Вопросы к Юристу

Государственное регулирование малого бизнеса

1.Характерные черты малого предпринимательства.

2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства.

3. Проблемы развития малого бизнеса в России.

Список использованной литературы

Сегодня малое предпринимательство стало неотъемлемой частью динамично развивающейся экономики страны, одной из ее составляющих. Во всем цивилизованном мире малый бизнес признан экономической базой рыночных отношений. Ведь без него не может быть как среднего, так и крупного бизнеса.
Именно при дальнейшем успешном развитии малого бизнеса в Российской Федерации будет меняться структура общества и, наконец, расти средний класс - залог и опора дальнейшего поступательного движения вперед.

Актуальность темы “Государственное регулирование деятельности предприятий малого бизнеса” обусловлена той ролью, которую играет малый бизнес во всех экономически развитых странах. Россия не является в этом смысле исключением, так как развитие малого бизнеса поможет России решить некоторые вопросы связанные с выводом экономики из кризиса. Малый бизнес в экономике России может выполнять различные функции, поэтому государственным органам управления необходимо взять на себя все вопросы связанные с регулированием деятельности малого бизнеса. Сюда относятся такие вопросы как помощь и поддержка малого бизнеса, так и стимулирование его развития.
Общепризнано, что малый бизнес способствует созданию новых рабочих мест, смягчению кризисных явлений в экономике, развитию конкуренции. Малые предприятия более динамично реагируют на рыночные изменения. Одним из главных достоинств таких предприятий является их гибкость и высокая приспособляемость, которые в конечном итоге и обеспечивают их выживание и развитие.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне.

Малый бизнес не может развиваться без помощи со стороны государства. С другой стороны, государственное регулирования малого бизнеса позволяет «поднять» определенный сектор экономики. Очевидно, что, предоставляя льготы определенным категориям малых предприятий, государство может увеличить как приток капитала, так и приток рабочей силы в определенных областях экономики. Некоторые страны поддерживают малые предприятия, которые занимаются разработкой инновационных технологий, что позволяет не только сохранить квалифицированных специалистов, но и сделать серьезный шаг вперед в научно-техническом развитии.

Правительство Российской Федерации в настоящее время предоставляет помощь всем предприятиям малого бизнеса. Начинающий предприниматель может получить льготный кредит или страховку, пройти упрощенную регистрацию или получить консультацию у специалиста.

Целью данной работы является изучение темы "Государственное регулирование деятельности предприятий малого бизнеса".

1. Характерные черты малого предпринимательства

Характерными чертами малого и среднего предпринимательства является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течении пять лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

В настоящее время предприятия классифицируют по количеству занятых в них человек.

промышленность – 100 человек,

строительство – 60 человек,

транспорт – 100 человек,

сельское хозяйство – 60 человек,

научно-техническая сфера – 60 человек,

оптовая торговля – 50 человек,

розничная торговля и бытовое обслуживание населения – 30 человек.

По данным Госкомстата России, доля продукции, произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП (для сравнения: в США – 60% на начало 90-х).

По данным опроса владельцев малых предприятий (МП) в Германии- 55 % не планируют расширение, 35 % разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10 % - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Период, начиная с 1994 года, характеризуется появлением целого ряда новых, достаточно негативных тенденций в развитии российского МП. Прежде всего, рост числа малых предприятий прекратился и в течение некоторого времени наблюдалось снижение их общего количества, т.е. динамика малых предприятий приобрела отрицательные значения. Не обнаружила себя длительно ожидаемая тенденция структурных изменений, направленная в сторону большей вовлеченности МП непосредственно в производственно-инновационную деятельность. Хотя наметившийся в малом бизнесе спад в целом преодолен, породившие его проблемы сохранились и возможности их решения еще предстоит серьезно анализировать.

Преобладающая доля российских МП функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства.

2. Методы государственной поддержки малого предпринимательства.

Фондом поддержки малого предпринимательства является некоммерческая организация, создаваемая в целях финансирования программ, проектов, мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства, путем аккумулирования средств, поступающих от приватизации государственного и муниципального имущества, доходов от собственной деятельности, добровольных взносов физических и юридических лиц, в том числе иностранных, доходов от выпуска и размещения ценных бумаг, а также доходов, получаемых по процентам от льготных кредитов, выделенных на конкурсной основе субъектам малого предпринимательства.

Фонд поддержки малого предпринимательства является юридическим лицом. Основными направлениями деятельности фонда поддержки малого предпринимательства являются:

-содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции путем привлечения и эффективного использования финансовых ресурсов для реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства,

-участие в разработке, проведении экспертизы и конкурсном отборе, а также в реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, демонополизации экономики, развития конкуренции, насыщения товарного рынка, создания новых рабочих мест,

-участие в формировании инфраструктуры рынка, обеспечивающей равные условия и возможности для осуществления деятельности в области малого предпринимательства,

-поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур, стимулирование разработки и производства принципиально новых видов продукции, содействие в освоении новых технологий и изобретений,

-содействие в привлечении отечественных и иностранных инвестиций для реализации приоритетных направлений деятельности по созданию конкурентной среды и развитию малого предпринимательства,

-организация консультаций по вопросам налогообложения и применения норм законодательства.

Порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством. В случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательств, а по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Малые предприятия, помимо налога на прибыль, уплачивают налоги с перечисленных видов доходов (по установленным ставкам, отличным от общеустановленных) вне зависимости от того, имеют ли они льготу по налогу на прибыль или нет, поскольку действующее законодательство не устанавливает специальной льготы при налогообложении данных видов доходов.

3.Проблемы развития малого бизнеса в России

Сложность ситуации заключается в том, что принципы управления, свойственные государству федеративного типа, конечно, не позволяют Центру диктовать субъектам Федерации когда и какие законы принимать. Однако, возможны меры иного свойства. Так, неоднократно предлагалось пойти на свертывание или заметное сокращение всех форм федеральной помощи регионам в реализации их программ поддержки МП, если в указанных регионах отсутствуют соответствующие законы, четко обозначающие права и ответственность региональных органов государственной власти и управления в деле развития и государственной поддержки МП. Разумеется, столь жесткие меры целесообразно было бы подкрепить включением в федеральную программу пункта о разработке силами экспертов и специалистов некоего «модельного варианта» закона субъекта РФ «О развитии и государственной поддержки МП» и ее апробации в нескольких республиках и регионах России.

К числу значимых методологических проблем относится и усиление комплексного характера осуществляемых мер поддержки малого бизнеса через систему государственных программ. Например, значительные средства - как на федеральном, так и на региональном уровне - тратились и по-прежнему тратятся на обучение предпринимателей. Однако часто такие усилия не дают должной отдачи, т.к. действующие программы поддержки не содержат идеи «автоматического» подкрепления полученных знаний предпринимателей необходимым им минимумом «стартового капитала», возможностью получения лизинговых услуг или приобретения франчайзы, возможностью достаточно льготной аренды производственного/торгового помещения и пр. Реализация комплексного характера поддержки требует качественно нового подхода к сбалансированности и взаимоувязке различных блоков государственных программ с учетом реальной потребности тех или иных категорий малых предпринимателей - как действующих, так и потенциальных - в тех или иных мерах поддержки. При этом, если ранее приоритет неизменно отдавался поиску стартового капитала, то теперь все более актуализируется проблема так называемой «имущественной поддержки» МП путем выделения им нежилых помещений, перераспределения территорий и помещений предприятий за счет разукрупнения или реструктуризации фактически бездействующих предприятий ли предприятий-банкротов, конверсионных предприятий, путем создания на их основе специальных производственных баз, технопарков и пр.

Организационно-институциональные проблемы государственных программ поддержки МП порождены отсутствием на сегодняшний день единой полномочной и ответственной исполнительной вертикали осуществления государственной политики в отношении малого бизнеса, в том числе и в плане реализации целевых программ поддержки МП. На сегодняшний день структура органов власти и управления, обеспечивающих государственную поддержку и взаимодействие с МП в различных регионах России весьма неодинакова. В системе исполнительной власти субъектов Российской Федерации этими вопросами занимает множество органов с различным статусом, функциями, полномочиями и ответственностью. Более того, часто эти органы формально представляют разные направления социально-экономической деятельности (а именно, министерства, комитеты, департаменты, управления, отделы и пр.). Это приводит к неопределенности на местах статуса заказчика/исполнителя региональных программ развития и поддержки МП, а также негативно влияет на возможности взаимодействия специализированных федеральных и региональных органов поддержки МП, в частности, в процессе согласования и взаимодействия соответствующих федеральных и региональных программ. Примерно такая же ситуация складывается и с юридическим (организационно-правовым) статусом региональных фондов поддержки МП (специализированные региональные фонды сейчас имеются примерно в 3/4 всех субъектов Федерации), что затрудняет их рабочее взаимодействие с Федеральным фондом поддержки, а также местными финансово-кредитными институтами, так или иначе действующими в интересах малого бизнеса.

Особой проблемой в финансовом аспекте реализации целевых государственных программ поддержки МП является усиление роли банковских институтов. Речь идет об их участии в финансировании (точнее - софинансировании) государственных программ поддержки МП с общей перспективой замещения «фондовой» модели финансово-операционного обеспечения указанных программ (рассчитанной преимущественно на бюджетную «подпитку» программ, а в целом - только на начальный этап формирования всей практики государственной поддержки малого бизнеса) преобладающей ролью специализированных банков. Нынешнее же взаимодействие МП с банковско-кредитным сектором экономики следует расценить как неудовлетворительное. Это взаимодействие банков “заморозилось” на уровне преобладающего значения краткосрочного кредитования, причем преимущественно сферы торгово-посреднеческих операций МП. Роль банков как источника инвестиционной деятельности МП, их реструктуризации незначительна. Это связано с причинами, лежащими как на стороне банков, так и вне их.

Ряд интересных возможностей заключен в усилении взаимного кредитования предприятий малого бизнеса, которые уже активно действуют во многих регионах России.

Для страны таких масштабов, как России, малый бизнес может стать основой экономик. В наших условиях он может стать лишь связующим звеном, которое обеспечило бы бесперебойную работу крупных промышленных предприятий. Поэтому для начала следует определить те отрасли и сферы экономики, в которых предприятия малого бизнеса играют решающую роль. Во-первых, это вся сфера услуг, в том числе технические услуги, включая ремонт и техническое обслуживание машин и оборудования, консультационные услуги, бытовое обслуживание населения. Во-вторых - торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность.

Поэтому одним из решающих условий углубления проводимых в России экономических реформ, способных вывести страну из кризиса, обеспечить ослабление монополизма, добиться эффективного функционирования производства и сферы услуг, является развитие малого предпринимательства. Этот сектор экономики создает необходимую атмосферу конкуренции, способен быстро реагировать на любые изменения рыночной конъюнктуры, заполнять образующиеся ниши в потребительской сфере, создает дополнительные рабочие места, является основным источником формирования среднего класса, то есть расширяет социальную базу проводимых реформ.

В условиях инфляции, налоговой нестабильности, отсутствия рынка сырья и материалов начинающие предприниматели, почувствовав вкус «легких денег», быстро перекочевали в сферу улично-палаточной торговли, спекуляции, ушли в другие коммерческие структуры. Источниками товаров для торговли стали импортные закупки, челночные рейсы в развивающиеся страны, а также товары из государственной торговли, включая продукты питания. Уходя от статистики налогообложения, не вкладывая каких-либо средств в помещения, оборудование, культуру торговли, многие бизнесмены получили благоприятные возможности для обогащения.

Анализ развития предпринимательства показывает, что доля предприятий, работающих в сфере торговли и посреднических услуг, занимает доминирующее положение. Кроме того, существует большое количество предприятий, зарегистрированных как производственные или многоцелевые (выпуск товаров народного потребления, оказания различных услуг), но тем не менее занимающихся торгово-посреднической деятельностью как основной.

Высокие налоги, всевозрастающая арендная плата за помещение и оборудование, отсутствие фондового рискового капитала - все это затрудняет продолжение эффективной деятельности и вынуждает направлять основные усилия не на расширение производства, а на борьбу за выживание.

Но главная причина сокращения числа малых предприятий - низкий уровень финансовой обеспеченности большинства малых предприятий вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможность получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективность налоговой системы. Негативное воздействие на развитие малого бизнеса в сфере материального производства оказывают неразвитость производственной инфраструктуры, нехватка специализированного оборудования, слабость информационной базы.

К настоящему времени сделаны только самые первые шаги в правовом и организационном обеспечении формирования малого предпринимательства в качестве особого сектора экономики России. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий.

Комплекс первоочередных мер по развитию малого предпринимательства в РФ, должен осуществляться в следующих направлениях:

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Глава 1. Государственное регулирование малого бизнеса в РФ

1.1 Сущность малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны

1.2 Программы поддержки малого бизнеса в РФ

Глава 2. Анализ эффективности государственного регулирования малого бизнеса в РФ

2.1 Эффективность экономической политики малого бизнеса в РФ

2.2 Преимущества и недостатки регулирования малого бизнеса в РФ

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ

малый бизнес экономический предпринимательство

Актуальность темы исследования. Малое предпринимательство играет существенную роль в решении социально-экономических задач, стоящих перед Россией в настоящее время.

В начале 1990-х годов в России наблюдался значительный рост сектора малого предпринимательства. В период 2000-2007 гг. произошло замедление позитивных тенденций. Нет заметных прогрессивных изменений в динамике и отраслевой структуре малого предпринимательства и в настоящий момент. На сегодня доля инновационного сектора в объеме выпуска малых предприятий составляет лишь 2,5%, промышленного производства и строительства - 13%, услуг - 21%. Доминирует сектор торговли, его доля составляет около 50%.

Таким образом, несмотря на усилия, предпринимаемые правительством России по развитию малого предпринимательства, становление этого сектора экономики проходит с большими трудностями.

Состояние изученности проблемы. Государственное регулирование малого бизнеса рассматривается в работах Н.В. Абдуллаева, Ю.Н. Александрина, И.Н. Альхимович, О.Д. Балабановой, И.С. Бессонова, А.О. Веретенова, Г.Ю. Власова, Г.А. Гайнуллиной, А.В. Дубыниной, И.Г. Коваль, П.Ю. Мелехиной, А.В. Немец, О.А. Панченко, А.А. Тараруевой и др. Однако до сих пор остается дискуссионным вопрос о формах, методах такого регулирования. Недостаточно разработанными остаются вопросы эффективности государственной поддержки малого бизнеса в отечественной экономике.

Целью настоящей работы является исследование государственного регулирования малого бизнеса в России.

Для реализации названной цели необходимо решить следующие задачи:

- проанализировать понятие малого бизнеса, его роль в социально-экономическом развитии страны,

- выявить содержание программ поддержки малого бизнеса в РФ,

- рассмотреть эффективность экономической политики малого бизнеса в РФ,

- определить преимущества и недостатки регулирования малого бизнеса в РФ,

- раскрыть перспективы развития малого бизнеса в РФ.

Объектом исследования являются хозяйствующие субъекты - российские малые предприятия.

Предмет исследования - механизм государственной поддержки малого бизнеса.

Теоретической основой работы являются зарубежные и отечественные теоретические и методологические разработки в области государственной поддержки малого бизнеса.

Максимум получает Москва - 1,41 млрд. рублей в 2012 г., 1,34 млрд. рублей в 2013 г. На 2-м месте по объемам субсидирования в 2012 г. был Краснодарский край - 644,8 млн. рублей, а на 3-м - Московская область - 610,87 млн. рублей. Для представителей малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга в 2012 г. было предусмотрено всего 260 млн. рублей. Меньше всего в 2012 г. получила Еврейская автономная область - 5,46 млн. рублей, Чукотский автономный округ - 16,2 млн. рублей, Магаданская область - 32,8 млн. рублей. В 2013 г. меньше всех средств на поддержку малого и среднего бизнеса получил Ненецкий автономный округ (4,6 млн. рублей).

В 2012 г. каждому конкретному предпринимателю больше всего средств было перечислено в Чеченской Республике - 68,861 тыс. рублей на человека, в Республике Алтай - 19, 482 тыс. рублей и в Чукотском автономном округе - 8,526 тыс. рублей. Аутсайдерами оказались Санкт-Петербург - по 342,2 рубля, Еврейская автономная область - 510,4 рубля, Челябинская область - 627,4 рубля, Саратовская область - 633,8 рубля, Тюменская область - 666,7 рубля.

В. Ермаков комментирует: "Расчет объема федеральных средств, выделяемых на поддержку малого и среднего бизнеса для каждого субъекта Федерации, происходит на основе среднесписочной численности предприятий МСБ в каждом регионе, а также на основе объема средств, выделяемых местным бюджетом на поддержку малого и среднего бизнеса". Таким образом, те регионы, которые на деле оказывают поддержку предпринимательству и выделяют достаточные для этого деньги, получают и соответствующие средства из федерального бюджета.

В Докладе о результатах и основных направлениях деятельности Минэкономразвития России на 2013-2015 годы приводятся следующие данные. В среднем по Программе порядка 40% средств выделяются на создание и развитие инфраструктуры, 60% - на прямые субсидии предпринимателям. Этим обеспечено функционирование 84 гарантийных фондов (с капитализацией свыше 36 млрд. рублей и выданными кредитами на сумму более 185 млрд. рублей), 70 микрофинансовых организаций (с портфелем займов более 8 млрд. рублей), а также 113 бизнес-инкубаторов, промышленных парков в Республике Татарстан и Белгородской области, технопарка в Пензенской области.

Поддерживаются: "стартующие" - не менее 10 тысяч новых бизнесов ежегодно, около 3,3 тысяч предпринимателей, заключивших договора лизинга, более 30 тысяч прошедших обучение. В 2012-2013 гг. (2013 г. - оценочно) поддержано около 270 тыс. человек, создано около 200 тыс. новых рабочих мест и сохранено более 480 тыс. рабочих мест. В целом, в указанном Докладе делается вывод о высокой эффективности оказываемой государством поддержки малому предпринимательству. Но такое мнение разделяют не все.

Так, проведённый И.С. Бессоновым анализ показал фактическое отсутствие статистически значимой связи между объёмами оказываемой государством поддержки и результатами деятельности малых предприятий: "Иными словами, занимаясь сегодня так называемой "господдержкой МСП", государство (и те, кто от его имени действует) бессмысленно расходует бюджетные средства". Отмечается, что малый бизнес неактивно участвует в освоении выделяемых средств: "При таких значительных вливаниях малый бизнес не ощущает никакой поддержки". Называются и основные причины такого положения: хищения средств, нецелевое использование, поглощение средств инфраструктурой поддержки. Кроме того, поскольку на одного предпринимателя сумма оказывается не слишком большой, предприниматели её не осваивают.

Итак, с 2005 г. реализуется Федеральная финансовая программа поддержки малого и среднего предпринимательства, основной задачей которой является увеличение количества созданных субъектов МСП, а также количества созданных и сохраненных рабочих мест. Задачи повышения роли государственной поддержки малого бизнеса и формирования её рациональной структуры обусловливают необходимость оценки эффекта от затрачиваемых средств. Это серьезная проблема, решение которой имеет большое практическое значение.

Глава 2. Анализ эффективности государственного регулирования малого бизнеса в РФ

2.1 Эффективность экономической политики малого бизнеса в РФ

Рост производственного потенциала России, повышение уровня доходов населения, создание лучших условий проживания, совершенствование инфраструктуры повышают уровень жизни населения и влияют на развитие малого предпринимательства. В свою очередь и малые предприятия вносят заметный вклад в повышение социально-экономического уровня как России в целом, так и ее отдельных регионов. Поэтому развитие малого предпринимательства -- важная государственная задача.

В настоящее время наступил качественно новый этап государственной политики в сфере развития малого предпринимательства в Российской Федерации. На этом этапе прослеживается нацеленность государства на создание концепции развития данного сектора экономики. Современная ситуация значительно отличается от периода 1990-х - начала 2000-х гг., когда речь шла о формировании института государственной поддержки малого бизнеса. Тогда главным было создание нормативной базы поддержки и наращивание её объемов, в начале - минимальных. В настоящее время эти задачи в определенной степени решены, в том числе за счет программ поддержки.

Более востребованной становится задача повышения эффективности государственной поддержки малого предпринимательства. Это, в свою очередь, предполагает выработку адекватных методов оценки эффективности: "Особую научную и практическую ценность представляет … оценка эффективности институционального, финансового и кредитного обеспечения, в том числе и государственной помощи".

На сегодняшний день в научно-практической литературе нет единства взглядов авторов на сущность, назначение и методику оценки эффективности системы поддержки малого предпринимательства. В работах по оценке эффективности государственной поддержки малого предпринимательства наиболее часто представлена критика существующих методов оценки. Предложения же авторов по совершенствованию оценки нередко фрагментарны или неопределенны. Например, рекомендованы отдельные дополнительные критерии, не образующие системы оценки (предлагаются показатели отдачи бюджетных средств, затраченных на осуществление мер по содействию развитию малого бизнеса - А. Дадашев, И. Баранова). А. Чепуренко и В. Буев предлагают шире использовать опросы предпринимателей, но в их работах не показано влияние опросов на формирование оценки и принятие управленческих решений. Имеются работы по методам оценки эффективности поддержки предпринимательства в отдельных отраслях, которые не применимы или слабо адаптированы для сектора в целом (В. Тореев, О. Вороновская).

В целом, можно сделать вывод об отсутствии единой концептуальной основы методик оценки эффективности государственной поддержки малого предпринимательства.

"Система регулирования и поддержки сферы малого бизнеса … должна базироваться на комплексной оценке, учитывать региональные особенности функционирования данной сферы, её сильные (преимущества) и слабые (недостатки, проблемы) стороны и носить комплексный характер".

В исследовании А.А. Тараруевой разработана совокупность критериев и соответствующих показателей эффективности системы поддержки малого предпринимательства на федеральном и региональном уровнях, рассчитываемых в динамике по сравнению с предыдущим годом и базовым годом программы, а затем в виде удельного веса малого предпринимательства (табл. 3, приложение 2). Критериальные показатели выражают ту или иную функцию, как правило, в абсолютном и относительном значениях. "Предлагаемая совокупность показателей эффективности, - считает А.А. Тараруева, - позволит дать объективную оценку малого предпринимательства, во-первых, в статике и динамике, и, во-вторых, не изолированно, а в системе общественного воспроизводства. При этом повышение роли малого предпринимательства, выражаемой совокупностью критериев, становится возможным при опережающих темпах роста показателей малого предпринимательства по сравнению с показателями остального сектора экономики (т.е. крупных и средних предприятий) или экономики в целом".

А.В. Немец разработала методику конкурсного отбора субъектов малого предпринимательства на получение государственной поддержки, особенностью которой является ранжирование значений единого критерия вместо определения соответствия проекта каждому критерию из их широкого набора. Применяется единый критерий эффективности проекта, учитывающий бюджетную эффективность, инновационную составляющую в деятельности предприятия, социальную эффективность, рассчитанную как совокупность результативности и внешних эффектов, т.е. все позитивные влияния, включая выраженные в натуральных показателях (1):

Эn - единый критерий эффективности проекта,

Э- коэффициент бюджетной эффективности,

S - коэффициент социальной эффективности,

IN - показатель инновационности,

(Ке) - коэффициент внешних эффектов рассчитывается при равных значениях Эn.

Алгоритм расчета единого критерия представлен на рис. 3 (приложение 3).

А.В. Немец предложила также методический подход, отличие которого - в измерении результатов поддержки показателем прироста налоговых доходов бюджета, полученного от реципиентов, а также во включении издержек на содержание инфраструктуры поддержки в состав затрат (2). Подход унифицирует оценку поддержки малого предпринимательства и основан на расчете интегрального показателя эффективности, который имеет такой вид (при учете того, что результатами считаются приросты показателей только тех предприятий, которым была оказана поддержка, а затратами - не только бюджетные вложения, но и издержки на содержание инфраструктуры государственной поддержки):

Э - эффективность государственной поддержки малого предпринимательства,

I - количество предприятий, получателей поддержки,

Нi - сумма налогов, подлежащих зачислению в бюджет в результате поддержки i-го предприятия. Рассчитывается как сумма налоговых платежей, обусловленных суммой денежных средств, полученных в качестве поддержки,

Si - коэффициент социальной эффективности i-го предприятия,

INi - показатель инновационности i-го предприятия,

F - сумма денежных средств, направляемая на поддержку малых предприятий через органы поддержки малого предпринимательства,

A - издержки на содержание государственной инфраструктуры поддержки j-того органа поддержки. Рассчитываются как затраты, необходимые для базового обеспечения жизнедеятельности учреждения, оказывающего поддержку: расходы на оплату труда управленческого и основного персонала, коммунальные платежи и др.

Диапазоны вариации предложенного интегрального показателя эффективности поддержки таковы:

Менее 0,25 - неэффективная поддержка,

0,25 - 0,625 - низкая эффективность поддержки,

0,625 - 1 - высокая эффективность поддержи,

1 - максимальная эффективность поддержки.

Общий критерий оценки эффективности системы поддержки малого бизнеса, по мнению Л.И. Чубаревой, должен учитывать многогранность функций и целей развития малого бизнеса (3):

где ЭСПМБ - эффективность системы поддержки малого бизнеса,

ЭЭМБ - экономический эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса,

СЭМБ - социальный эффект от развития малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса,

ТИМБ - трансакционные издержки субъектов малого бизнеса в условиях реализации системы поддержки малого бизнеса,

ЗСПМБ - затраты на разработку и реализацию системы поддержки малого бизнеса.

Таким образом, оценивать эффективность государственной поддержки малого предпринимательства необходимо именно в рамках программ поддержки, а не развития малого предпринимательства в целом. Эффективность поддержки малого предпринимательства - это отношение экономического и социального эффекта от реализации программных мероприятий к необходимым для его достижения бюджетным затратам. В конечном счете, уровень эффективности системы поддержки малого предпринимательства, реализации программ поддержки и развития малого предпринимательства зависит от совершенства отдельных её элементов (подсистем) и их взаимодействия.

2.2 Преимущества и недостатки регулирования малого бизнеса в РФ

За последние годы в стране можно отметить усиление внимания со стороны государства к сфере малого предпринимательства. Такое усиление в первую очередь связано со стремлением повысить вклад малого бизнеса в валовой национальный продукт страны и приблизиться к уровню развитых стран. Также учитываются существующие перспективы дальнейшего роста сферы малого бизнеса в России. Необходимость поддержки и развития малого бизнеса признана и на международном уровне. Так, принято Соглашение Правительств государств - участников СНГ от 17.01.1997 "О поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ".

За последние три-четыре года существенно увеличился объем средств, которые выделяются на проведение мероприятий, направленных на развитие малого и среднего бизнеса. Г.А. Гайнуллина считает, что "прослеживается нацеленность государства на создание концепции развития данного сектора экономики".

Если проанализировать предпосылки для создания системы экономических факторов инновационного развития малого предпринимательства в целом по России, то можно отметить, что государственные институты инновационного развития на сегодняшний день более или менее сложились и наращивают обороты. Почти все элементы инновационной инфраструктуры развития малого предпринимательства, какие существуют и функционируют в мире -- такие как технопарки, технико-внедренческие центры и т.д., за последние 10-15 лет появились и в России. Создается инфраструктура, необходимая для развития бизнеса. Приведем только один пример: в Нижегородской области созданы Фонд микрокредитования, Агентство гарантий, Венчурный фонд, сеть Центров развития предпринимательства, Фонды поддержки предпринимательства (в регионе их 30). В течение пяти лет успешно работает Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор. Развивается сеть бизнес-инкубаторов в области, в частности, в р.п. Тоншаево и в г. Дзержинск. Планируется, что в г. Волгограде будет создан собственный инжиниринговый центр. Это позволит получать предпринимателям квалифицированную помощь в бизнес-вопросах.

Важную роль играет возможность малых предприятий и индивидуальных предпринимателей выбрать систему налогообложения, учета и отчетности. Поэтому весьма позитивным следует признать тот факт, что введены в действие упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках для субъектов малого предпринимательства.

Положительную динамику можно также отметить в процессе регистрации предприятий. Здесь в 2012 г. произошли не очень существенные, но все же значимые для рядового предпринимателя изменения. Число процедур, необходимых для регистрации, сократилось с 9 до 8. Кроме того, уменьшен был и срок регистрации - с 30 до 18 дней.

В целом, мероприятия поддержки и развития субъектов малого предпринимательства в России, безусловно, дают положительный результат. Недостатки же государственного регулирования малого бизнеса в РФ видятся в следующем.

Государственное регулирование малого бизнеса, "с одной стороны, поддерживает институциональные нормы, а с другой -- инициирует непрерывные изменения в экономике". Отсюда - нестабильность развития малого предпринимательства.

Государство формирует условия и правила экономической деятельности, разрабатываемыми программами воздействует на отдельные рыночные единицы, однако двусторонние отношения между макро- и микроэкономикой не обеспечивают ответную реакцию, обратную связь. Разрозненные предприятия не могут создать единый канал выражения своих интересов, не могут проводить действенную политику совершенствования структуры производства и повышения его конкурентоспособности в рамках отрасли, региона, страны в целом. Разрозненные, особенно небольшие предприятия не могут разрабатывать и осуществлять единую политику в области развития внешних условий предпринимательства.

Вопросы поиска источников финансирования и инвестиций для малых предприятий не только не теряют своей актуальности, а, наоборот, становятся всё более критичными: "Без сомнения, для нормального развития бизнесу нужна более стабильная ситуация. Это касается прежде всего возможности получения дешевых кредитов. Банки отнюдь не торопятся прислушиваться к рекомендациям премьер-министра страны и крайне неохотно идут на снижение стоимости ссуд. Они ссылаются и на плохие долги, и на разные источники привлечения кредитных ресурсов".

"В рейтинге факторов, сдерживающих развитие малого бизнеса, по отзывам предпринимателей, первое место занимает сложность получения кредита, неплатежеспособность партнеров, нестабильность и невыполнение законодательных актов, а также бюрократия, коррупция…", - пишут С.И. Мамакаева и М.А. Матвеева.

Недостаток денежных оборотных средств и инвестиционных ресурсов является ведущим фактором, ограничивающим рост производства на малых предприятиях всех отраслей. Проблемы поиска малыми предприятиями источников финансирования инвестиционных проектов достаточно существенные и не могут быть решены без участия государственных и региональных органов власти.

Результаты исследования О.Л. Рубцовой подтверждают, что в регионах нет достаточного взаимодействия между управленческими структурами государственной власти и банками, которые сегодня имеют кредитные ресурсы. Из-за этого малый бизнес низкоэффективный, т.е. предприятия теряют время, системность работы, свое развитие, потенциальные доходы, кадровые ориентиры и т.д.

Потребности малых предприятий в инвестиционных ресурсах, сверх их собственных ресурсов, удовлетворяются крайне плохо. А.А. Бораев пишет, что "нехватка собственных ресурсов как малых, так и средних предприятий бизнес сферы в регионах РФ длительное время сопровождается не только низким уровнем государственного участия в регулировании их деятельности, но и неплатежеспособностью населения большинства регионов…".

При всей важности собственных финансовых ресурсов малых предприятий, накопленных денежных средств населением, вышеприведенные данные говорят об отсутствии эффективного механизма системной кредитной поддержки государством малого предпринимательства.

Вместе с тем, нужно учитывать и следующее. Во многом эффективность функционирования малого предпринимательства зависит от умения руководителя использовать резервы своих предприятий. Как справедливо отмечает директор департамента оценки АКГ "Развитие бизнес-систем" М. Тищенко: "Взять кредит, а что с ним дальше делать? Многие "бизнесмены" реально экономически безграмотны…". Действительно, ведь привлекательность заниматься тем или иным делом сама по себе не есть повышение результативности предпринимательской деятельности. Таким образом, малые предприятия нуждаются не только в дешевых кредитах, но и в модернизации навыков управления и поиска информации.

О.Н. Яриева в числе недостатков регулирования малого бизнеса в РФ выделяет "учет сиюминутных и среднесрочных перспектив, возросшее административное давление" и делает вывод об отсутствии действенного механизма поддержки малого предпринимательства. "Проблемы стандартные - это административные барьеры, сложности с кредитованием, постоянное реформирование нормативных актов, регламентирующих их деятельность, снижение покупательной способности населения, высокие арендные платежи и налоговые отчисления", - констатирует эксперт московского отделения "Опоры России" И. Федотов.

Ю.Н. Александрин, отмечая, что в целом по России темпы развития малого предпринимательства недостаточны, называет следующие причины такого положения: "В первую очередь, это всё ещё "не сглаженные" последствия финансового кризиса. Во-вторых, низкая предпринимательская активность населения, вызванная недостаточной информированностью его большей части о механизмах государственной помощи. Многие люди попросту не знают сути действующих программ развития и поддержки этого сегмента бизнеса. Что, в свою очередь, говорит об их не слишком-то грамотной реализации со стороны государства". М. Тищенко также считает, что многие из созданных программ оказались неработоспособными, т.к. представители малого предпринимательства не видят "в данных программах реальной отдачи в бизнесе. Вот тут и нужно разъяснять и объяснять реальную выгоду от конкретной программы".

Государство предпринимает меры, направленные на поддержку малого предпринимательства, однако их эффективность зачастую оставляет желать лучшего, а малые предприятия находятся в затруднительной ситуации. "Поддержка, в т.ч. финансовая, в действующих программах … основана (и это жёстко контролируется) на условиях финансовой отдачи в виде налоговых поступлений, - подчеркивает И. Федотов. - Проведение конкурсов на предоставление субсидий начинающим предпринимателям, возмещение ставки банковского кредита, лизинг, микрофинансирование, оказание консультационной и юридической помощи, информационная поддержка и многое другое, в т.ч. вопросы аренды, налогообложения. Основная цель - это развитие экономики и экономической активности людей".

В целом, сложность и многоступенчатость организационной структуры государственной поддержки малого бизнеса делает её малоэффективной, ограничивает круг предприятий, которым могла бы быть доступна эта помощь. В этой связи необходимо совершенствовать направления движения государственной помощи малому бизнесу. По мнению П.Ю. Мелехиной, упростить систему государственной поддержки малого бизнеса можно за счёт устранения промежуточных звеньев в структуре этой системы. Эта автор полагает, что целесообразным будет создание "саморегулируемых организаций микро- и малых предприятий по профилю деятельности, которые могли бы взять на себя функции по взаимодействию с государственными органами и целевого распределения бюджетных средств между микро- и малыми предприятиями, нуждающимися в такой помощи".

Итак, любая экономическая система, в т.ч. система предприятий малого бизнеса, требует макроэкономического управления на основе координации действий отдельных её субъектов. Поддержка малого бизнеса - это поддержка рыночной, конкурентной экономики в целом. В этой связи необходимо учитывать, что основные причины недостаточного развития малого бизнеса в нашей стране связаны с несовершенным законодательством в отношении малых форм хозяйствования, административными барьерами, отсутствием или неразвитостью финансово-кредитных институтов, высокими процентными ставками для малого предпринимательства, множеством контролирующих организаций, мешающих работе, и т.п. Актуальной проблемой остается разработка программ поддержки малого предпринимательства.

Глава 3. Перспективы развития малого бизнеса в РФ

Малый бизнес развивается, в первую очередь, в сферах торговли и общественного питания. Так, в России, на них приходится около 50% предприятий малого бизнеса. Почти ? объема платных услуг, оказываемых малым бизнесом, приходится на связь, транспорт, образование, коммунальные и бытовые услуги (см. рис. 2, приложение 1). Очевидно, что сфера услуг и в перспективе будет являться широким полем деятельности для малого предпринимательства. Вместе с тем, важно учитывать тот факт, что объем и структура товарного рынка постепенно изменяются: "С одной стороны, появляется возможность расширения бизнеса с целью предоставления новых видов услуг, с другой - потребности населения в товарах и услугах могут быть весьма консервативны и предприниматели ограничены в создании нового и расширении существующего бизнеса, в ответ на новации, моду и другие изменения во внешней среде".

Укрепление отечественной экономики, усиление её социальной направленности выдвигают необходимость расширения и постоянного совершенствования малого бизнеса. В значительной степени современные проблемы малого предпринимательства свидетельствуют о недостатках государственного управленческого воздействия, "необходимость которого сама по себе бесспорна". Поэтому важное место в перспективном развитии малого бизнеса в нашей стране отводится поиску направлений совершенствования форм и методов государственного регулирования данной сферы.

Так, анализ деятельности малых предприятий свидетельствует о том, что недостаточная эффективность хозяйствующих субъектов малого предпринимательства связана не только с неблагоприятными макроэкономическими факторами, но и во многом зависит от их способности ориентироваться в меняющихся условиях. Поэтому необходимы государственные меры по созданию интегрированной системы сбора, накопления, анализа и интерпретации информации о ходе и тенденциях развития малого предпринимательства, т.е. мониторинга. Мониторинг как система сбора и обработки информации имеет целевую направленность информационных процессов и обеспечивает максимальную объективность получаемых выводов на каждой стадии обработки информации.

Необходимо обратить внимание и на то, что малое предпринимательство существует в рамках общей социально-экономической системы государства и каждый регион, в силу своего исторически сложившегося развития, занимает определенное место, имеет свои особенности и отличия не только в географическом расположении, но и в уровне социально-экономического развития. Малое предпринимательство функционирует на конкретных территориях, тесно связано с потребностями населения, стремится удовлетворить спрос на товары и услуги региональных рынков. Именно поэтому "важным аспектом изучения возможностей дальнейшего развития малого предпринимательства является изучение социально-экономического уровня развития региона".

Социально-экономическая оценка регионов должна быть комплексной и включать в себя несколько направлений, непосредственно влияющих на уровень развития малого предпринимательства: уровень экономического развития, демографическую ситуацию, занятость населения, уровень и качество жизни, уровень социальной инфраструктуры. По основным экономическим показателям существуют огромные различия в Европейской и Азиатской, Северной и Южной частях Российской Федерации, причем процесс дифференциации регионов продолжается.

Также важно учитывать, что в перспективе возможности организации новых малых фирм будет ограничивать неблагоприятное демографическое положение России. Ведь инициативная деятельность присуща людям молодого и среднего трудоспособного возраста, которые более восприимчивы к нововведениям, не боятся риска. Да и мигрируют, как правило, люди профессионально подготовленные, имеющие высокий уровень квалификации, способные найти применение своим знаниям и навыкам в малом предпринимательстве.

Уменьшение естественного прироста населения вкупе с оттоком наиболее экономически активной его части уменьшает шансы поступательного развития экономики России, в т.ч. и малого предпринимательства. Более того, с изменением демографической структуры меняется спрос на товары и услуги как в количественном выражении, так и по ассортименту. "Доходы населения непосредственно влияют на развитие малого предпринимательства, поскольку сужают возможность приобретения потребительских товаров и услугу".

Малые предприятия традиционно ориентируются на внутренние рынки, и по большей части они продолжат в перспективе придерживаться этой линии. Ведь размер малых предприятий часто препятствует их выходу на мировые рынки (хотя, конечно, новые средства коммуникации делают для маленьких фирм более легким доступ к иностранным партнерам).

Следует принимать во внимание, что многие из традиционных проблем малого бизнеса, такие как недостаток финансирования, трудности в эксплуатации высокотехнологичного оборудования, недостаток управленческих навыков, низкая производительность труда, административные барьеры, существенно обостряются в условиях глобальной интеграции в мировую систему торговли. Уже более года назад Россия вступила в ВТО. В этой связи для малых предприятий обострились (а в ближайшей перспективе обострятся ещё более) следующие бизнес-риски. Это, конечно же, ослабление протекционизма российских производителей и малых торговых компаний в результате снижения ввозных пошлин. Социолог и экономист В. Иноземцев считает: "Производители оказались в условиях усиления глобальной конкуренции и заполнения рынка более конкурентоспособными товарами. Многим малым торговым компаниям приходится трудно".

Сейчас на рынке цены на товар определяют крупные компании, которые импортируют, например, бразильские окорочка или аксессуары к мобильным телефонам. До вступления страны в ВТО малый бизнес закупал эти товары за рубежом по "серым схемам", а продавал по цене ниже, чем у крупных компаний. Но для последних себестоимость теперь снизилась. А. Третьяков, сопредседатель Санкт-Петербургского независимого Координационного совета по малому и среднему предпринимательству полагает: "Опережающий рост доходности крупных компаний оказывает давление на торговый малый бизнес".

Смотрите видео: Государственное регулирование малого бизнеса (November 2019).