрешенной для них алкогольной продукции с использованием любого торгового объекта (как стационарного, так и нестационарного). А вот предприятия общепита могут заниматься розничной продажей любой алкогольной продукции в стационарных торговых объектах, в нестационарных объектах торговли они могут продавать только алкоголь крепостью не выше 16,5%. (О том, какие требования законом предъявляются к стационарным объектам торговли, в которых допустима розничная продажа алкоголя, поговорим в следующий раз.)

Стационарный или нестационарный?

Зависимость наличия права на продажу соответствующей алкогольной продукции от используемого объекта означает, что организация должна понимать, чем стационарный торговый объект отличается от нестационарного объекта торговли. Определения данных терминов представлены в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».

Стационарный торговый объект– это торговый объект, представляющий собой здание или часть здания, строение или часть строения, прочно связанные фундаментом такого здания, строения с землей и подключенные (технологически присоединенные) к сетям инженерно-технического обеспечения.

Нестационарный торговый объект– это торговый объект, представляющий собой временное сооружение или временную конструкцию, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от наличия или отсутствия подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение.

Эти же понятия заимствованы для ГОСТ Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения». Верховный суд РФ к этому добавил следующее (Определение от 09.06.2010 № 8-Г10-7).

Включение оспариваемыми нормами в понятие стационарного складского и торгового помещения указания на необходимость внесения здания или со­оружения, в котором такое помещение расположено, в ЕГРП не влечет за собой установления каких-либо дополнительных требований к такого рода помещениям, а лишь конкретизирует их характер как стационарных объектов, относящихся к недвижимому имуществу.

В свою очередь, Росалкогольрегулирование подвело общий знаменатель (см. Письмо от 30.04.2013 № 8977/03-04). Стационарным торговым объектом можно считать помещение, предназначенное для продажи товаров или оказания услуг общественного питания, расположенное в специально оборудованном для этих целей здании (части здания) или строении, которое:

  • прочно связано фундаментом с земельным участком,
  • подсоединено к инженерным коммуникациям,
  • внесено в ЕГРП либо относится к недвижимости по иным основаниям, установленным гражданским законодательством РФ.

Отсюда, в частности, следует, что розничная продажа алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции может осуществляться на бортах воздушных судов организациями при оказании ими услуг общественного питания.

Конкретные случаи из арбитражной практики

Так, не является стационарным торговым объектом понтон (судно). Отнесение судна, на котором предполагается осуществление деятельности по розничной реализации алкогольной продукции, к объектам недвижимости не исключает необходимости установления его стационарности в целях получения лицензии, поскольку такое требование прямо предусмотрено законом. Судно же не является зданием или строением, связанным с землей посредством фундамента, а доводы общества о наличии присоединения к сетям инженерных коммуникаций не влияют на правовую квалификацию данного сооружения (Постановление АС ВВО от 27.10.2014 по делу № А82-17431/2013).

К нестационарным торговым объектам относится также вагон-ресторан, входящий в состав поезда дальнего следования, в котором пассажирам оказываются услуги общественного питания. Поэтому в вагоне-ресторане общество вправе осуществлять розничную продажу алкогольной продукции с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции (Постановление ФАС СЗО от 15.01.2013 по делу № А26-2426/2012, в передаче которого в Президиум ВАС отказано Определением ВАС РФ от 31.07.2013 № ВАС-5469/13).

В деле № А26-7923/2014 был рассмотрен спор о том, является ли стационарным торговым объектом здание ресторана. Судьи установили, что здание ресторана, используемое обществом для осуществления лицензируемого вида деятельности, имеет ленточный фундамент, а также присоединено к сетям энергоснабжения, водопровода и канализации. (Согласно техническому паспорту здание представляет собой одноэтажное здание с мансардой площадью 337 кв. м, ленточным фундаментом (ж/б), отоплением, водопроводом и канализацией (локальными), горячим водоснабжением, принудительной вентиляцией.) При этом суд первой инстанции посчитал, что здание является нестационарным торговым объектом, так как по окончании срока аренды лесного участка (составляет 20 лет) подлежит демонтажу. В свою очередь, суд апелляционной инстанции решил, что спорное здание соответствует понятию стационарного торгового объекта, поскольку прочно связано с земельным участком, то есть не является временной постройкой в понимании, определяемом для нестационарного торгового объекта. Невозможность заключения договора аренды на более длительный срок или передача земельного участка в собственность связана не с конструктивными особенностями здания, а с правовым режимом земельного участка (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.02.2015 по указанному делу, оставленное без изменения Постановлением АС СЗО от 26.05.2015 № Ф07-2365/2015).

А вот здание кафе, являющееся по документам временным сооружением, судьи не признали стационарным объектом торговли. Заявитель не представил документальное подтверждение стационарности здания кафе. Возведение объекта иного, чем разрешено в установленном порядке, может свидетельствовать в соответствии со ст. 222 ГК РФ о возведении самовольной постройки либо о нарушении нормативных правовых актов, но не означает автоматическое изменение статуса здания как временного и являющегося нестационарным (Постановление ФАС ЗСО от 06.03.2013 по делу № А70-5319/2012). В свою очередь, самовольно возведенное здание предприятие общепита обяжут снести (пример – Апелляционное определение Свердловского областного суда от 18.09.2014 по делу № 33-828/2014(33-16818/2013)).

Оказание услуг общепита нужно доказать

Следует помнить о том, что запрет на розничную продажу соответствующего алкоголя не действует при условии, что организация (предприниматель) оказывает услуги общепита. Так, в деле № А76-2112/2013 арбитры установили, что принадлежащий предпринимателю торговый павильон является временным сооружением, не связан прочно с земельным участком и отвечает всем признакам нестационарного торгового объекта. В итоге спор свелся к решению вопроса о том, занимался ли предприниматель на момент изъятия пива оказанием услуг общественного питания и, как следствие, распространялся ли на него запрет на продажу пива в нестационарных торговых объектах. Оказалось, что торговый павильон не имеет признаков, позволяющих отнести его к предприятию быстрого питания, поскольку в нем расположены, в частности: три холодильных камеры, микроволновая печь, раковина, витрина, ящики, соки, воды, табачные изделия, аппарат для разлива пива, пластиковые бутылки объемом 1,5 л для разлива пива. Подобное оснащение объекта свидетельствует о том, что предприниматель ведет торговлю пивом из нестационарного торгового объекта, следовательно, им нарушен запрет на торговлю алкоголем (Постановление АС УО от 05.02.2015 № Ф09-9460/14).

Судьи не согласились с тем, что объектами, предназначенными для оказания услуг общепита, являются:

  • кафетерий при магазине (Постановление Пермского краевого суда от 12.08.2014 по делу № 44-а-570/14),
  • кафе-киоски (Апелляционное определение Архангельского областного суда от 17.10.2013 по делу № 33-5992),
  • киоски (Постановление Пермского краевого суда от 15.05.2013 по делу № 44а-369, Решение Московского городского суда от 08.12.2014 по делу № 7-8683).

А вот в Апелляционном определении Самарского областного суда от 09.06.2014 по делу № 33-4384/2014 судьи признали правомерной продажу пива в минимаркете (нестационарной организации торговли) в силу следующего. Из показаний свидетеля (директора) следует, что в минимаркете оказываются услуги общественного питания, осуществляется торговля кулинарными изделиями, полуфабрикатами высокой степени готовности, мучными кулинарными изделиями, хлебобулочными и кондитерскими изделиями, а также напитками (чай, кофе, пиво, минеральная вода и соки). В зале расположены два столика для потребления продукции общественного питания, имеется одноразовая пластиковая посуда, разогреваются блюда и кулинарные изделия. Кроме того, в зале установлено устройство с дезинфицирующим средством, кожный антисептик, предназначенный для гигиенической обработки рук. Показания свидетеля в части нахождения на территории минимаркета специально отведенных мест для приема пищи подтверждаются представленными в материалы дела фотографиями и представителем истца не оспорены и не опровергнуты.

Беспокоимся о сопроводительных документах

Последний запрет, на котором мы остановимся, касается невозможности осуществления розничной торговли алкоголем без сопроводительных документов (они удостоверяют легальность производства и оборота алкогольной продукции). Речь идет о товарно-транспортных накладных и прилагаемых к ним надлежаще оформленных справках. Сопроводительные документы должны находиться непосредственно в торговой точке и по первому требованию представляться покупателю или контролирующему органу (Постановление АС ДВО от 31.03.2015 № Ф03-899/2015).

Кстати, если продавец алкогольной продукции вообще не располагает соответствующей сопроводительной документацией, юридическое лицо (а также его должностных лиц) могут привлечь к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ. А вот отсутствие необходимой документации именно на момент проведения проверки (документы могут быть представлены позднее – допустим, при составлении протокола об административном правонарушении) образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 указанной статьи. Такие разъяснения дал ВС РФ в Постановлении от 07.05.2015 № 72-АД15-2 (см. также Постановление ФАС МО от 29.05.2014 № Ф05-4228/14). (Но следует учитывать, что представление сопроводительных документов в апелляционную инстанцию делу не поможет – Постановление АС МО от 11.06.2015 № Ф05-5178/2015.) Причем административная ответственность наступает не только за отсутствие справки к товарно-транспортной накладной, но и за ее ненадлежащее оформление (Постановление ФАС ЗСО от 21.03.2014 по делу № А46-6569/2013).

Обратите внимание: выставление в местах продажи (например, на прилавках, в витринах) товаров, продажа которых является незаконной (в случае полного или частичного отсутствия сопроводительных документов алкогольная продукция считается находящейся в незаконном обороте), образует состав административного правонарушения при условии отсутствия явного обозначения, что эти товары не предназначены для продажи. Так, в деле № А70-4487/2014 доводы общества о том, что в день осуществления проверки в ресторане планировался банкет, обнаруженная алкогольная продукция была привезена клиентами ресторана и предназначалась для проведения торжества, были предметом рассмотрения судов и отклонены в связи с отсутствием достоверных доказательств, подтверждающих данное обстоятельство. (На момент проверки в баре (на полках) ресторана общества находилась алкогольная продукция (вино) в количестве восьми бутылок, в карте бара указано на наличие вина в ассортименте, документы, удостоверяющие легальность производства и оборота указанной алкогольной продукции, отсутствуют.) В итоге общество привлекли к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ (Постановление АС ЗСО от 23.01.2015 № Ф04-13826/2014).

Лица, занимающиеся оказанием услуг общепита, вправе продавать алкогольную продукцию, но соблюдая ограничения, предусмотренные ст. 16 Федерального закона № 171-ФЗ. Запретов достаточно много (основополагающие с учетом сложившейся арбитражной практики проанализированы в настоящей статье). Так, индивидуальные предприниматели вправе заниматься реализацией только пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи (причем эта деятельность не лицензируется). В отношении организаций таких ограничений нет, однако в нестационарных торговых объектах при оказании услуг общепита они могут продавать только алкоголь крепостью не более 16,5%. Совсем запрещена «алкогольная» торговля в детских, образовательных и медицинских организациях, на объектах спорта, а также на прилегающих к ним территориях. Также следует помнить о том, что недопустима розничная продажа алкогольной продукции без сопроводительных документов. Законом установлены и другие запреты продажи данной продукции (например, в отношении продажи алкоголя на объектах военного назначения и прилегающих к ним территориях, а также несовершеннолетним). Дополнительные запреты также могут вводить органы государственной власти субъектов РФ. В связи с этим в следующий раз мы продолжим изучать запреты, с которыми могут столкнуться организации (индивидуальные предприниматели) при продаже алкогольной продукции в рамках оказания услуг общепита.

Утвержден и введен в действие с 01.04.2014 Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 582-ст.

Алкоголь: изменения для предприятий питания и не только

Для этого необходимо подать в соответствующий налоговый орган необходимые документы:

  • заявление на получение лицензии,
  • документы о регистрации и становлении на налоговый учет,
  • реквизиты счетов в банке,
  • подтверждение отсутствия задолженностей по оплате налогов,
  • договор на аренду или право собственности торговой точки,
  • документы, подтверждающие наличие соответствующего требования уставного капитала,
  • заключения соответствующих служб о том, что торговая точка соответствует санитарным, пожарным и экологическим нормам.

Примите во внимание: продолжительность действия получаемой лицензии на продажу алкоголя может составлять от одного до трёх лет.
Если приближается срок окончания действия разрешения, нужно подать документы на ее продление.

Запретный алкоголь при оказании услуг общепита

    Запрещена продажа товара несовершеннолетним лицам.

Этот пункт закона является одним из самых важных и значимых, поскольку за его нарушение предусмотрена наиболее большая сумма штрафа и другие взыскания с юридического лица.


При возникновении сомнений в возрасте покупателя, продавец имеет право отказать в продаже в случае нежелания клиентом предоставить документ, подтверждающий истинный возраст.

  • Запрещена продажа такого товара с 23 до 8 часов по местному времени.
  • Правила списания алкоголя в егаис для общепита с 01.01.18

    И проверяющие этим пользовались – нам известно несколько попыток возбуждения уголовных дел по такой статье.

    Теперь в закон внесены поправки, которые гласят, что: Не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг.
    Внимательный читатель обратит внимание на то, что речь идет о смешении закупленной алкогольной продукции.

    Продажа пива: все правила и ограничения 2018 года

    Торговать алкоголем при оказании услуг общественного питания теперь можно только при наличии зала для обслуживания посетителей и только при условии вскрытия упаковки продавцом: Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки).
    4.

    Совмещать в одном обособленном подразделении общепит и розницу Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является: ….

    Продажа алкогольной продукции – основные нормы и правила

    Исключение составляет торговля пивом и пивными напитками – владелец может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

    Наложение штрафа и изъятие реализуемой алкогольной продукции с аннулированием лицензии может производиться в случае:

    • несоблюдения требований, предъявляемых к размещению торговой точки,
    • реализации товара без лицензии на торговлю,
    • отсутствия кассового аппарата на торговой точке,
    • не осуществление кассовой операции (не пробивается чек) при отпуске алкоголя,
    • при продаже алкоголя в неустановленное для этого время,
    • отпуск алкоголя лицу, не достигшему совершеннолетнего возраста.

    Обратите внимание: являясь владельцем торговой точки, реализующей алкоголь, очень важно инструктировать своих работников по основным пунктам нарушений, поскольку законом предусмотрено, что штраф накладывается именно на бизнесмена, а не на нанятых работников.
    Как получить лицензию Получить лицензию на торговлю алкоголем имеет право юридическое лицо.

    Правила торговли алкогольной продукцией в общепите

    С 31 марта 2017 года на территории России начинают применяться новые правила для продавцов алкогольных напитков в розницу, введённых федеральным законом N261.

    Сбыт товаров поштучно, а не партией (оптом) осуществляется магазинной торговлей и предприятиями общественного питания, именно они будут выполнять новые правила, установленные для продавцов алкогольных напитков в розницу.

    Так для магазинов установлены требования — лицензирование, ограничение торговли с 23 часов до 8 часов местного времени, наличие торгового и складского помещений на определенном расстоянии от образовательных учреждений, запрет продажи на розлив. Лицензирование розничной продажи алкоголя Торговля содержащими спирт напитками, подлежит лицензированию, удостоверяющему факт занятия деятельностью отдельно магазинам и предприятиям общепита.
    В строениях, предназначенных для временного пребывания людей, которые разбираются и собираются (палатки, навесы, киоски), продажа алкоголя не разрешается. Запрещён также дистанционный способ реализации. 3) Сбыт магазинами и предприятиями общепита алкоголя производится с использованием кассовых аппаратов.
    4) Специальное оборудование мощностью 4000 декалитров, необходимое для производства спирта и спиртных напитков подлежит учёту и включению в единый государственный перечень.

    Это обеспечивает контроль над изготовлением на первоначальных стадиях и выявит нарушителей, занимающихся незаконной деятельностью.

    5) отсутствие лицензии на производство, хранение и поставку этилового спирта, влечёт приостановку работы техоборудования до оформления разрешительных документов. Работа без специального разрешения (лицензии) на продажу алкоголя наказывается штрафом от 5 тыс. руб.
    Законопроект не дает уточнений – очевидно, что наличие зала для обслуживания посетителей будет определяться в соответствии с инвентаризационными и правоустанавливающими документами. Здесь сделана оговорка для выездного обслуживания (осуществлять его можно будет в местах, не противоречащих пункту 3 ст. 16, касающемуся ограничения потребления алкоголя в общественных местах) и, конечно, вагонов-ресторанов и других мест общественного питания на транспорте. И, наконец, при продаже алкоголя в общепите продавец обязан будет откупорить бутылку.

    Требования по общей площади объекта (50 или 25 кв. метров, в зависимости от населенного пункта) не будут распространяться на предприятия общественного питания, где продается не только пиво, но и алкогольные напитки крепостью до 16,5%.

    При этом на заведения общественного питания не распространяется требование об обязательном наличии складских помещений.

    advocatus54.ru

    Президент подписал поправки в 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции». Это событие прошло без особого внимания. Возможно, это связано с тем, что после внедрения ЕГАИС отрасль уже не напугать. Между тем внесенные изменения довольно сильно затрагивают отрасль общественного питания. Давайте рассмотрим их внимательнее. 1. Изготовление в ресторанах коктейлей и настоек больше не является производством алкогольной продукции Многие не знают, что процесс смешивания или настаивания по законодательству является технологическим процессом производства. А если в результате такого процесса появляется алкоголь, то бар или ресторан автоматически становится производителем алкогольной продукции.

    Розничная продажа алкогольной продукции. законодательство

    На эту тему появилось несколько дополнительных уточнений. 3. Торговать алкоголем при оказании услуг общественного питания теперь можно только при наличии зала для обслуживания посетителей и только при условии вскрытия упаковки продавцом: Розничная продажа алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания, имеющих зал обслуживания посетителей (рестораны, бары, кафе, столовые, закусочные) (далее — объект общественного питания), вагонах-ресторанах (вагонах-кафе, вагонах-буфетах), а также на водных судах, воздушных судах, за исключением случаев, указанных в настоящем пункте, с условием вскрытия лицом, непосредственно осуществляющим отпуск алкогольной продукции (продавцом), потребительской тары (упаковки). 4.

    Лицензия на алкоголь 2017-2018: виды, цены, процедура оформления

    Также нарушителю запретят заниматься продажей спиртных напитков до 3 лет. Продажа алкоголя без лицензии Помимо ведения отчетности в ЕГАИС, для продажи алкоголя потребуется получить лицензию. Чтобы получить разрешение на торговлю спиртным, предприниматель должен подать:

    • заявление на выдачу лицензии установленного образца,
    • квитанции об уплате пошлины,
    • учредительную документацию,
    • справка из налогового органа,
    • заключение от службы МЧС, Роспотребнадзора,
    • справка об отсутствии задолженности от ИФНС,
    • коды Госкомстата,
    • договор аренды или право собственности на торговое помещение.

    Лицензию на торговлю выдают на различный срок: от 1 года до 5 лет.
    После прошествия срока годности разрешение можно продлять.

    Росалкоголь разъяснил правила продажи алкоголя в общепите

    Совмещать в одном обособленном подразделении общепит и розницу Основанием для аннулирования такой лицензии в судебном порядке является: …. розничная продажа алкогольной продукции при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания по одному месту осуществления лицензируемой деятельности. Кулинарии в супермаркетах теперь уж точно не смогут разливать алкоголь своим клиентам. Однако при этом стоит учесть, что все эти ограничения вступают в силу с 31 марта 2017 года, а все уже выданные лицензии будут действовать до конца срока их действия.

    Новая редакция закона в целом облегчает рестораторам жизнь. А это уже хорошая новость для нашего трудного времени перемен. Мы рекомендуем внимательно следить за изменением в законодательстве, чтобы избегать ненужных рисков.

    Розничная торговля алкогольной продукцией в общепите

    О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» в части совершенствования регулирования розничной продажи алкогольной продукции», который вносит значительные изменения в регулирование розничной продажи алкоголя в общепите. Законопроект определяет понятие «объект организации общественного питания» как «объект хозяйственной деятельности, предназначенный для изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров (в том числе пищевых продуктов промышленного изготовления), как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг, в том числе по организации досуга потребителей».