Вопросы к Юристу

Нужно ли оплачивать время в пути до работы?

Время в пути: оплачивать или нет

Дискуссия на форуме

А Коллеги, нужен совет. Рабочие трудятся по графику сменности. Доставка

на работу (начало в 6:30) и с работы (20:30) производится транспортом

предприятия. Время в пути до места работы 1,5 часа (т. е. выезжают в 5

утра). Обязан ли работодатель оплачивать время в пути и по какой

ставке - как рабочее время? Если доставка утром, то как с доплатой

за ночной режим (+40%)? Во внутренних локальных актах оплата времени

в пути не оговорена. Спасибо.

Б В пути же они не работают? Думаю, что нет, т. к. работает в это время,

насколько я понимаю, только водитель, который доставляет ваших

работников до места работы. Когда на работу их принимали, они знали,

что место работы так далеко? Или у них меняющиеся объекты?

В Время в пути оплачивается только тем, у кого разъездной характер

работы. А так как у них не разъездной, то и оплачивать дорогу не

Г Время проезда до работы не является в данном случае рабочим временем.

Статья 91 ТК РФ дает четкое определение, что в него входит. Время

проезда там не обозначено. Оплачиваемое работодателем время отдыха

определено в ТК РФ. Времени проезда до работы там нет.

Статья 91 Трудового кодекса РФ, определяя рабочее время как время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, включает в это понятие и иные периоды времени, которые в соответствии с законодательством РФ относятся к рабочему времени.

Такими периодами законодательство считает простой (ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ), определенные перерывы (ч. 3 ст. 108, ст. ст. 109, 258, 264 ТК РФ) и некоторые другие, причем среди них отсутствует время в пути или время доставки на работу транспортом предприятия (за исключением случаев, когда работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути).

При этом ТК РФ не содержит определения этих понятий, хотя согласно ст. 57 ТК РФ условие, определяющее разъездной и т. п. характер работы, является обязательным условием трудового договора с работником.

Его можно отыскать в некоторых ведомственных нормативных актах, например в п. 2 все еще действующего Положения о выплате надбавок, связанных с подвижным и разъездным характером работ в строительстве, утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 01.06.1989 N 169/10-87: "Разъездной характер работ устанавливается работникам, выполняющим работы на объектах, расположенных на значительном расстоянии от места размещения организации, что связано с поездками в нерабочее время от места нахождения организации (сборного пункта) до места работы на объекте и обратно".

Также согласно Федеральному отраслевому соглашению по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2011 - 2013 годы (п. 3.13) разъездной характер работ предусматривает, что работники осуществляют поездки в нерабочее время от места нахождения работодателя (пункта сбора) до места работы на объекте и обратно. При этом устанавливается разный размер надбавки за разъездной характер работы - в зависимости от времени проезда работников именно во внерабочее время.

Таким образом, проезд к месту работы включается в рабочее время лишь для строго определенной законом категории работников (чья работа носит разъездной/подвижной характер или осуществляется в пути), потраченное на это время компенсируется специальной надбавкой.

Статья 168.1 ТК РФ в ч. 2 предусматривает, что перечень работ, профессий, должностей таких работников устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, кроме того, размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором. То есть организация должна самостоятельно решать вопрос об отнесении работы по конкретной должности и профессии к работе, имеющей разъездной характер. А следовательно, и о связанных с этим компенсациях.

Как следует из обсуждаемого на форуме вопроса, в организации такого перечня не существует и это лишает работников права требовать оплаты или иной компенсации времени нахождения в пути на работу.

Вопрос-ответ по теме

Какие следует оформить документы, чтобы следующим образом организовать работу:объект, где ведутся работы, расположен в 50 км от места проживания работников, они доставляются до места работы и обратно на транспорте работодателя ежедневно. Для своевременного окончания работ необходимо, чтобы работники были на объекте 8 часов (с 8.00 до 17.00 с часовым перерывом на обед). Время в пути ежедневно туда и обратно занимает 2 часа и не является свободным временем работника. Однако в это время он и не выполняет свои функциональные обязанности. Можно ли локальным актом определить время выезда на объект и с объекта и установить меньшую оплату за время нахождения в пути? Позволительно ли не оплачивать это время вообще?

В общем случае время в пути до работы в рабочее время не включают.

Не пропустите: главные изменения в кадровой работе

Что принято и вступило в силу в этом месяце.

Включить время в пути до работы в рабочее время можно в случаях, если эти требования установлены специальными нормами, например, отраслевыми соглашениями (п. 3.1.5 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010–2012 годы).

По общему правилу работодатель не обязан оплачивать сотруднику время в пути до работы, если сотрудник добирается до работы служебном транспорте. Время проезда не является рабочим временем, так как в этот период работник работу не выполняет, но и не является временем отдыха.

Работодатель может, но не обязан, исходя из своих возможностей, установить стимулирующую выплату для оплаты времени в пути до работы локальным актом, но период не входит в рабочее время.

Популярные вопросы

Подробности в материалах Системы Кадры:

Ситуация: Нужно ли оплачивать время в пути до работы

По общему правилу работодатель не обязан оплачивать сотруднику время в пути до работы, если сотрудник добирается до работы на:

  • общественном транспорте (автобусе, трамвае, метро и т. д.),
  • такси,
  • служебном транспорте, перевозящем сотрудников по определенному маршруту,
  • личном или служебном автомобиле (ином транспортном средстве).

Это объясняется тем, что во время такого проезда сотрудник трудовую функцию не исполняет, этовремя не является рабочим временем.

В то же время в отдельных нормативных документах, регулирующих трудовую деятельность тех или иных категорий сотрудников, могут быть закреплены случаи, когда время, в течение которого сотрудник добирается на работу, входит во время, связанное с работой, и может оплачиваться. Например, пунктом 3.1.5 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010–2012 годы установлено, что во время, связанное с работой, в частности, входит время ожидания спуска в шахту, время передвижения к месту работы для открытых работ и обратно. За время передвижения к месту работы на открытых работах и обратно, в соответствии с пунктом 3 2.6 Федерального отраслевого соглашения по угольной промышленности Российской Федерации на 2010–2012 годы, может устанавливаться доплата в коллективных договорах и соглашениях.

С учетом изложенного для принятия решения об оплате времени в пути до работы работодателю необходимо определить, не действуют ли в отношении его конкретной ситуации специальные нормы. Помимо этого, работодатель вправе установить компенсацию или надбавку для оплаты времени в пути до работы локальным актом или внести соответствующие положения в трудовые договоры.

Такие выводы следуют из статей 57, 91, 94, 168.1, 209 Трудового кодекса РФ.

заместитель директора департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России

Ответы юристов (6)

Нарушает ли работодатель законодательство устанавливая определённое количество часов в дороге, которые он собирается оплачивать(заведомо меньшее фактически затраченных)при направлении в командировку работника? Какую статью? И можно ли его привлечь к ответственности?
Алексей

Почему именно количество часов? Согласно ст. 168 ТК РФ: В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику:

расходы по проезду,
расходы по найму жилого помещения,
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные),
иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам других работодателей определяются коллективным договором или локальным нормативным актом, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Т. е. порядок оплаты должен быть определен на местном уровне.

Также за работником согласно ст. 167 сохраняется средний заработок.

Если Ваша работа имеет разъездной характер, то к Вам применима ст. 168.1 ТК РФ: Работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также работникам, работающим в полевых условиях или участвующим в работах экспедиционного характера, работодатель возмещает связанные со служебными поездками:

расходы по проезду,
расходы по найму жилого помещения,
дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные, полевое довольствие),
иные расходы, произведенные работниками с разрешения или ведома работодателя.
Размеры и порядок возмещения расходов, связанных со служебными поездками работников, указанных в части первой настоящей статьи, а также перечень работ, профессий, должностей этих работников устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Размеры и порядок возмещения указанных расходов могут также устанавливаться трудовым договором.

С уважением, Урванцев Евгений.

Что оплачивать прежде всего

С одной стороны, может показаться, что относительно оплаты командировочных все ясно. Сотруднику, пребывающему в командировке, оплачивают:

  1. Дни, которые он провел в командировке.
  2. Суточные.
  3. Дополнительные расходы, которые связаны с оплатой жилья, проезда и питания.
  4. Время, потраченное на то, чтобы добраться до удаленного места работы (другого населенного пункта, города или страны).

Но, чтобы определить суточные, необходимо посчитать количество дней пребывания в пути и в самой служебной командировке и оплатить их в соответствии с законом. Однако не все так просто. Есть ряд нюансов, которые необходимо знать для того, чтобы не сделать ошибку (в большую или в меньшую сторону). Они касаются оплаты, если сотрудник добирался до места назначения в праздничный либо выходной день, провел длительное время в пути либо выехал за границу.

Как оплатить командировочные при выезде за границу?

Чтобы ответить на данный вопрос, следует обратиться за получением информации к письму № 1037-ИХ Министерства труда, обобщающему основные правила подобных выплат. Если резюмировать информацию, которая содержится в письме, мы узнаем о том, что сотрудникам, находящимся в краткосрочной командировке в другой стране, производятся выплаты за каждый день пребывания за границей, включая время, потраченное на их поездку. С того момента, как работник находится в пути за пределами границ России, ему начисляются командировочные в строгом соответствии с правилами, установленными в той стране, куда он прибудет.

Далее, по возвращении обратно, оплата начисляется по правилам, которые действуют на территории Российской Федерации (так же с момента въезда в Россию и дальнейшего движения по стране, до пункта работы или до дома). То же самое правило действует, если сотрудник по долгу работы пересекает границы нескольких стран. В данном случае командировочные выплачиваются каждый раз по нормам, установленным в стране, куда направляется специалист.

Как оплатить командировочные в выходные и праздничные дни

В Трудовом кодексе РФ содержится информация, которая гласит, что сотрудникам, командировка которых попала на выходные или праздничные дни, идет двойная оплата. Причем она касается тех ситуаций, когда сложилось так, что сотрудник провел этот день в пути, добираясь до пункта назначения. Такой порядок действует и для тех, у кого рабочий день был на месте работы, и для тех, кто во время праздника или выходного попал в командировку (ст. 153 ТК РФ).

В вышеуказанном письме Минтруда также содержится информация, которая гласит, что сотрудникам, командировка и время нахождения в пути к месту назначения которых попала на выходные или праздничные дни, идет двойная оплата. Второй вариант, который предлагают в Министерстве труда, – стандартная оплата + 1 отгул, который работник может взять по согласованию с руководством.

Как быть с авансовым платежом

Сотруднику еще перед началом пути оплачивают ориентировочную сумму, которая понадобится с учетом дней, суточных и дополнительных расходов. Все расходы, которые происходят во время командировки, должны быть задокументированы. Как только командировка закончится, сотрудник должен представить в бухгалтерию документацию, где будут числиться все расходы (включая проезд и жилье). Это необходимо сделать в течение трех дней со дня приезда. После представления отчетности сумма аванса корректируется (происходит доплата со стороны компании, либо сотрудник возвращает оставшуюся сумму).

Все дни, которые сотрудник был в пути и находился на месте удаленной работы, оплачиваются по среднему заработку. В порядке исключения выступают только праздничные либо выходные дни (в данном случае идет двойная оплата, либо сотрудник зарабатывает официальный отгул).

Смотрите видео: Оплатить услуги ООО Развитие стало ещё проще (November 2019).