Вопросы к Юристу

Административный иск на действия должностного лица

Если организация или физлицо подает в суд административное исковое заявление, связанное с оспариванием действий или бездействий судебного пристава-исполнителя, то платить госпошлину не нужно (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 10 мая 2018 г. № 03-05-06-03/31294 "Об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче в суд административных исковых заявлений, связанных с оспариванием").

Ведомство отметило, что в отдельных случаях от уплаты госпошлины освобождаются организации и физлица при рассмотрении дел Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (абз. 3 подп. 7 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса). Например, при подаче в суд административных исковых заявлений, заявлений об оспаривании действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, а также жалоб на постановления по делам об административных правонарушениях, которые вынесли уполномоченные органы.

При этом в других статьях НК РФ установлен закрытый перечень случаев, когда госпошлина взимается при рассмотрении административных исковых заявлений. Например, при подаче административного искового заявления об оспаривании актов федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных госорганов, Банка России, государственных внебюджетных фондов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами (подп. 6.1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ).

Вправе ли организация учесть в расходах сумму уплаченной государственной пошлины? Узнайте из материала "Учет судебных расходов" в "Энциклопедии решений. Хозяйственные ситуации" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Административный иск на действия должностного лица

17 сентября 2016 г. Василенко Ю.Б., генеральный директор ООО «Бригантина», обратилась в Управление МВД по Астраханской области с целью оформления лицензии на осуществление частной охранной деятельности с правом оказания охранных услуг по защите жизни и здоровья граждан, охране объектов и (или) имущества (в том числе при его транспортировке). Для получения указанной лицензии мною представлены документы, указанные в перечне Административного регламента МВД, а именно: заявление, копия документа о наличии образования и др. Должностное лицо, осуществляющее прием документов, затребовала у меня предоставить копии учредительных документов на фирму. Я ответила отказом, поскольку в перечень обязательных документов такие материалы не входят, следовательно, отказ в приеме документов на лицензию будет нарушать мои права и законные интересы. Обратившись к начальнику отдела по вопросам осуществления охранной деятельности, документы на лицензию были приняты. 30 октября 2015 г. я получила письменный отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в предоставлении лицензии в связи с «наличием в документах заявителя неполной информации». Считая такой отказ необоснованным, я обратилась к начальнику Управления МВД по Астраханской области, однако мне также было отказано со ссылкой на не предоставление учредительных документов и неисполнение межведомственного запроса в ФНС.

Руководствуясь статьями 218-220 КАС РФ,

  1. Признать незаконным отказ заместителя начальника Управления МВД России по Астраханской области в выдаче лицензии на осуществление частной охранной деятельности.
  2. Обязать Управление МВД России по Астраханской области выдать ООО «Бригантина» лицензию на осуществление частной охранной деятельности

  1. Копия жалобы на действия должностного лица
  2. Квитанция госпошлины в суд
  3. Копия письма с отказом
  4. Копия ответа на жалобу
  5. Копии документов, приложенные к заявлению на получение лицензии

Василенко Ю.Б. 20.11.2016 г.

Должностные лица

К должностным лицам действия (бездействие) которых могут быть оспорены по правилам главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, следует относить лиц выступающих от имени органов государственной власти, органов местного самоуправления, принявших оспариваемое решение, совершивших оспариваемое действие (бездействие), имеющие обязательный характер и затрагивающие права и свободы граждан и организаций.

К должностным лицам, в частности, относятся:

  • лица, замещающие государственные должности РФ, лица, замещающие государственные должности субъектов РФ, лица, замещающие муниципальные должности,
  • должностные лица службы судебных приставов, исполняющие судебные постановления или постановления иных органов, а также должностные лица службы судебных приставов, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов,
  • должностные лица органов прокуратуры, решения, действия (бездействие) которых не подлежат оспариванию в порядке уголовного судопроизводства, а также в порядке производства по делам об административных правонарушениях,
  • должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов, в частности государственные инспекторы труда, государственные инспекторы в области охраны окружающей среды.

Нельзя в таком порядке обжаловать действия руководителей и работников коммерческих организаций, работников государственных учреждений и других лиц, чьи действия не носят властно-распорядительного характера. Нельзя в этом порядке оспаривать действия вышестоящего руководства. Для перечисленных случаев необходимо обращаться в суд в порядке искового производства.

Как подготовить административный иск на действия должностного лица

Перед подачей административного искового заявления на руках у заявителя должны быть документы, подтверждающие, что он обращался к данному должностному лицу. Следует учитывать, что в большинстве случаев срок ответа на обращение граждан составляет 1 месяц, однако может быть и сокращенным. Если в установленный срок ответ на обращение не получен, то обжалуется бездействие должностного лица. Если по данному обращению принято какое-то решение, то обжаловать нужно именно этот документ. В этом случае требования будут звучать так:

  • признать действия должностного лица незаконными
  • признать бездействие должностного лица незаконным
  • признать решение должностного лица незаконным

Не пишите в тексте фамилию должностного лица, действия которого Вы обжалуете. За то время, пока готовиться и подается в суд жалоба, он может быть уволен, переведен на другую работу, могут измениться его должностные обязанности. Заинтересованным лицом нужно указывать именно наименование должности того должностного лица, действия которого обжалуются.

В тексте жалобы подробно опишите для чего обращались к этому должностному лицу, какой вопрос нужно было решить, какие документы получить. Укажите, какие документы представлялись, на чем основано нарушенное право.

Рекомендуем указывать в качестве 2 административного ответчика и орган власти, в котором выполняет свои обязанности должностное лицо. Статьей 221 КАС РФ предусмотрена обязанность суда привлекать этот орган в качестве 2 ответчика, поэтому указание его в административном иске ускорит рассмотрение дела.

Подача и рассмотрение административного иска на действия должностного лица

Административный иск на действия должностного лица подается в районный суд. Заявитель может подать жалобу по своему месту жительства или по месту нахождения должностного лица, чьи действия он обжалует.

При подаче административного искового заявления следует учитывать, что срок обжалования ограничен 3 месяцами. Этот срок исчисляется c того момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о нарушении своего права. То есть с момент получения письменного отказа или истечения срока для получения такого ответа.

Пропуск срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении требований. Пропущенный срок можно восстановить: заявление о восстановлении срока .

Сроки рассмотрения административного иска на действия должностного лица — 2 месяца.

Особенностями рассмотрения административного иска на действия должностного лица является то, что заявитель должен доказать только наличие права на получение того, зачем обращался к должностному лицу и сам факт обращения.

Должностное лицо должно доказать, что оно действовало в соответствии с законом, как по существу принятого решения или действия, так и по процедуре.

Суд не связан с доводами административного иска. Он будет проверять все действия должностного лица на соответствие закону, независимо от того ссылался ли на них заявитель. Однако суд связан предметом заявленных требований. То есть суд не вправе принять другое решение, о котором не просил его заявитель. Кроме признания действий незаконными суд должен в решении указать, как устранить допущенные нарушения. Вместе с тем суд не вправе подменять собой должностное лицо.

При несогласии с решением суда заявитель или заинтересованное лицо вправе подать апелляционную жалобу по административному делу. Повторная подача административного иска на действия должностного лица законом не предусмотрена.

Отличие КАС РФ от ГПК РФ и АПК РФ

Нормы КАС РФ, устанавливающие подведомственность и подсудность административных дел, в целом вполне соотносимы с аналогичными нормами подразд. III разд. II ГПК РФ, которые до 15 сентября 2015 г. применялись к делам, возникающим из публичных правоотношений.

Большинство и других процессуальных правил без существенных изменений перенесены в КАС РФ из ГПК РФ.

Из АПК РФ также заимствованы некоторые нормы, в том числе правила освобождения от доказывания обстоятельств, признанных сторонами.

Из нововведений следует отметить следующие. Для инициирования судебного разбирательства нужно обратиться в суд с административным исковым заявлением (а не с заявлением или исковым заявлением, как было ранее).

Закреплена возможность извещать и вызывать участвующих в деле лиц, свидетелей, экспертов, специалистов и переводчиков СМС-сообщениями, при условии соблюдения правил, предусмотренных статьей 96 КАС РФ).

Новеллой является установление обязанности для административного истца, обладающего государственными полномочиями, направлять лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления.

С 15.09.2016 предусмотрена возможность подачи искового заявления с использованием сети Интернет, путем заполнения специальной формы на сайте суда.

КАС РФ расширены возможности совместного участия истцов в рассмотрении административных дел, определена процедура обращения в суд с коллективным административным исковым заявлением, для целей оспаривания НПА установлена обязанность лица без высшего юридического образования нанимать юристов, установлены меры предварительной защиты и условия их применения, установлены сокращенные сроки принятия и рассмотрения исковых заявлений и жалоб.

Понятие административного иска и административного искового заявления

КАС РФ хотя и вводит в оборот понятие "административный иск", не содержит соответствующей нормы-дефиниции (определения понятия).

Административный иск можно определить как обращенное в суд первой инстанции требование о защите публичных материальных прав, свобод и законных интересов.

Административное исковое заявление – документ, который может содержать несколько административных исков. Например, административным истцом заявлено более одного материально-правового требования. Так, согласно статье 124 КАС РФ, административное исковое заявление может содержать требования:

  1. о признании не действующим полностью или в части нормативного правового акта, принятого административным ответчиком,
  2. о признании незаконным полностью или в части решения, принятого административным ответчиком, либо совершенного им действия (бездействия),
  3. об обязанности административного ответчика принять решение по конкретному вопросу или совершить определенные действия в целях устранения допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца,
  4. об обязанности административного ответчика воздержаться от совершения определенных действий,
  5. об установлении наличия или отсутствия полномочий на решение конкретного вопроса органом государственной власти, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностным лицом.

Административное исковое заявление может содержать иные требования, направленные на защиту прав, свобод и законных интересов в сфере публичных правоотношений.

Оплата госпошлины по административному иску

Ведь пошлина идёт, в том числе, и на финансирование работы органов судебной власти, без существования которой граждане не будут иметь возможностей защитить свои права законными методами. Тем боле, что законодательство, хотя и установило обязательный порядок уплаты государственной пошлины, всё же предоставляет гражданам, не имеющим в настоящее время финансовых возможности оплаты всей её суммы в виде одного платежа, постепенный вариант внесения денежных средств или даже уменьшение размера госпошлины.Расчет размера пошлины по административному искуРазмер оплаты судебных издержек регулируется Налоговым кодексом РФ и зависит от типа исковых претензий. По большей части при подаче иска по административному делу, не имеющего имущественных требований, или же с наличием в иске материальных претензий, не подлежащих оценке, размер госпошлины установлен в сумме 300 рублей.Однако это касается лишь исков, подаваемых от имени физических лиц.

Госпошлина в суд

При уменьшении истцом размера исковых требований сумма излишне уплаченной госпошлины ему может быть возвращена по его заявлению.При подаче исковых заявлений о разделе имущества, находящегося в общей собственности, а также при подаче исковых заявлений о выделении доли из указанного имущества, о признании права на долю в имуществе, размер госпошлины в общий суд исчисляется в следующем порядке:

  1. если ранее суд вынес решение о признании права собственности истца (истцов) на указанное имущество – 200 рублей.Если наследники подают исковые заявления об истребовании принадлежащей им доли имущества — госпошлина уплачивается в порядке, установленном при подаче исковых заявлений имущественного характера, не подлежащих оценке, если спор о признании права собственности на это имущество судом ранее был разрешен.

Арбитражный суд Магаданской области

Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (часть 2 статьи 114 АПК РФ). В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ).

Исковое заявление административное.

Образец административного искового заявления согласно КАС РФ

Здесь также следует указать Ф.И.О. и адрес проживания (для граждан) или наименование и адрес местонахождения, сведения о госрегистрации (для юрлиц), номер телефона.

Образец административного искового заявления, согласно КАС, включает в себя текст, в котором лицо описывает свои требования.

Субъект, предъявляющий претензии, должен привести информацию о том, какие именно права были нарушены ответчиком, либо о причинах, которые могут привести к ущемлению его интересов.

Платится ли госпошлина при подаче административного искового заявления на бездействие сотрудника прокуратуры

  1. для физлиц — 300 рублей,
  2. для организаций — 2 000 рублей.

Если в суд подается административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, то необходима уплата такой госпошлины (пп.

15 п. 1 ст. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Соответствующими полномочиями по отмене этого постановления наделены старший судебный пристав и его заместитель (пункт 2 статьи 8, пункт 2 статьи 9, пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах), часть 5 статьи 14, часть 9 статьи 47, часть 4 статьи 108, статья 123 Закона об исполнительном производстве).

Административный иск на должностное лицо

Административный истец должен указать, сведения о правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым действием (бездействием), нормативные акты, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое действие (бездействие).

В административном иске на должностное лицо необходимо указать о досудебном обжаловании действий должностного лица в вышестоящие органы и приложить имеющуюся переписку по этому поводу.К административному иску прикладывается его копии, по числу лиц, участвующих в деле, документ об уплате госпошлины, документы, подтверждающие основания предъявления административного искового заявления.Административный истец имеет право предварительно, перед обращением в суд, отправить пакет документов административным ответчикам.

Административные дела: что это?

Административные дела – это рассматриваемые в рамках административного судопроизводства дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (ст. 1 КАС РФ). Административные дела рассматриваются Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции, мировыми судьями в соответствии с нормами КАС РФ.

Госпошлина по административным делам

При подаче административного искового заявления имущественного характера, подлежащего оценке, размер госпошлины зависит от цены иска (пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

Если подается административное исковое заявление об оспаривании (полностью или частично) нормативных правовых актов (нормативных актов) госорганов, ЦБ РФ, государственных внебюджетных фондов или об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства госпошлина составляет (пп. 6 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • для физлиц — 300 рублей,
  • для организаций — 4 500 рублей.

Подача административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) госорганов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными требует уплаты госпошлины в следующих размерах (пп. 7 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • для физлиц — 300 рублей,
  • для организаций — 2 000 рублей.

Если в суд подается административное исковое заявление о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, то необходима уплата такой госпошлины (пп. 15 п. 1 ст. 333.19 НК РФ):

  • физлицам — 300 рублей,
  • организациям — 6 000 рублей.

Напомним, что госпошлина по административному исковому заявлению должна быть уплачена до обращения в суд (пп. 1 п. 1 ст. 333.18 НК РФ).

Смотрите видео: Обжалование решений государственных органов: советы юриста (April 2020).