Вопросы к Юристу

Самозахват участка земли - нарушение прав собственника земельного участка

Если этого не происходит, к нарушителю можно применить различные варианты защиты прав. Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то об этом нашего дежурного . Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

Москва и область: +7-499-938-54-25

Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54

Правообладатель земли обладает исключительными полномочиями по защите и восстановлению своих нарушенных прав, в том числе от самовольного занятия участка.

Статья 7.1. Самовольное занятие земельного участка

Как и любые другие составы административного правонарушения, содержащиеся в комментируемой статье составы имеют частично отличные от других объект, объективную сторону, субъект и субъективную сторону правонарушений.

Рассматриваемые составы носят формальный характер, поскольку административная ответственность за их совершение наступает с момента совершения виновных действий, независимо от возникновения или отсутствия негативных последствий, так как сами по себе действия, составляющие объективную сторону составов, влекут нарушение установленного порядка владения, пользования и распоряжения самовольно занятым земельным участком либо существующего на него права собственности.

Ответственность за самовольное занятие земельного участка

Впрочем, если захвату подвергаются земли другого назначения, это немногим лучше, т.

к. участок может относиться и к другой охраняемой категории. Для самовольного занятия земельного участка с точки зрения гражданского законодательства характерно то, что это не порождает никаких прав для лиц, которые совершили самозахват.

Это означает, что захватчики: Не могут совершать никаких сделок с участком. Землю не возможно ни продать, ни подарить, ни заложить, ни даже завещать. Захватчик не имеет никаких прав на этот участок и потому не может никак им распоряжаться.

Обязаны по первому требованию законного владельца освободить участок. к.

Статья 19.1 КоАП РФ.

Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями.

Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного . Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Нарушение границ садового участка

Кроме того, сосед не вправе был устанавливать сплошной забор между участками, он должен быть таким, чтобы не затенял ваш участок, то есть с отверстиями (решетчатый, сетчатый и т.п.).

21 Июля 2015, 14:52 Ответ юриста был полезен?

Горюнов ЕвгенийЮрист, г.

Куда мне нужно обратиться (в администрацию муниципального района или сразу в суд) и какие документы представить, чтобы принудить соседа перенести забор по «законной» границе?

Земли общего пользования: незаконный захват

седьмой главы КоАП РФ «Самовольное занятие земли» Самовольные действия по занятию участка земли или его эксплуатации без предусмотренных законодательством документов, а в некоторых случаях, без документации, разрешающей выполнение хозяйственной деятельности, – может повлечь административную ответственность в виде штрафа в объеме от 500 до 1 000 рублей для граждан, от 1 000 до 2 000 рублей – для должностных лиц, от 2 000 до 20 000 для юридических лиц.

  1. Статья 23.21 двадцать третьей главы КоАП «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков»

Указанные органы, могут рассматривать дела, касающиеся административных правонарушений, которые предусмотрены ст. ст. 7.10, 7.2 (ч.1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также ст.

Самовольный захват земли: закон и ответственность

Данный факт совсем не означает, что на участке владельца возникает чужой магазин или целое предприятие. Захваченные предпринимателем земли частных собственников могут использоваться для банального складирования инвентаря/материалов или утилизации мусора. Важно! Если захват земельного участка был произведен с целью открытия или развития частного предпринимательства без регистрации юридического лица, то нарушитель все равно несет ответственность как юридическое лицо (прим.

№1 к статье 7.1 КоАП РФ). Захват участка, принадлежащего юридическому лицу, физическим лицом. Такие случаи возникают достаточно редко ввиду того, что каждый предприниматель стремится оградить купленную территорию сразу после приобретения участка.

Самовольное использование «ничейного» участка физическим или юридическим лицом.

С 20 марта 2015 г. увеличиваются административные штрафы за нарушения земельного законодательства

Максимальный административный штраф не может превышать 100 000 рублей для граждан, 300 000 рублей для должностных лиц, 700 000 рублей для юридических лиц (подпункт 3 пункта 3.5.

КоАП РФ). Справочно: До 20 марта 2015 года штраф за самовольное занятие земельного участка (статья 7.1. КоАП РФ) являлся фиксированным и составлял для граждан от 500 до 1000 рублей, для должностных лиц — от 1000 до 2000 рублей, для юридических лиц — от 10 000 до 20 000 рублей.

Самовольное занятие лесного участка Кроме того увеличены штрафы за самовольное занятие лесных участков, в частности за указанное правонарушение предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 000 до 50 000 рублей, на должностных лиц — от 50 000 до 100 000 рублей, на юридических лиц — от 200 000 до 300 000 рублей (статья 7.9.

Самозахват участка земли — нарушение прав собственника земельного участка

05 Июля 2013, 11:26 Ответ юриста был полезен? + 1 — 0 Свернуть

получен гонорар 22%Юрист, г.

КубинкаОбщаться в чате

за это предусмотрена гражданско правовая ответственность, в рамках которой Вы можете истребовать участок обратно, взыскать убытки, а так же неосновательное обогащение, возникшее в результате пользования чужим имуществом.В данном случае так же возможна административная ответственность:Статья 7.1.

Ответы юристов (10)

Вопрос очень широкий, теоретически даже уголовная ответственность может быть. Обычно в таких случаях после устранения препятствий с захватчика взыскивают убытки по ст.15 ГК РФ, но Вы также можете написать заявление по ст.330 УК в полицию чтобы они провели проверку.

Но в Вашем случае необходимо знать подробности: кто, как и при каких обстоятельствах захватил землю.

Комментарий к Ст. 19.1 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Обязательным признаком самоуправства является самовольность, т.е. виновное лицо преднамеренно нарушает установленный действующим законодательством РФ определенный порядок осуществления своего действительного или предполагаемого права и вопреки этому порядку пытается осуществить неправомерные действия для достижения имеющихся у него противоправных целей. При этом виновный осознает, что действует без разрешения лица (или лиц), право которого данное деяние нарушает.

- Например, действия должностных лиц управляющих компаний, которые в нарушение требований, предусмотренных нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок предоставления коммунальных услуг гражданам, отключают потребителей от электроэнергии в жилых помещениях, зачастую квалифицируются как самоуправство.

- Установка ограждений и шлагбаумов, которые препятствуют свободному доступу смежных землепользователей, обладающих правом прохода и проезда, может квалифицироваться как самоуправство.

- Одним из примеров самоуправства также может быть признан случай, когда гражданин, придя на прием к врачу, требовал заверить копии медицинских документов, получив отказ в их заверении, не покидал кабинет врача, чем сорвал график приема посетителей.

2. Общим объектом рассматриваемого правонарушения является порядок управления. Родовым (видовым) объектом становится установленный в нормативных правовых актах порядок реализации гражданами и должностными лицами своих субъективных прав. В случае нарушения установленного порядка реализации субъективных прав причиняется существенный вред другим гражданам и юридическим лицам. Непосредственным объектом административного правонарушения является нарушение установленного порядка реализации своего действительного или предполагаемого права в определенной сфере публичного управления.

3. Объективная сторона комментируемого административного правонарушения характеризуется следующими признаками.

- Во-первых, рассматриваемое правонарушение может быть совершено только путем активных действий. Невозможно реализовать свои субъективные права путем бездействия.

- Во-вторых, действующим законодательством установлен определенный порядок реализации субъективных прав, например обращение в компетентные органы, суд, проведение определенных процедур и т.д.

- В-третьих, лицо реализует свое действительное или предполагаемое право вопреки установленному порядку. Реализация действительного права предполагает осуществление лицом фактически имеющегося у него правомочия, но с нарушением установленных процедур его реализации. Реализация предполагаемого права характеризуется осуществлением фактически не имеющегося у лица правомочия ввиду заблуждения, незнания закона или его игнорирования. Однако последнее не освобождает лицо от административной ответственности.

- В-четвертых, противоправными действиями не должен быть причинен существенный вред гражданам или юридическим лицам. Если же происходит обратное, то данные действия образуют уже состав преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ. Наличие существенного или несущественного вреда, причиненного самоуправством, должно быть определено исходя из оценки значимости причиненного ущерба, имущественного и финансового состояния потерпевшего, а также сложившейся судебной практики по подобным категориям дел.

- В-пятых, необходимо учитывать, что в КоАП РФ могут быть установлены самостоятельные составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за нарушение установленного порядка реализации субъективных прав, например ст. ст. 9.9, 19.9 КоАП РФ.

4. Субъектами данного правонарушения могут быть граждане и должностные лица, которые совершили самовольные действия для реализации субъективного права вопреки установленному законом порядку его осуществления.

5. Субъективная сторона рассматриваемого административного правонарушения характеризуется прямым умыслом по отношению к самовольным действиям, т.е. виновное лицо должно осознавать, что установлен определенный порядок в соответствии с действующим законодательством РФ для реализации своих прав.

6. Дела о самоуправстве возбуждаются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ), а также прокурором.

7. Дела о самоуправстве отнесены к подведомственности судей.

Определение термина

Определения статьи 19.1 Административного кодекса поясняют, причем однозначно, что

Не больше и не меньше. Кроме того, в статье подчеркивается, что подобные действия могут квалифицироваться, как самоуправство по КоАП, только в случае отсутствия факта нанесения значительного вреда другим гражданам или организациям.

Таким образом, самоуправством в чистом виде является совершенное деяние, повлекшее за собой нарушение каких-либо нормативов или определенного законом порядка действий. Причем, совершенно неважно, умышленно ли было совершено правонарушение, или по незнанию. Главное, чтобы подобное деяние было официально установлено.

Примерами «из жизни» могут служить такие случаи, как, например, самовольное размежевание дачного участка или земельного надела, перепланировка жилища в многоквартирном доме или возведение построек на муниципальной территории.

Сущность самоуправства

Самоуправство по КоАП не предполагает какого-либо иного наказания за подобное правонарушение, кроме административного, только в случаях, когда самовольные действия не нанесли существенного ущерба.

Любое самоуправство по КоАП невозможно без фактического нарушения прав других граждан или юридических лиц, определенных нормативно-правовыми документами. Это может быть и превышение должностных полномочий с присвоением не предусмотренных инструкцией функций или конфликт с управляющей компанией по установке тамбура.

В любом случае самоуправство подразумевает нарушение установленного и определенного порядка действий в той или иной ситуации.

Кто рассматривает дела о самоуправстве

Административной ответственности за такое правонарушение подлежат все лица достигшие шестнадцатилетнего возраста. Причем, независимо от того, является правонарушитель должностным лицом или обычным гражданином.

Дела о самоуправство по КоАП рассматриваются обычно мировым судьей на основании материалов, представленных сотрудниками МВД. Для составления соответствующего протокола о самоуправстве достаточно заявления физического или юридического лица.

Как видно из размеров штрафов, наказание самоуправства в большинстве случае носит предупредительный характер и не предполагает жестких репрессий .

К сожалению, не всегда российские граждане используют здравый смысл в своих действиях. Самовольные действия наперекор всем нормам и правилам – достаточно частое явление современной жизни. Однако следует помнить, что подобные деяния всегда будут пресекаться государством, независимо от статуса и положения правонарушителя.

Обзор документа

Ст. 19.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за самоуправство, т. е. самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юрлицам. Наказание - предупреждение или штраф (для граждан - от 100 до 300 руб., для должностных лиц - от 300 до 500 руб.).

Судья Верховного Суда РФ пришел к выводу, что гражданка была правомерно оштрафована по ст. 19.1 КоАП РФ за самоуправство.

Как следует из материалов дела, она владеет и пользуется земельным участком в садовом некоммерческом товарищества (СНТ). При этом гражданка перегородила предназначенную для водоотведения ливне-стоковую канаву, расположенную на землях общего пользования СНТ, ограничив тем самым доступ к ней, в т. ч. для осуществления прочистки.

Согласно ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником.

Гражданка ссылалась на то, что доступ к ливне-стоковой канаве, расположенной на землях общего пользования СНТ, ограничен ею для защиты ее земельного участка от проникновения посторонних лиц, а также от противоправных действий других членов СНТ. Но это не исключает наличия в ее действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.1 КоАП РФ.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Смотрите видео: Самозахват земли теперь становится дорогим удовольствием (November 2019).